Хотя в Петербурге и Москве существовали мастерские английских и французских портных, в основной массе Русский костюм XVII-XX веков исполнялся уже отечественными мастерами. Интересные сведения о портных, работавших в Петербурге 1830-х годов, сообщает известный мемуарист И. Пушкарев, отмечая, что „самый многочисленный класс ремесленников есть портные.
Туфли из светлого шелка, расшиты металлической нитью и цветными стеклами, с острым носком, без задника, на невысоком каблуке
Середина XIX века — время господства эклектики в архитектуре и прикладном искусстве с характерным для нее интересом к истории и искусству прошлого и поверхностным заимствованием и механическим повторением отдельных элементов стиля средних веков, Возрождения, барокко. Особенно ярко ощущается в этот период ориентация на стиль рококо. Эти тенденции прослеживаются и в дальнейшей эволюции городского костюма второй половины XIX века.
Мода этого периода весьма вольно обращается с элементами костюма, заимствованными у разных народов и эпох, часто произвольно соединяя в одном платье силуэт и ширину юбки эпохи рококо со средневековым рукавом, причем отдельные предметы костюма и его детали получают название по имени исторических лиц, литературных героев и событий политической и культурной жизни: пальто Маргарита, мантилья Тюдор, рукав китайский или греческий, корсаж ампир и тому подобное.
Прогресс промышленности и рост конкуренции среди предпринимателей, занимающихся производством предметов костюма, развитие транспорта и ускорение обмена информацией, появление огромного количества журналов, уделяющих большое внимание вопросам моды, — все эти факторы приводят к ускорению процесса эволюции костюма, к быстрой смене моды.
Русский костюм XVII-XX веков из собрания государственного Эрмитажа
Открываются первые магазины готового платья, первоначально мужского, а затем и женского, также способствовавшие распространению модного костюма среди широких слоев городского населения. Намечается некоторая демократизация моды, однако костюмы состоятельных горожан по-прежнему очень дороги и отделка модных женских платьев требует кропотливой ручной работы.
В отличие от XVIII — начала XIX века, когда законодателями мод являлась аристократия, в середине XIX столетия на эту роль претендует богатая буржуазия. Погоня за крикливой роскошью приводит к созданию сложных женских туалетов, которые отличает обилие дорогих тканей и отделки, выставляющих напоказ претенциозное богатство нового общества, громоздкие, перегруженные украшениями дома, как салоны, переполненные безделушками.
Мода 1840-ых
Мода быстро меняется, заимствуя детали костюма прошлых эпох. Юбка (круглая в плане) приобретает куполообразную форму, ее шьют из прямых полотнищ, заложенных по талии складками либо густо собранных. Ширина ее быстро увеличивается, достигая четырех-пяти метров в окружности, и для сохранения модного силуэта уже недостаточно крахмальных юбок и кринолина 1840-х годов. Их заменяют сложным сооружением из эластичных стальных обручей, скрепленных тесемками и тканью друг над другом, сохраняющим название кринолин, а в 1856 году появляется сооружение, напоминающее клетку из металлических полос. Максимальной ширины кринолин достигает к концу 1850-х годов и получает романтическое название „малаховского», в память о событиях Крымской войны.
Во второй половине 1860-х годов юбка становится более плоской спереди, ее шьют теперь из скошенных полотнищ, ширина перемещается назад, создавая шлейф, исчезнувший в начале XIX века и в течение нескольких десятилетий существовавший лишь в придворной моде. В эти же годы изменяется конструкция кринолина, его обручи опускаются до уровня к олен, меняется силуэт костюма, выявляется естественная линия бедер, исчезает лишняя ширина юбки у талии.
Мода на юбки, сплошь покрытые воланами, начинается около 1846 года, но особенно ярко любовь к воланам проявляется в первой половине 1850-х годов, когда общая линия юбки делается почти совсем круглой, а число и расположение воланов очень различно, от трех до шестнадцати. Иногда платье состояло из нескольких юбок разной длины, создающих впечатление воланов. Фабриканты начинают выпускать специальные купонные материи, на которых рисунок отделки напечатан или выткан таким образом, чтобы соответствовал размеру различных частей платья.
