Русская корабельная скульптура

Крейсер «Память Азова». Фото.
Крейсер «Память Азова». Фото.

Русская корабельная скульптура

В седую древность уходят обычаи укреплять на носу корабля скульптурные изображения. Воинственные мореплаватели, стремясь морально подавить противника еще перед сражением, прикрепляли к форштевням головы свирепых чудовищ, невиданных драконов, настолько устрашающих, что, по возвращении в свою гавань, не желая пугать сородичей, закрывали фигуры спущенным парусом. Корабельные носы украшались также вырезанными из дерева фигурами зверей, животных, птиц, причем каждая имела определенное значение. Вставший на задние лапы грозный лев символизировал отвагу, величие и великодушие; изготовившийся к прыжку леопард — храбрость; стремительно бегущий конь — силу и скорость; бык — плодородие и процветание; расправивший крылья орел — власть и прозорливость; забияка-петух — постоянную готовность к бою, рыба — бдительность.

П. Клодт. Кормовое украшение корвета «Зубр». 1856.
П. Клодт. Кормовое украшение корвета «Зубр». 1856.

Расписанные яркими красками, часто покрытые позолотой, летящие над волнами фигуры были гордостью корабля. Уход за ними поручался самым опытным матросам, которые ежедневно очищали их от морской соли, мыли, подкрашивали.
Снятые с захваченных в боях кораблей, носовые фигуры считались особо ценным трофеем. В честь одержанной победы их прикрепляли к специально строившимся триумфальным колоннам, получившим название ростральных (от латинского слова rostrum—нос корабля). Однако русским морякам не удалось тогда захватить носовых фигур с вражеских кораблей — и не по недостатку храбрости. Взять хотя бы знаменитое Чесменское сражение, происшедшее в ночь на 26 июня 1770 года.
Высеченная из розового мрамора, она украшена шестью символическими рострами.
Тот, кто был в Ленинграде, конечно, любовался величественными ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова. Они сооружены в 1805—1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона в память о блистательных победах русского флота на Балтике, Черном и Средиземном морях.
А рядом с этими известными всем колоннами в здании бывшей Биржи находится Центральный ордена Красной Звезды Военно морской музей —один из старейших в стране. В нем можно познакомиться с историей появления носовых фи гур на русских кораблях.

Н. Пименов. Носовое украшение винтового фрегата «Дмитрий Донской». 1861.
Н. Пименов. Носовое украшение винтового фрегата «Дмитрий Донской». 1861.

В России резные украшения, в том числе и носовые фигуры- стали неотъемлемой деталью судов много веков назад. Еще отважные новгородцы, ходившие «за моря», старательно декорировали свои кораблики. Помните, как говорится об этом в былине о Садко:
Корму в ём строил по-гусиному, А нос в ём строил по-орлиному. В очи вкладывал по камешку, По славному по камешку, по яхонту.
С начала XVIII века парусные корабли русского военного флота богато украшались резьбой по дереву: корма — сложными многофигурными рельефными композициями на мифологические сюжеты, корпус и надстройки — позолоченными изображениями воинских атрибутов — знамен, барабанов, лавровых венков, стволов пушек и пирамид ядер, гирляндами из дубовых ветвей.
По скульптурному убранству некоторые корабли не уступали дворцам. Но главным украшением оставалась носовая фигура. Ее назначением было поддерживать патриотический боевой дух моряков в походах и сражениях, постоянно напоминать им о славных победах своего народа.
Так, носовая фигура линейного корабля «Не тронь меня», вырезанная из дерева знаменитым скульптором К.-Б. Растрелли в 1724 году, представляла собой поясной портрет Петра I, под водительством которого русская армия и флот одержали историческую победу в Северной войне 1700—1721 годов.
Часто носовые фигуры изображали человека, чье имя носил корабль. Фрегат «Дмитрий Донской» имел на форштевне выполненный профессором Академии художеств Н. С. Пименовым скульптурный портрет легендарного предводителя русских войск в битве на Куликовом поле. Фигура могучего воина, вырезанная из дуба, была укреплена на носу фрегата «Ослябя». Полная динамики, силы и напряжения, она напоминала морякам о подвиге героя Куликовской битвы Родиона Осляби. Эту скульптуру Пименова, снятую с корабля, можно также увидеть в музее.

М. Микешин. Носовое украшение броненосца береговой обороны «Адмирал Чичагов». 1868.
М. Микешин. Носовое украшение броненосца береговой обороны «Адмирал Чичагов». 1868.

