Culture and art

Культура и искусство

Благословляющий Христос Дерево, темпера.

МАСТЕР СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТЫ ДАТИНИ MAESTRO DEI CONIUGI DATINI
Работал во второй половине XIV в. Флорентинская школа.
Благословляющий Христос
Дерево, темпера. Диам. 43 (тондо). ГЭ 270. Верхняя часть расписного креста.
В XIV в. в Тоскане и, в частности, во Флоренции были широко распространены расписные кресты с изображением распятия. Часто наверху они были украшены медальонами с полуфигурой благословляющего Христа. Такое назначение имело и эрмитажное тондо. Иконографически благословляющий Христос относится к типу Христа Пантократора (см.: Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom; Freiburg; Basel; Wien, 1968, 1, S. 392—394).
Тондо поступило в Эрмитаж как произведение неизвестного тосканского мастера XIV в. круга Джотто. Согласно сведениям, приведенным в Кат. 1922, Айналов приписал тондо Томмазо Джоттино, а Липгарт — Бернардо Дадди. Лазарев (1928) считал, что произведение выполнено под непосредственным влиянием Джотто, и датировал его 20-ми годами XIV в.
В Кат. 1958 и 1976 фрагмент вошел как работа школы Джотто: Амброджо ди Бон- доне (?). Корти (1971) опубликовал эрмитажное тондо как произведение неизвестного флорентийского мастера второй половины
XIV в. Боскович (1975) включил его в список картин Пьетро Нелли. С этой атрибуцией согласился Тартуфери (1984). В качестве аналогии он привел медальон с изображением благословляющего Христа, завершающий «Распятие» из церкви Сан Донато в Поджо, Пьеве, школы Пьетро Нелли. Отметив гораздо более высокое качество картины из Эрмитажа, Тартуфери указал на сходство в трактовке волос, одежды и орнамента. На этом основании он предположил, что мастера исходили из одного прототипа, более того, возможно, из одного рисунка.
Беллози (1984) приписал эрмитажное тондо художнику, которого он условно назвал «Мастером Супружеской четы Датини» по картине «Троица» (Капитолийский музей, Рим), на которой имеется герб купца из Прато, Франческо Датини, а он сам, его супруга и приемная дочь изображены коленопреклоненными у подножья распятия. Для капитолийской картины Беллози предложил дату около 1400. По его мнению, «Мастером Супруг жеской четы Датини» мог быть либо Томмазо дель Маццо, сотрудничавший с Пьетро Нелли, а позднее — около 1391 — с Никколо ди Пьетро Джерини, либо Джованни ди Тано Феи, работавший для семьи Датини. Сходство между богом-отцом на капитолийской картине и благословляющим Христом на эрмитажном тондо столь велико, что принадлежность обеих произведений одному и тому же мастеру сомнений не вызывает. Гипотеза Беллози представляется вполне убедительной. Происхождение: пост, в 1910 из ГРМ. Ранее: МАХ в Петербурге
Каталоги Эрмитажа: Кат. 1958, с. 93; Кат. 1976, с. 91
Выставки: 1922 Петроград, № 3 Литература: Прохоров 1879, № 2; Воинов 1922, с. 76; Lasareff 1928, р. 25—26; Corti G. Sul com- mercio dei quadri a Firenze verso la fine del secolo XIV.— Commentari, 1971, 22, p. 86; Bos- kovits 1975, p. 420; Tartuferi A. Due croci di- pinte poco note del Trecento Fiorentino.— Arte Cristiana, 1984, gennaio — febbraio, p. 6; 12 nota 16; Bellosi L. Tre note in margine a uno studio sull’arte a Prato.— Prospettiva, Aprile 1983 — Gennaio 1984, 33—36, p. 46