Culture and art

Культура и искусство

Отрок Христос в Иерусалимском храме Дерево, темпера.

ПАОЛО ВЕНЕЦИАНО (МАЭСТРО ПАОЛО), последователь
PAOLO VENEZIANO (MAESTRO PAOLO)
56. Отрок Христос в Иерусалимском храме
Дерево, темпера. 25X18,5. ГЭ 6670. Фрагмент полиптиха. Евангелие от Луки, 2, 42—52 Следуя законам византийской живописи, художник не создает замкнутого пространства, в котором происходит действие. Христос изображен одновременно и в храме и за пределами его — он доминирует над всем и всеми. Здесь нет и не может быть единой точки, с какой воспринималась бы сцена, так как она ориентирована не столько на реальное, сколько на внутреннее зрение того, кто ее рассматривает. Но при общих тенденциях, характеризующих византийское направление в венецианской живописи XIV в., мастер в высшей степени выразительно передает накал страстей — отчаяние, овладевшее старцами, с. 3; Venturi L. Saggio sulle opere d’arte italiana a Pietroburgo.— L’Arte, 1912, fasc. 2—3, p. 123; Reinach S. Repertoire de peintures dn Moyen Age et de la Renaissance (1280—1580). Paris, 1922, 5, p. 314; Meiss 1951, p. 169; Meiss M. Notes on Three linked sienese styles.— The Art Bulletin, 1963, 45, March, p. 47; Klesse 1967, S. 249; De Benedictis 1979, p. 24, 96 которых отрок Христос превзошел мудростью, внимание, с каким Мария и Иосиф прислушиваются к словам Христа.
Лазарев (устно) определил картину как произведение Лоренцо Венециано; в Кат. 1958 и 1976 произведение включено как работа Паоло Венециано (?). Паллуккини (1964), впервые опубликовавший фрагмент, также считал, что автор его связан с Паоло Венециано и работал в начале второй половины
XIV в. Художник, несомненно, обнаруживает точки соприкосновения с Паоло Венециано, и в частности с полиптихом мастера из Академии в Венеции (инв. № 16), на связь с которым указывал Паллуккини (1964). Однако в отличие от создателя венецианского полиптиха, автор эрмитажного фрагмента остался чужд новшествам готического стиля. Происхождение: пост, в 1923 из ГРМ. Ранее: до 1914 собр. Н. П. Лихачева в Петербурге Каталоги Эрмитажа: Кат. 1958, с. 148; Кат. 1976, с. 120
Литература: Pallucchini 1964, р. 56