Парусный линейный корабль «Азов», построенный в 1826 году в Архангельске, украшала трехметровая фигура воина в шлеме и боевых доспехах, в коротком плаще, развевающемся за спиной. История сохранила фамилию резчика — Н. Долганов. Как и название корабля, носовая фигура напоминала морякам об исторической победе русских войск — взятии крепости Азов летом 1696 года и выходе России к Азовскому морю. Эки паж «Азова» показал себя достойным наследником героических традиций. В октябре 1827 года под командованием капитана первого ранга М. П. Лазарева, впоследствии прославленного адмирала, в Средиземном море он смело вступил в бой с несколькими вражескими кораблями. В ожесточенном сражении в Наваринской бухте линкор получил более 150 пробоин, но уничтожил шесть крупных кораблей противника.
Многие суда называли именами героев мифологии, чему соответствовали и носовые фигуры. На форштевне брига «Меркурий» красовалось скульптурное изображение мифологического покровителя торговли. Фрегат «Урания» украшала скульптура музы астрономии. Некоторые корабли носили имена представителей фауны. Соответственно на них укреплялись аллегорические фигуры льва, рыси, медведя, зубра, буйвола и даже змеи — символа вечности.
Носовые фигуры вырезались из долговечных пород дерева и отличались большой прочностью. Недавно на Балтийском море была поднята обросшая ракушками и водорослями статуя женщины в полный рост. Исследование показало, что вы резанная из ели корабельная скульптура пролежала на дне более трех столетий! Подобные фигуры создавались искусными мастерами по «убору корабля», а к разработке эскизов привлекались виднейшие скульпторы. Так, например, П. К. Клодт выполнил носовые украшения для корветов «Богатырь» и «Витязь», изображающие сильных духом, могучих героев русских былин. Он же автор кормовых украшений для корветов «Буйвол», «Зубр» и «Удав».

М. Микешин. Носовое украшение броненосца береговой обороны «Адмирал Лазарев». 1869.
М. Микешин. Носовое украшение броненосца береговой обороны «Адмирал Лазарев». 1869.

Немало носовых фигур, отличающихся высоким вкусом, гармоничностью пропорций, было сделано по эскизам известного скульптора, автора установленного в Новгороде памятника тысячелетию России М. О. Ми- кешина. Для фрегата, названного именем Дмитрия Пожарского, он изваял характерную фигуру русского воеводы, исполненного уверенности и несокрушимой силы. А созданные им носовые скульптуры для кораблей, носящих имена адмиралов Г. А. Спиридова, П. В. Чичагова, С. К. Грейга и М. П. Лазарева, отличались удивительным портретным сходством с обликами флотоводцев. Кстати, скульптуры людей расписывались «под натуру»: открытые части были телесного цвета, волосы — черного, различных ярких тонов одежда.
В традициях создания корабельной скульптуры нашли свое отражение высокий художественный вкус, пластичность, мастерство и тщательность отделки.
Во второй половине прошлого века на смену парусным судам пришли паровые. Конструктивные особенности броненосцев и крейсеров не позволяли крепить фигуры к форштевням. Но были и исключения. Так, названный в честь героического «Азова» крейсер Балтийского флота «Память Азова» унаследовал и гвардейское звание, имел на носу отличительный знак — большой Георгиевский крест из дерева и металла. В июле 1906 года на крейсере вспыхнул мятеж. Царь жестоко расправился с восставшими: приказал переименовать корабль и снять с него Георгиевский крест.
При Советской власти на форштевнях кораблей появились рельефные изображения пятиконечной красной звезды — символа Вооруженных Сил первого в мире социалистического государства. К корме стали прикреплять Государственный герб СССР.
В суровые годы Великой Отечественной войны военные моряки украшали свои корабли знаками боевого отличия. На тральщиках в центре звезды указывалось число уничтоженных мин. На стволах корабельных пушек наносились звезды по числу разгромленных объектов врага, сбитых самолетов.

Башенное украшение броненосца береговой обороны («поповки»), «Новгород». 1874.
Башенное украшение броненосца береговой обороны («поповки»), «Новгород». 1874.

Давний обычай украшать корабли символами живет и поныне. Группа художников-маринистов под руководством ленинградского живописца В. Печатана несколько лет назад разработала серию эмблем, которые можно увидеть на современных кораблях различных классов. В «родовом гербе» подводных лодок — дельфин (символ силы и свободного пребывания в морской пучине). В эмблеме кораблей—охотников за подводными лодками изображен лук — символ точного и неотразимого удара. На десантных судах — выходящий из трюма танк. В эмблемах других кораблей — рисунки характерного для них ви да оружия: ракет, пушек, торпед, мин.
Возродилась и традиция сооружать ростральные колонны. Одна из них (архитектор Л. Столяревский, скульпторы В. Зверев и О. Иконников) некоторое время назад была воздвигнута при въезде во Владивосток в честь славных побед моряков Краснознаменного Тихоокеанского флота. Искусно выполненный макет этой колонны тихоокеанцы вручили товарищу Леониду Ильичу Брежневу во время пребывания его во Владивостоке в апреле 1978 года.

М. Микешин. Носовое украшение фрегата «Князь Пожарский». 1865.
М. Микешин. Носовое украшение фрегата «Князь Пожарский». 1865.
М. Чижов. Носовое украшение клипера «Джигит». 1856.
М. Чижов. Носовое украшение клипера «Джигит». 1856.
Н. Пименов. Носовое украшение винтового фрегата «Ослябя».
Н. Пименов. Носовое украшение винтового фрегата «Ослябя».
Русская корабельная скульптура
Носовое украшение парусного корвета «Гиляк».
Русская корабельная скульптура
П. Клодт. Кормовое украшение корвета «Удав». 1869.
Русская корабельная скульптура
П. Клодт. Носовое украшение винтового корвета «Витязь». 1862.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art