Ренато Гуттузо Воскресенье Калабрийского рабочего в Риме
Ренато Гуттузо является выдающимся прогрессивным художником XX столетия. Он родился в Багерии, недалеко от Палермо. В 1931 году приехал в Рим, решив стать художником, хотя до этого учился в университете в Палермо на юридическом факультете. В Риме, а затем в Милане Гуттузо примыкает к группе антифашистской молодежи, вместе с друзьями выступает на страницах прогрессивной литературной прессы.
Искусство Гуттузо приобретает все более политическую окраску, он мечтает о создании картин, в которых была бы отражена большая тема, символизирующая содержание современной общественной жизни его страны. Свои идеи он реализует в целом ряде крупных произведений. На раннее творчество Ренато Гуттузо оказали влияние немецкие экспрессионисты, Ван Гог и Пикассо, в более позднее время он начинает пристально изучать полотна Делакруа и Домье. Очень скоро Гуттузо находит свою индивидуальную живописную манеру с ее энергичным мазком и экспрессией сочных красочных аккордов. Во время второй мировой войны Гуттузо становится членом Коммунистической партии Италии, а в 1943 году он вступает в ряды участников движения Сопротивления. Острое и полемичное искусство Гуттузо обладает большой исторической зоркостью, оно связано с нашим временем глубокими корнями и служит его прямым отражением, участвуя в современной общественной борьбе. Гуттузо считает, что одной из главных задач художника является создание образа современного рабочего. Картина «Рокко с патефоном» сложна по содержанию и наводит на глубокие размышления о судьбе современного трудящегося. Образ героя, которого застаем в минуту одиночества, отмечен чертами суровой простоты и мужества. Однако тема одиночества решена Гуттузо в многоплановом ключе: здесь и трудный конфликт одинокого существования человека в чужом ему городе (название картины подчеркивает эту тяжелую несовместимость), и холодная отчужденность современного города, и возникающее от этого чувство тоски и болезненной ностальгии при воспоминании о родном доме. И вместе с тем сильный мужественный образ Рокко несет в себе героические черты современника. Воскресный отдых для него — время размышлений о серьезных проблемах жизни; и музыка активизирует его духовную силу. Большая крепкая фигура мощным пятном вырисовывается на фоне плоскостей глухих стен. В образе героя ощущаются цельность прямой смелой души, темперамент борца. Энергия крупных мазков утверждает мощь образа. Горящий цвет куртки служит средоточием оттенков красного и розового, на которых построен колорит полотна.
«Воскресенье калабрийского рабочего в Риме. Рокко с патефоном» относится к лучшим произведениям Ренато Гуттузо, картина была подарена художником музею в 1961 году.