Culture and art

Культура и искусство

Распятие с Марией и Иоанном Дерево, темпера.

Распятие с Марией и Иоанном
Дерево, темпера. 85,5X52,7 (в готическом обрамлении—103×57,7). ГЭ 4131 На табличке креста: I.N.R.I. Внизу на раме: PATER NOSTER • QVIES • INCIELIS • SAN- TIFI (Отче наш, сущий на небесах). Евангелие от Матфея, 6, 9
В рукописном каталоге собрания графа П. С. Строганова (1864) «Распятие» числилось произведением неизвестного последователя Джотто XIV в.
М. И. Щербачева (устно) приписала картину Джованни даль Понте; эта атрибуция нашла отражение в Кат. 1958 и 1976.
Однако автором «Распятия» является не Джованни даль Понте, испытавший сильное влияние Лоренцо Монако и развивший готические традиции в живописи Флоренции, а Никколо ди Пьетро Джерини. Этот художник, по словам Лазарева, «заносит традицию джот- тесков в XV в. как никто другой, способствуя ее вырождению в академическую систему, безжизненную и схематическую» (Лазарев
1959, с. 92).
Именно ограниченность репертуара художника в области композиции, типов и жестов облегчила определение имени автора эрмитажного произведения, являющегося прямой аналогией к «Распятию с Марией и Иоанном и св. Франциском» (Национальная пинакотека, Сьена, инв. № 607, 122×64).
Наиболее существенное различие между ленинградской и сьенской картинами сводится к тому, что в последней мадонна и Иоанн не стоят, а сидят у подножья креста и между ними помещена фигура св. Франциска, обнимающего распятие.
Никколо ди Пьетро Джерини выступает как поздний последователь Джотто. Условность пространства и золотого фона у него особенно отчетливо контрастирует с подчеркнутым решением объемов.
Боскович датировал сьенскую картину 1390—1395 (Boskovits 1975, р. 415). Та же датировка может быть принята и для эрмитажного произведения, относящегося к зрелой манере мастера, отличающейся тонкой разработкой цвета и четким рисунком. Происхождение: пост, в 1926 из Строгановского дворца-музея. Ранее: собр. графа П. С. Строганова, приобретена в 1855 в Риме у Труа за 200 франков.
Каталоги Эрмитажа: Кат. 1958, с. 90; Кат. 1976, с. 89.
Литература: Кустодиева Т. «Распятие с Марией и Иоанном» Никколо ди Пьетро Джерини. — СГЭ, 1984, [вып.] 49, с. 4—5

ДЖОВАННИ ДИ БАРТОЛОМЕО КРИСТИАНИ GIOVANNI DI BARTOLOMEO CRISTIANI
Работал в 1367—1398, родился в Пистойе. Флорентийская школа. Испытал влияние Мазо ди Банко и Нардо ди Чпоне.