Первые русские открытки
Какой филокартист не держал в руках старинной русской открытки! Этот подчас пожелтевший от времени, небольшой кусочек картона стойко сохраняет аромат эпохи, является ценным документом истории. Многие собирают художественные открытки; один создают «Третьяковку на дому», другие считают их ценным подспорьем для научной работы в искусстве, литературе, архитектуре, этнографии и других областях знаний.
Вот перед нами старые иллюстрированные открытки, узкого формата, с надписью в старой орфографии на обороте — «На этой стороне пишется только адрес, с замысловатыми виньетками в стиле времени, зачастую исписанные с лицевой стороны. Kaк же художественные открытки были первыми в России? Сведения о них, очень скудны, разбросаны по разным источникам, относящимся в основном к началу века и ставшими библиографической редкостью. Это номера журналов «Открытое письмо», и художественная промышленность» и других. Но и они проливают мало света на вопрос о первых изданиях иллюстрированных открыток, интересующий не только филокартистов, но и художников, искусствоведов, библиографов, историков.
Однако четко разграничить оба вида иллюстрированных открыток трудно; например, фотография скульптурных произведений или архитектурных сооружений можно отнести как к игровому, так и ко второму виду.
Художественные открытки, естественно, не сразу приняли свой современный облик. Известны гравированные карточки работы французского гравера XVIII Дэмезона. По свидетельству «Парижского почтового альманаха» за 1777 г..
Значит, карточки Дэмезона выполняли те же функции, что и наши современные открытки. К сожалению, мы не располагаем сведениями, что эти открытые письма обнаружены. Во Франции в то время существовали именные гравированные карточки типа будущих визитных Иввестны пышно орнаментированные карточки гравера Шоффара (1760 г.)—его личная, исполненная для басонщнка Бальзака, и другие. На них обозначены профессия, полный титул к адрес владельца. Не подлежит сомнению, что эти карточки, носившие саморекламный характер, рассылались их владельцами- ( Русские вельможи того времени, придерживавшиеся французского этикета свободно владевшие французским языком и знавшие французскую литературу, безусловно знали и о существовании этих карточек. До нас дошли гравированные кн, принадлежавшие великому русскому полководцу А. В. Суворову, генерал-фельд маршалу П. А. Румянцеву, автору комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизину и первому президенту Академии художеств И. И. Бецкому.
Наиболее интересна гравировганная карточка А. В. Суворова. На ней изображена охотьничья сцена: вепрь затравленный собаками. Возможно, что рисунок иносказательный — и Сувооов на своей карточке представил себя вепрем, которого травят «придворные псы». Основанием для такого предположения могут служить слова Суворова: «Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду». Однако большими художественными достоинствами эта карточка не отличается ~ примитивен рисунок, далека от совершенства работа гравера.
Визитная карточка Д. И. Фоноинша проста: орнаментальная рамка ограниченный Прямоугольник, предназначенный для автографа.
Любопытна гравированная карточка П. А. Румянцева. Это выполненная на хорошем профессиональном уровне гравюра небольшого размера. Изображает она берег моря. На фоне небо — автограф П. А. Румянцева.
Странное впечатление производит карточка И. Бецкого. Из ватных облаков выдает старообразным и уродливый амур, держащий в руках ленту, спадающую на яйцевидный опал, обрамлённый жидкой веткой лавра. В опале автограф: «Иван Бецкой». Мы не знаем ни автора рисунка, ни гравёра, но карточка антихудожественна удивительно, так как в распоряжении И. И Бецкого, как президента Академ художеств. были лучшие граверы того времени. Быть может, карточка изготовлена До президентства Бецкого, т. е. до 1763 г. Но тогда она ровесница Шоффаровской точки или старше её.
Гравированные карточки с полным основанием можно считать прародительницами художественных открыток. Их роднит ряд признаков: карточки небольшого формата (не надо забывать, что старые открытки были меньшего размера, чем современные, напечатанные на плотной бумаге, имеют изображения, выполняли они те же функции — несомненно пересылались по почте или через курьеров.
Открытые письма, т. с. обыкновенные, неиллюстрнроианные открытки, были введены в России в 1872 г. утверждённым 12 нюня 1871 г. Точных данных о первой русской иллюстрированной открытке не имеется.
В том же 1897 г. ряд видных русских художников: И. Е. Репин, К. Е. Маконский, Н. С. Самокиш и другие представили издательству десять акварельных рисунков, исполненных специально для почтовых карточек. Открытки с этих рисунков, хромолитографии, были изданы в конце 1897 г. тиражом 10 000 экземпляров каждая. Весной 1898 г. был выпущен такой же второй тираж. Приводим перечень этих открыток: 5. Е. М. Бём — «Сердце сердцу весть подаёт». 6. Е. М. Бем — «Мальчик- 7. М. Я. Виллис — «Церковь». 8. Э. О. Виэсль — «У пристани на Неве». 9. К Е Маковский— «Голова старушки». 10. И. Е. Репин — «Запорожец» («Кошевой атамон Серко). 11. Е. П. Самокиш-Судковская -— «В саду». 12. В. П.
