Костюм для карельского народного танца
В Карелии работает много народных коллективов. Руководители сами подбирают одежду для своих артистов исходя из собственного представления, собственного видения костюма. Танцевальные народные коллективы стараются к каждому номеру, с которым выступают, сделать соответствующий костюм. Здесь есть от чего, как говорится, «оттолкнуться».
Например, инсценируется песня и костюм шьется под ее содержание. Уже сами названия танцев — «Онего», «Рожь», «Поле», «Чайки» и т. д. — подсказывают, как сделать костюм.
Учитывается и качество ткани, и крой, и цвет — все подчиняется названию.
Но когда маленькие дети в подлинных народных костюмах исполняют народный танец, то тут налицо нонсенс — хотелось бы видеть их в других нарядах.
Подлинный костюм требует сформировавшейся фигуры. У маленьких исполнителей сарафаны должны быть отрезными по талии, на что указывают старинные фотографии, и с широкими лямками. Да и вообще детский костюм дает больше пищи для фантазии, предлагает большую свободу и выдумку. А вот в фольклорных взрослых коллективах хотелось бы видеть более подлинные старинные костюмы. Однако подлинный наряд раньше не предполагал выступления на сцене, он был предназначен для ношения в жизни.
Сцена диктует свои законы. Само название «ситчча»-сарафан — указывает на ситцевый материал, но на сцене он подменяется шелком, ибо шелк со сцены смотрится эффектнее, можно выбрать ярче расцветку, в нем легко двигаться. Ситец тонок, сильно мнется, без крахмата выглядит тряпкой. В старинный ситцах подол с внутренней стороны подшивался широко полотном, что удерживало подол «колокольчиком».
Карельские «ситччи» хорошо смотрятся из цветочного поплина, муслина, сатина. «Рятчина»-кофта шилась из материала в мелкий рисунок: горошек, ромбик, цветочек. Такая «рятчина» красиво смотрится с однотонным, косоклинным сарафаном-«кошто». Подлинная «рятчина» имеет сложный крой, смотрится как распахнутые крылья птицы. С легким ситцевым сарафаном красиво смотрится белая кофта с коротким рукавом. Такие кофты шили из тонкого полотна, батиста, маркизета, украшали кружевами. Костюм крестьянина, а именно ему мы подражаем, был по своей сути консервативен.
Названия сарафанов следовали за качеством ткани: «ситчча», «кашемира», или формы — круговой, когда выкраиваюсь солнце-клеш, в середине вырезалось отверстие и пришивались лямки сзади в крест. Кофты были разного кроя, но неизменно — и это хотелось бы видеть и в современном народном костюме — ворот заканчивался сборкой, но без воротника либо воротом-рюшечкой.
В Юшкозере вороты-рюшки шились отдельно и одевались под кофту.
Сейчас на сцену мы надеваем либо пояс, он уместен с дорогим нарядом, либо передник с «ситччей». Как правило, надеваем белые передники, что придает костюму чистоту и празничность. Старинные костюмы обязательно предполагали пояс либо передник, как оберег девушки и женщины от сглаза и всякого дурного. Передники были разных расцветок. Хороши передники в тон кофты, повойника, лент и бус. Карелы одевались с большим вкусом, соблюдая цветовую гамму и гармонию. Женщины обязательно носили повойники, ленты на голове носили только девочки и девушки. И это хорошо бы перенять всем нашим коллективам.
Дорогой головной убор — коруна — был не в каждом доме, его одалживали родственникам и соседям, он переходил из поколения в поколение по женской линии. Его носили как женщины, надевая на повойник, так и девушки в дни великих праздников. Не всегда есть возможность следовать подлинному костюму, требующему много ткани, но соблюсти стиль, крой, вкус необходимо. Порой же современные народные костюмы на исполнителях приводят в замешательство своей нелепостью. Исполнители выходят с кастрюлями на голове вместо повойника, с огромными матросскими воротниками на кофтах, в лоскутных дробленых сарафанах, либо это ткани с огромным аляповатыми цветами. А передники порой только номинально зовутся передниками. А ведь они придают такую же законченность костюму, как пояс на рубахе у юношей.
И что позволительно эстрадным коллективам, работающим в жанре мюзикла, — под хохлому, под русские матрешки или когда головной убор по размеру почти такой же, как рост исполнительницы, а сарафан с блестками чуть ниже талии — то такое недопустимо в сочетании с народной песней и танцем.
Костюм должен быть узнаваемым, по силуэту соответствовать подлинному костюму. Особенно это важно сегодня, когда возвращаются праздники.
Сейчас большой выбор тканей, главное — проявить вкус и меру при шитье костюмов. А наши музеи — Кижи, ИЗО, краеведческий — имеют огромный запас подлинных костюмов, там можно учиться.
Относительно еще одной детали женского туалета — нижней юбки. Она пришивалась к кофте, как в «рятчине», либо ее носили отдельно. По подолу она вышивалась карельским орнаментом. Это была и гордость девушки, ибо говорила о ее трудолюбии, и ее не стыдно было показывать, ибо во время танца широкие подолы сарафанов взлетали выше головы. Эта деталь туалета необходима, хотя, чего греха таить, она часто отсутствует, а уже о вышивке можно только мечтать.
Очень подлинно смотрятся с «ситччей» лапти с онучами. Но, видимо, искусство плетения лаптей утеряно, по опыту работы могу сказать, что лапти нынче быстро изнашиваются и рвутся.
Танцевать в такой обуви неудобно. Мужчинам однозначно нужны сапоги, а девушкам туфли с каблучками, чтоб легче было дробить и пристукивать ногами.
Нарядность костюму придадут ленты и бусы. Ленты надевались разных расцветок, но в тон костюму. До нас дошли фотографии девушек, у которых было множество разной длины бус из речного жемчуга, который добывали в реках Карелии. Этим же жемчугом расшивали дорогие головные уборы. Встречаются короны, украшенные зеркалами, разноцветными бусинками и яркими пуговицами. Нитки бус не шее могут быть различных оттенков: от алых до ярко-красных, от малиновых до бордовых, от салатных до густо-зеленых. По цвету они сочетались с цветом лент, либо сарафана, либо передника.
Сейчас многие коллективы обращаются к «Калевале». И здесь надо учитывать древность возникновения эпоса. Дошедшие до нас свидетельства показывают, что носили платья без проймы на плече с двухсторонними передниками, которые прикреплялись фибулами на плечах. Талия прикрывалась поясом, на котором висели финский нож, карман и ключи.
(В могильниках лежали искусно сделанные украшения из серебра и меди, вес которых достигал нескольких килограммов). Очень богато был украшен мужской костюм, о чем говорят иллюстрации к эпосу, выполненные художниками разных поколений.
Мужской костюм в целом традиционен — брюки, рубаха, жилет. Брюки хороши однотонные, темные, в тонкую полоску. Косынка на шее и красивый пояс украшали костюм. Рубахи шили из той же ткани, что и женские «рятчины». Яркие ластовицы, ворот-«стойка», рукав в сборку ниже плеча придавали рубахе «карельский» вкус. Носили и однотонные рубахи различных расцветок с ткаными поясами. Костюмы — пиджак, брюки, жилет — были покупными. Такой наряд дополняла шляпа, в повседневной жизни носили картуз с высокой тульей. Основной обувью были сапоги, реже носили ботинки.
Виола Мальми