Добродея-Зоя

Добродея-Зоя
Добродея-Зоя. Условный портрет

Сын великого князя киевского Владимира Мономаха Мстислав Владимирович был последним русским князем, при котором еще держалось единство Руси. Земля Русская достигла к началу XII в. большого могущества, что было ведомо и европейским государствам, и Византии. Брачные связи с представительницей правящей киевской династии были желательны для любого значительного государства того времени. Эти причины привели в 1122 г. послов Царь- града (Константинополя, столицы Византии) в Киев. После недолгих переговоров посольства с князем Мстиславом Владимировичем и его супругой, принцессой шведской Христи ной, их дочь Добродея-Зоя была просватана за старшего племянника византийского императора Алексея Комнина. Русская летопись, подчеркивая важность заключения этого брака, отмечает, что Мстиславна была «ведена в греки за царь», то есть стала царицей.

В далеком Царьграде княжну Добродея-Зоя стали называть Евпраксией (это был буквальный перевод с русского: «еупраксос» по-гречески — «добродеяние»). При коронации ее нарекли и вторым именем — Зоя, что означает «жизнь»: византийский двор надеялся, что русская княжна даст жизнь долгожданному наследнику императорского престола. Однако детей у Евпраксии-Зои долго не было. Дни свои она проводила в обществе принцессы Анны Комнины, известной византийской хористки, написавшей биографию своего отца, и ее приближенной, вельможной дамы по имени Ирина, покровительствовавшей ученым и интересовавшейся историей. Общение с этими образованными женщинами наложило от печаток и на круг пристрастий Евпраксии-Зои, увлекшейся историей медицины.

Добродея-Зоя, дочь великого князя Киевского Мстислава Владимировича (XII в.)

В 1129 г. Евпраксия родила, но не сына, ожидаемого все ми, а дочь. Супруг Евпраксии, император Алексей, вскоре скончался. Правителем Византии стал его брат, а вдовствующая императрица вынуждена была уйти от шумной придворной жизни. Она долго носила траур, так что близкие ее находили в ней сходство с печальной монахиней. Ее все более влекли медицинские книги, и вскоре Евпраксия или Добродея-Зоя приобщилась к древнему искусству врачевания. Вот когда пригодилось ее умение лечить травами. Свои знания Евпраксия обобщила в трактате «Алимма» («мази»), написанном по-гречески. Этот уникальный труд находится в книгохранилище известных итальянских властителей — библиотеке Медичи во Флоренции. К сожалению, до наших дней он сохранился в неполном виде.

Трактат «Алимма» состоял из пяти частей и освещал вопросы гигиены, микропедиатрии, дерматологии, внутренних болезней и гинекологии. Размышляя об устройстве человеческой психики, Евпраксия выделила четыре типа различных темпераментов, талантливо предугадав будущие научные систематизации. На страницах труда Евпраксии читатель мог найти и описания свойств гомеопатических «взваров», и приемы массажа.

Ученость, практический опыт, обширные знания Евпраксии-Зои не вызывали, однако, симпатий ни у императорских придворных, ни у самого правителя. Один из византийских хронистов того времени утверждал, что врачи, служившие при дворе, не признавали таланта этой замечательной женщины, обвиняя ее в «пристрастии к колдовству и знахарству». В действительности же трактат Евпраксии-Зоиника ких описаний «чародеинных» средств не содержал; напротив, в нем было — как можем мы теперь судить — немало блистательных догадок, опередивших свое время.
…Что сталось с Евпраксией и ее дочерью? Скупые столбцы византийских хроник об этом молчат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art