В конце 1860-х годов появляются так называемые платья с тюником. Их шьют с двумя юбками, длинная нижняя покрывается задрапированной верхней, более короткой. Эта мода нашла широкое распространение, так как позволяла применять различные комбинации тканей по фактуре и цвету и давала возможность использовать уже ношенные платья.
Начиная с середины XIX века входит в моду лиф с басками, а в 60-е годы — с укороченной талией. Появляется множество фасонов рукавов, один из излюбленных – так называемая пагода. Под этот рукав часто поддевали белые кружевные или батистовые, вышитые гладью, подрукавники. Выбор ткани, покрой и декор костюма, а также размер кринолина и длина платья становятся все более зависимыми от его назначения и принадлежности. Короткие рукава и большое декольте отныне сохраняются лишь на вчерних туалетах.
В качестве верхнего платья продолжают носить всевозможные накидки, салопы, часто на вате или меху, а также свободное, короткое пальто, сильно расклешенное в боках, рассчитанное на ширину кринолина. Шьют их из шелка, шерстяных тканей и бархата и отделывают вышивкой стеклярусом, кантами, беями, кружевом. Входит в моду круглая накидка с капюшоном, украшенным кистями, — подражание арабскому плащу. Нарядное платье эффектно дополняют круглые мантильи и шали из черного шантильи и кремового кружева „лама», как правило, с пышным растительным узором из необычайно тонко выполненных, реалистически трактованных листьев и цветов, расположенных букетами и гирляндами на фоне тонкого тюля с мелкими ячейками.
Мужской Русский костюм XVII-XX веков
Начиная с середины века обувь носят на невысоком каблуке, который постепенно становится выше.
В отличие от женского, мужской костюм во второй половине XIX века приобретает все более строгий, деловой характер. По-прежнему в мужском гардеробе распространенным остается фрак, меняется лишь форма лацканов и длина фалд. Шьют его теперь исключительно из черных тканей.
Фрак, до середины XIX века являвшийся элегантной дневной одеждой, превращается вначале в повседневный костюм, а затем в костюм для вечера и для особо торжественных случаев. Сюртук, использовавшийся ранее в качестве повседневной одежды и надевавшийся часто поверх фрака, также становится принадлежностью парадного мужского туалета, причем носят его с брюками светлых тонов, однотонными и в полосу.
Мужской костюм второй половины XIX века обогащается новыми видами одежды. Один из них — визитка (или жакет) — одежда деловых людей, являвшаяся дневным выходным костюмом. В качестве повседневного платья в моду входит костюм, состоящий из пиджака, жилета и брюк, исполнявшихся из одинаковой однотонной или клетчатой ткани. В целом красочная гамма мужской одежды становится очень сдержанной, яркими и красочными остаются лишь костюмы чинов двора, богато украшенные золотым шитьем, и военные мундиры.
Костюмы 1870-1880-ых годов
Однако наряду со сложными костюмами, появление которых знаменовало начало новой фазы в эволюции женской одежды, параллельно существует тип платьев, менее украшенных, скромных и практичных, простота которых не исключала тем не менее элегантности.
Костюмы 1870-х годов гармонично вписывались в интерьер салонов, перегруженных мебелью, сплошь обитой тканью, особенно часто плюшем с бахромой и помпонами, пышными драпировками портьер, обилием лепных золоченых рам и безделушек. Этот стиль отвечал вкусам обеспеченной части общества и назывался „tapissier», то есть обивочный. Дальнейшее развитие он получает в следующем десятилетии.
