Culture and art

Культура и искусство

3

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами.
На обратной стороне доски: Распятие с Марией п Иоанном
Дерево, темпера. 151X85. ГЭ 8280. Верх заострен.
На ступенях трона подпись: ANTONIVS DE- FLORENTIA. На нимбе Марии: AVE MARIA GRATIA (Радуйся, Мария, благодатная). Евангелие от Луки, 1, 28.
На нимбе Крестителя: S IOVANES ВАТ… На свитке в руке св. Иоанна: ЕССЕ ANGN.. (Се агн[ец]). Евангелие от Иоанна, 1, 29, 36. На нимбе св. епископа (неразборчиво): S LIE.. .VS.. .PIS. На обороте доски: на кресте: INRI. На нимбе Марии: VIRGO MARIA. На нимбе Иоанна: IOVANES VANG… В треугольном завершении в сцене благовещения: AVE. MARIA. GRATIA. PLENA (Радуйся, Мария, благодатная).
Картина является хоругвью, которую верующие несли во время религиозных процессий.
На лицевой стороне в треугольном завершении — благословляющий Христос в окружении серафимов. На обратной стороне у подножия распятия кроме традиционных фигур — Марии н Иоанна — представлены еще два монаха в белых одеяниях с капюшонами, закрывающими лица так, что в прорези видны только глаза. На плечах у каждого из них — плетка для самобичевания. Дзери (1980), основываясь на изображении монахов, считал, что хоругвь принадлежала ордену капуцинов.
Над распятием в треугольном завершении помещена сцена благовещения, композиция которой целиком повторяет работу фра Анджелико на тот же сюжет из приходской церкви Монте Карло в Тоскане.
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько художников, носивших имя Антонио да Фиренце. Щербачева (1957) предположила, что автором иконы был Антонио да Фиренце, работавший в конце XV — начале XVI вв. (умер около 1504— 1506). В 1472 этот флорентинскнй мастер переехал в Венецию. Пребыванием на севере Италии Щербачева объясняла сочетание черт, идущих от Мазаччо, Мазолино, фра Анжели- ко, Кастаньо с чисто венецианским пристрастием к богатству орнаментальных мотивов, звучной красочной палитре, золотому фону.
Фьокко (1957) считал, что характер живописи не позволяет относить хоругвь далеко за пределы 1440. Он видел в Антонио да Френце художника, испытавшего влияние Кастаньо II работавшего как мозаичист в середине XV в. в Венеции.
Дзери (1960) сопоставил эрмитажную икону с триптихом «Мадонна с младенцем, св. епископом п св. Екатериной» (собр. Бернсо- на. Флоренция), отождествляя Антонио да Фиренце с Антоппо ди Якопо, упоминавшимся в списках гильдии св. Луки в 1415, а затем в документах 1416, 1433, 1442. Точка зрения Дзери представляется наиболее убедительной. Она была поддержана Гуковским (1981). Происхождение: пост, в 1936 через ЛГЗК. Ранее: собр. М. П. Боткина в Петербурге.