Запрестольный крест Вологды
Старинные описи многих русских монастырей и храмов упоминают о больших запрестольных крестах, зачастую имеющих сложную и интересную историю, связанную с зарождением и бытованием древних архитектурных памятников России. В настоящее время уникальные произведения этого рода хранятся в ряде крупнейших музеев нашей страны. Они достаточно хорошо изучены и опубликованы. Однако и в наши дни в фондах провинциальных музеев бывают удивительные находки уникальных, ранее неизвестных памятников декоративно-прикладного искусства, нуждающихся в реставрации и исследовании.
Из подобных памятников следует отметить деревянный крест XV—начала XVI века из собрания Эрмитажа. С двух сторон в пяти круглых медальонах крест украшен десятью иконописными изображениями северных писем: Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, Николы, Дмитрия, Георгия, Иоанна Милостивого, Параскевы-Пятшщы.
Немало четырехконечных деревянных крестов XVII века изображено на архивных снимках. На таких памятниках (большая часть которых не сохранилась до нашего времени) очень интересно сочетание стилизованного растительного узора и иконописных изображений в круглых медальонах. К подобным произведениям относится резной деревянный выносной крест второй половины XVII века из Воскресенского монастыря города Углича. Крест имеет штралы (лучи), по краю украшен круглыми бусинами, напоминающими жемчужины. В рельефный резной декор из перевивающихся стеблей трав вплетены фантастические цветы, чередующиеся с реальными ромашками и васильками. В центре креста в круглом медальоне — иконописное изображение Распятия, по краям — в круглых медальонах — написаны праздники.
Памятник украшен позолоченным басменным серебром и резными костяными пластинами (из 84 пластин многие утрачены и заменены более поздними). Возможно, крест поступил в Спасо-Прилункий монастырь в качестве драгоценного вклада великого князя Василия III или его сына Ивана IV3. Исследователи креста предполагают, что монументальное произведение сделано знаменитым троицким художником Амвросием и мастерами его круга.
Древние монументальные деревянные кресты с великолепной резьбой хранятся в Новгородском музее. Поклонные и памятные кресты зачастую в древности стояли на открытом месте, вне храма, их возникновение связано с традицией утверждения крестов в память о закладке храма или монастыря. Надпись на кресте сообщает, что 15 основе креста «древо», сделанное руками основателя монастыря монаха Саввы и воздвигнутого им по пришествии на реку Вишеру.
Очень интересен деревянный восьмиконечный крест первой половины XVI века из Воскресенского монастыря с крупным резным «Распятием» и сложными рельефными изображениями, образующими символико-догматическую композицию на тему Воскресения. Круглые медальоны на концах центральной перекладины этого креста являются влиянием на новгородский памятник византийских четырехконечных крестов с дисками на концах.
В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в 1991 году был обнаружен ранее неизвестный двухметровый восьмиконечный крест. Черный, покрытый толстым слоем копоти и пыли, с разбитой эмалыо, полу- осыпавшимся жемчугом, растрескавшимся деревянным основанием, он не привлекал внимания историков отечественного искусства.
Крест был отреставрирован специалистами Отдела металла Государственного института реставрации (Гос НИИР) В.В. Игошевым и В.В.Ветлужским. В в марте 1998 г. в выставочном зале Гос НИИР состоялась выставка этого уникального произведения.
После очистки массивного бруса, из которого сделан вологодский крест, открылась плотная красно-коричневая текстура, характерная для кипариса. Дорогое и редкое «дерево кипарисное — по словам Г1.Флоренского — древний символ вечной жизни п нетления». Найденные архивные материалы свидетельствуют, что престол, за которым находился крест, был выполнен также из кипариса. Привозное дерево очень редко встречалось в северных русских храмах в таких больших количествах.
Обращает на себя внимание овальный медальон с крестовидным ажурным обрамлением орнамента «рокайль» в нижнем перекрестии. На медальоне рельефно чеканена «Тайная Вечеря», повторяящая по композиции икону, написанную царским изографом Симоном Ушаковым в 1685 г. для иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Смысловым и композиционным центром чеканной дробницы мастер сделал овальное блюдо на низком поддоне с несколько выпуклым дном. На иконе Симона Ушакова есть точно такое же блюдо, но центром композиции является Христос, фигура которого выделена на фоне красной драпировки.
Монументальное здание в форме высокого куба на под- клете увенчано близко поставленными друг к другу пятью луковичными главами на световых барабанах, декорированных арочным пояском и узкими колонками.
Очень своеобразен интерьер храма, имеющий двухстолпную конструкцию. Два мощных столба поставлены в центре подклета и в верхнем основном этаже церкви. Двухстолпные храмы в XVI—XVII веках широко бытовали на русском Севере и в средней полосе России. Храм Николы во Владычной слободе обладает характерными признаками костромского архитектурного варианта и скорее всего связан с творчеством артели костромских мастеров XVII века.
Иконостас храма с фигурами ангелов, держащих рипиды, был один из лучших в Вологде. Парадный, богатый барочными деталями иконостас имел полихромную отделку с белыми, синими, золотыми тонами, щедро украшенный венками, медальонами и гирляндами, что создавало в храме некоторую театральную торжественность, столь характерную для XVIII века.
Запрестольный крест является уникальным произведением русского декоративно-прикладного искусства XVIII века и тесно связан с древнейшими отечественными культурными традициями. На основании найденных архивных материалов и изучения стилистических особенностей вологодский крест можно датировать 1785 годом.