Искусство древнего Рима
С эпохой расцвета Римской империи связано творчество знаменитого греческого писателя Плутарха и сатирика Лукиана, которого Энгельс назвал «Вольтером древности». Трудно переоценить значение римского права для всей последующей истории юридической мысли Европы, а латинокий язык, на котором говорили и древние римляне, и многочисленные народы, подвластные Риму, стал родоначальником целой семьи современных романских языков, куда входят итальянский, французский, испанский, румынский и другие языки.
Древний Рим внес замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Его выдающиеся достижения — грандиозные памятники зодчества: великолепные дороги, мощенные каменными плитами, которые соединяли Рим с самыми отдаленными городами обширной империи, гигантские акведуки-водопроводы, величественные храмы, зрелищные и мемориальные сооружения. Высочайшего совершенства достигли скульпторы, художники и мастера декоративно-прикладного искусства Древнего Рима. Его художественная культура органично впитала в себя все лучшее, что создали цивилизации Древнего Востока и античного Средиземноморья, и в то же время сохранила неповторимую оригинальность и своеобразие эстетических вкусов, которые сложились на протяжении нескольких веков существования древнеримского рабовладельческого государства.
Многое Рим унаследовал от своих предшественников, но особую роль в формировании и расцвете его искусства сыграли творческие традиции этрусков, одного из наиболее развитых народов Древней Италии, и культура Древней Греции.
С легендами об основании города связан самый ранний памятник римской скульптуры — бронзовая статуя волчицы, получившая прозвище «Капитолийской» от названия холма, где она стояла. Эту статую отлили в начале V века до н. э., когда Рим освободился от власти этрусских царей, более столетия правивших городом, и стал рабовладельческой республикой. Скульптура находилась рядом с древнейшим храмом бога-громовержца Юпитера Капитолийского и напоминала о событиях, якобы сопутствовавших возникновению Рима. По преданию, его основали в 754 г. до н. э. братья-близнецы Ромул и Рем — сыновья бога войны Марса, потомки троянского героя Энея. Их мать была дочерью правителя города Альба Лонга, которого сверг с престола его коварный и завистливый брат Амулий. Он же приказал бросить в реку Тибр корзину с новорожденными, но волны вынесли их на берег. Плач голодных малышей привлек волчицу, которая выкормила их своим молокам. Став взрослыми, братья отомстили жестокому Амулию и, покинув Альба Лонга, заложили новый город на месте чудесного спасения. При этом между братьями вспыхнула ссора, и старший, Ромул, убил Рема. Город же получил имя основателя — Ромула. Современные итальянцы, как и древние римляне, называют его «Рома», мы же в силу давней традиции произносим имя «вечного города» как «Рим».
Образ волчицы стал символом всей истории Древнего Рима. В V—I веках до н. э., в период существования Римской республики, ее легионы завоевали города этрусков и греческие колонии на юге Апеннинского полуострова, сокрушили мощь Карфагена, захватили Грецию, страны Ближнего Востока, Египет, Северное Причерноморье. За пять столетий Рим из маленького, ничем не примечательного городка, расположенного на семи холмах по течению Тибра, превратился в столицу огромной империи. Ее границы простирались от берегов Атлантики до пустынь Средней Азии, от снежных хребтов Кавказа до порогов Нила.
В I веке до н. э. форум занимал пространство длиной 160 ‘метров и шириной от 50 до 80 метров.
Она с бесстрастной точностью передавала черты лица умершего человека. Такие маски выставляли в парадной комнате богатого дома — атриуме, а в дни погребальных процессий их несли за гробом покойного, как будто, кроме живых родственников, в траурном шествии принимали участие и предки умершего. От этих статуй требовали прежде всего внешнего сходства, поскольку они изображали людей, хорошо известных римлянам. Конкретность восприятия отличает творчество римских мастеров от типически обобщенных образов классического искусства Древней Греции. Представлению о прекрасном, сложившемуся у римлян, свойствен трезвый рациональный подход к действительности, без «малейших попыток ee идеализации.
Этими чертами отмечен портрет старого римлянина, исполненный в I веке до н. э. С удивительной зоркостью скульптор передал в мраморе мощный купол головы и аскетически суровый облик модели — глубоко посаженные глаза, высохшую, как пергамент, кожу, сжатые в тонкую линию губы и тяжелый волевой подбородок. Мастера привлекло не только своеобразие внешности, но и общее впечатление, которое производит это старческое лицо, проникнутое внутренней значительностью.
Идея мощи и силы императорского Рима нашла образное выражение в многочисленных статуях правителей, воздвигнутых в храмах и на площадях во всех городах огромной державы. Изображая императора, скульптор стремился сохранить портретное сходство и в то же время подчеркнуть качества идеального гражданина — цельность натуры, благородство, обаяние ума и нравственную красоту.
Правитель в чеканных доспехах полководца обращается с речью к воинам. Могучая фигура с атлетически развитой мускулатурой вызывает в памяти классические статуи Древней Греции, которые служили римским мастерам этой эпохи образцом для подражания.
Гладкую стену, венчающую Колизей, расчленяют коринфские пилястры, а между ними выступают кронштейны, к которым крепились паруса, защищавшие зрителей от палящего южного солнца. В оформлении внешнего облика Колизея зодчий умело применил элементы греческой ордерной системы, превратив их в архитектурную декорацию.
Площадку назвали ареной, поскольку обычно ее посыпали мелким белым песком (по-латыни «арена»), чтобы скрыть кровь. Амфитеатр вмещал около 50 тысяч зрителей.
Римские зодчие эпохи империи особенно широко использовали такие архитектурные формы, как арка, свод и купол. Арка приобрела и самостоятельное значение, превратившись в триумфальный памятник, который воздвигали в честь императоров и одержанных ими побед.
Типичным памятником Рима времен империи была колонна императора Траяна — монумент, прославляющий победу римлян над племенами даков, одержанную в начале II века н. э. Внутри она имела винтовую лестницу из 185 ступеней, а снаружи была облицована плитами паросского мрамора с высеченными на них рельефами, которые с римской точностью и любовью к деталям воспроизводят важнейшие эпизоды двух войн Траяна с даками. В этих сценах показаны 2500 разнообразных фигур, и среди них 90 раз повторяется изображение самого Траяна, одного из наиболее выдающихся полководцев и правителей Римской империи. Двухсотметровый фриз, опоясывающий колонну Траяна, — уникальный памятник римской скульптуры и великолепный образец повествовательного исторического рельефа.
К числу самых знаменитых сооружений Древнего Рима относится построенный в 115—125 гг. н. э.
Украсив купол пятью рядами перспективно уменьшающихся кессонов, зодчий не только значительно уменьшил его вес.
Один из римских поэтов сравнивал умело сложенную из разноцветных камешков или цветного стекла (так называемой смальты) мозаику с искусно составленной речью.
Сложное композиционное построение, использование смелых ракурсов и красота колорита говорят о большом таланте и тонком вкусе создателя мозаики.
Его высоко ценили в период средневековья, оно сыграло важную роль в становлении искусства Возрождения и европейского классицизма. И в наши дни лучшие творения Древнего Рима вызывают большой интерес и благодарное восхищение современного зрителя.