В костюмах 1880-х годов исчезает турнюр, на несколько лет вновь возвратившийся в конце десятилетия. Асимметрично драпированная юбка становится уже и укорачивается, сзади драпируется множеством буфов и завершается шлейфом. Сильно затянутый лиф (укрепленный стальными пластинками) опускается ниже талии, охватывая бедра, и получает название лифа-панциря. Как и в предыдущий период, платья шьют из различных по цвету, рисунку и фактуре тканей — гладкого и рисунчатого атласа, бархата, плюша — и обильно украшают кружевом, вышивкой стеклярусом и различной бахромой.
Законодатель моды XIX века Чарльз Фредерик Ворт
Признанным законодателем моды в этот период был Чарльз Фредерик Ворт, англичанин по рождению и француз по духу. В 1845 году двадцати лет от роду он покинул Лондон и начал работать в Париже. Сначала в магазине новинок, а затем — в одной из самых уважаемых фирм Парижа, торговавшей всеми предметами женского костюма от манто до ткани, фирме Гажелен.
1857 году Ворт открыл свою мастерскую и уже через несколько лет стал создателем моделей, прославивших его не только в Европе, но и в Америке. В „модном доме Ворта» одевались все — от французской королевы до знаменитой актрисы. Исполнял он и заказы русской аристократии. Платья работы этой фирмы отличает особая элегантность, великолепное чувство линии и материала. Значение этого мастера для развития женского модного костюма второй половины XIX столетия трудно переоценить.
В конце XIX — начале XX века славу Ворта разделяет целая плеяда художников-портных. Парижские фирмы „Пакен», „Дусе», „Сестры Калло» и другие начинают соперничать с фирмами Англии и Вены, также получившими в этот период мировое признание. Становятся известными петербургские модные мастерские „Бризак», „А.Т.Иванова», „Г-жа Ольга», „Гиндус» и другие. Мастерская ,,Г-жа Ольга» специализировалась главным образом на изготовлении парадного женского придворного костюма. Особо следует отметить открывшуюся в 1885 году в Москве мастерскую Н.
Дополняющая женский Русский костюм XVII-XX веков обувь была всегда на каблуке, в зависимости от моды менялась только его высота и форма, а также характер отделки. Для вечера и дома носили туфли, на улицу — высокие ботинки на шнурках, с резинками, на пуговицах. Несмотря на длинные платья, значительное внимание в костюме уделяется чулкам. Модные обозрения ежегодно сообщают о модном цвете чулок, о том, что они подбираются то к цвету платья, то к цвету обуви, то отделываются вышивкой в цвет платья, то модными становятся ажурные чулки и чулки с инкрустацией из кружева.
Модельеры XX века
Среди модельеров начала XX века наиболее яркой фигурой был Поль Пуаре, смелый новатор в области быстро менявшейся моды тех лет, на сложение стиля которого значительное влияние оказали гастроли русского балета в Париже, декорации и костюмы к ним Л.Бакста и А.Бенуа. От них в значительной мере идет новизна форм, смелость и интенсивность цветового решения его моделей, пришедшая на смену бледным тонам, господствовавшим в женском костюме предшествовавшего десятилетия. По образному замечанию хроникеров модных журналов тех лет, он первым начал использовать в своих моделях „ткани огня и радости», „которые заставляли все петь».
Русский костюм XVII-XX веков, общие тенденции в эволюции сформулированы в одном из обзоров на страницах журнала „Столица и усадьба» за 1914 год: „Чутко прислушиваясь к запросам нового уклада жизни, платье должно быть просто, удобно и практично. Стянутый, запеленутый силуэт окончательно предан забвению. Удобный для движения, свободный в подоле покрой все более отвоевывает себе место». И действительно, период после 1914 года является переломным в развитии костюма во всех странах Европы. Первая мировая война, изменение условий жизни, все более широкое вовлечение женщин в активную трудовую деятельность и, наконец, Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменившая весь строй жизни, — все эти факторы сыграли свою роль в дальнейшем развитии костюма. Наступает новая эра в истории этого интересного вида прикладного искусства.