Овсянников — «Голоак!» 13. Н. С. Самокиш — «Охотник на коне». 14. С. С. Соломко — «Головка боярышни Успех этих открыток, среди которых были как высокохудожественные произведете, так п рисунки, сделанные в угоду мещанским вкуезм, превзошёл все ожидания. Но учесть, что до появления изданий Евгениннской общины русское общество знало лишь открытки, поступавшие в Россию из Германии, Австрии и других западных стран и посвящённые в значительной части салонным сюжетам. Поэтому начинание Евгенинской общины. её стремление популяризировать прежде всего отечественное искусство было поддержано прогрессивной общественностью страны.
Поначалу открытки выпускались только к пасхальным и рождественским никам. Издание ограничивалось указанными 14 названиями. В 1899 г., в связи • 100-летием со дня рождения А. С. Пушкина, издательство объявило конкурс». В итоге конкурса были выпущены фототипии 14 открыток: 15. «А. С. Пушкин в возрасте 12—13 лет» с гравюры Е. Гейтмана. 16. «А. С. Пушкин» —с портрета В. А. Тропиинна. 17. «А» Р селе Михайловском — с картины Н.Н. Ге «А. С. Пушкин. Из путешествия Арзрум — с собственноручного рисунка большой интерес представляют оригинала открытки.
В том же 1899 г. другие издатели выпустили значительное количество художественных открыток, посвященных памяти поэта. Часть нх была отпечатана и петерчуской фототипии А. И. Вильборга издателем под монограммой «В. М.» (очевидно, 13. Метальниковым), часть — о московской фототипии «Шерер, Набгольц и К°», часть — за границей.
Автору этой статьи известны дпадцать три открытки-офорта М. Рундальцев: девятнадцать из них находятся у него п коллекции. Встречаются они довольно peдко.
Персы? шесть офортов серии пронумерованы (с К» 1 по № 6). Можно предположить, что издательство в начале своей деятельности решило нумеровать выпускается открытки, а затем почему-то прекратило нумерацию. Если эго так, то шесть нумерованных офортов действительно являются первыми открытками, выпущенными издательством Фельтена.
На именовании произведений, помещенных на открытках, даны на французском языке; В некоторых случаях они неправильны, не соответствуют названиям в каталоге Государственного Эрмитажа 1958 г. и в других литературных источниках, Поэтому перечень офортов сопровождаем небольшими комментариями. u 1. Рембрандт Гарменс ван Ренн. 1606—1669 гг. «Портрет старушки». 1654 г. Название на открытке — «Мать Рембрандта» ошибочно. Изображена на портрете, по- 0Ядимому, жена брата Рембрандта—Адриана. 2. Рафаэль (Рафаэло Саитн или Сап- ^ио). 1483—1520 гг. «Мадонна Конестабиле». Иен. около 1500 г. 3. Леонардо да Вии- 1452- 1519 гг. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)* Исп. около 1490 г. Мурильо Бартоломе Эстебан. 1616—1682 гг. «Иоаин-креститель с ягненком».
Помимо издательств Евгениинской общины и А. Фельтена, художественные открытки выпускали другие русские издательства: петербургские — «Рншар», Русского музея, «А. Маковский и А. Лажечников», «Любанское общество», киевское «PaicncT, рижское «Ленц и Рудольф», московское И. Дациаро и др.
Продукция этих издательств была на довольно хорошем полиграфическом уровне, особенно открытки издательств «Ришар» (наиболее удачны пейзажи) и Русского музея. Оборотная сторона открыток Русского музея украшена виньетками. Открытки печатались из хорошей бумаге, хорошими красками. Интересной была серия из 30 открыток-иллюстраций художника А. Ф. Афанасьева к сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Но наряду с этим издательства выпускали открытки, не отличающиеся какими- либо художественными достоинствами. Низкопробная продукция шла потоком. Поэтому особенно важна облагораживающая роль художественных открыток, популяризировавших творчество лучших русских и зарубежных мастеров изобразительного искусства.
История русской открытки ещё не написана. Для её создания требуются дальнейшие исследования. В каком же направлении следует их вести? Прежде всего, следует, видимо, изучить продукцию и, если возможно, документацию первых русских литографий и издательств. Это касается, например, основанного в Петербурге в 1856 г. Картографического заведения А. А. Ильина, петербургского издательства А. Фельтена. Много сюрпризов, думается, принесёт изучение архива издательства Евгенниискон общины, находящегося в Ленинграде. Слово за ленинградскими коллекционерами!
Необходимо также подвергнуть тщательному анализу имеющиеся в коллегиях иллюстрированные открытки. Большую пользу может принести изучение открыток, в частности, прошедших почту, штемпеля и его даты, отметок цензуры. По качеству и сорту бумаги можно определить «возраст» открыток.
В результате исследований возможно обнаружатся иллюстрированные изданные и России и 70-х — 90-х гг. прошлого века.