Гуцульские писанки
На Гуцульщине пишут писанки почти в каждом селе. Но в каждом из них пишут по-своему, везде свои излюбленные орнамент и колорит. В нынешнее время сложились несколько таких центров писанкарства. Это — Космач и прилегающие к нему села: Замагоров, Яворов, Виженка и другие. По силе художественной выразительности, характеру изображения, декоративному ритму и жанровым композициям замагоровские писанки можно отнести к числу самых ярких и оригинальных произведений народного искусства Гуцулыцины.
Село Замагоров расположено в самом центре Верховинского района, среди поросших лесом холмов-великанов, темно-зеленых вблизи, постепенно голубеющих где-то вдали и почти тонущих в розовой дымке горизонта белоснежных вершин горных хребтов. Везде по склонам гор, среди изумрудно-зеленых летом и бархатно-охристых осенью полонии раскинулись деревянные гуцульские хаты, к которым, как тонкие паутинки, ведут узенькие тропки. Особенно красиво в Замагорове весной, когда пышно расцветает природа. Нежно-зеленые полонины покрываются сказочным одеянием, фиолетово-красным с желтым оттенком. И перед нами, как отражение этой картины, возникают замагоровские писанки, в которых так ярко запечатлена красота карпатского пейзажа.
Писанкарством на Гуцульщине занимаются в основном женщины — здесь требуется легкость руки и точность воспроизведения рисунка. Но есть и мастера-мужчины, в совершенстве овладевшие этим сложным видом народного искусства. В селе Замагоров выделяется писанкарь Иван Алексеевич Семчук. Уроженец этого села, он сумел сохранить и передать нашему современнику традиции замагоровской писанки. Его писанки — будто застывшие поэтические пейзажи, они покоряют богатством фантазии и тонкостью композиционного чутья. На его писанке рядом с традиционными лошадками, оленями, цветочками. Основные деления поверхности писанки на орнаментальные поля у И. А. Семчука выполнены четко, почти с ювелирной точностью, и в то же время легко и непринужденно, что говорит о высоком мастерстве художника. В основном встречаются продольные деления яйца, хотя есть и поперечные, и продольнопоперечные. На плоскостях деления мастер свободно располагает сложившуюся на протяжении многих веков систему орнаментации, в которой воплотились древние традиции искусства гуцулов. Об этом свидетельствуют названия и самих писанок, и мотивов росписи.
На писанках Семчука часто встречаются изображения животного мира.
В замагоровской писанке отчетливо заметна и связь с архитектурой горцев. В таких писанках, как «попружка» —- поясочек, «ланцюжок» — цепочка, «хрестата» — крестообразная, «повздовжно-скисна» — продольно-наклонная, «на висим гатун- кив» — на восемь сторон, можно заметить многочисленные геометрические мотивы: «кривульки», «зубцы», «триклинчики», «сорок клинчиков» и другие сходные с архитектурой элементы, характерные для гуцульского зодчества.
Иван Алексеевич широко употребляет также мотив «сосенки»— вечнозеленого вьющегося растения, произрастающего на влажной почве. Эта тема берет начало от особого отношения наших предков к растительности, мотивы которой еще в древние времена использовались для символических изображений мифологического «небесного змея»; этот образ согласно тогдашним представлениям символизировал жизнь. Писанкарь очень любит рисовать мотив «бесконечник» — чрезвычайно оригинальный элемент в виде волнообразной полосы, который пришел к нам еще из Трипольской культуры. Есть и другие названия писанок, такие, как «чичка с фасульками» — цветочек с фасолью, «кожушок» (продольный и поперечный), «крежик» — крестик, «колысочка» — качель и другие. Многие названия происходят от имен или внешнего облика человека — «катеринка», «кучерявка», «парасочка».
Самобытен и колорит замагоровской писанки, которую в наше время так ярко представляет творчество Семчука и многих мастериц Космача, продолжающих древние традиции. Желто-охристая краска в сочетании с фиолетовыми пятнами и темно-красными цветками, изумрудно-зелеными листьями на темно-коричневом фоне напоминает буйно цветущие полонины, которые раскинулись вокруг сел Замагоров и Космач. Характерно, что писанкарь изготовляет желтую краску старинным способом из коры дикой яблони и тем самым придает своей писанке приятный бархатно-золотистый оттенок. Семчук в расцвете творческих сил. У него есть ученики, которым он передает свой богатый опыт, в них он видит продолжателей своего дела, будущее народного искусства. Пишет писанку и его сын Ивась. Искусству писанки у старейших мастеров учится и молодежь Космача.