Русское искусство второй половины XVIII века
Русское искусство второй половины XVIII века.
Середина XVIII в. была временем высшего расцвета барокко. Ведущим стилем русского искусства второй половины XVIII в. стал классицизм. Строительство в Петербурге приобрело строго регламентированный характер. Зданиям предписывалась определенная высота, берега Невы и ее притоков были облицованы гранитом. Оформился облик Дворцовой набережной, где рядом с Зимним дворцом были построены Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Здание Эрмитажного театра построено Кваренги, который подчеркнул фасад театра коринфской колоннадой, подняв ее на высокий рустовый цоколь.
Почти одновременно с эрмитажными зданиями итальянский архитектор А. Ринальди (ок. 1710-1794) построил Мраморный дворец, фасады которого оформлены пилястрами из розоватого мрамора, из мрамора различных цветов были выполнены фриз, аттик. Отделка интерьеров создана Ринальди в стиле барокко.
В развитии архитектуры обычно выделяют ранний классицизм (60-е —начало 80-х гт.) и строгий классицизм (середина 80-х— 90-е гг.):
— для раннего характерна выработка типа общественных зданий, для зрелого — тип частного дворца и усадьбы;
— в раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат круг, квадрат, треугольник. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы, в которых центральный корпус соединен с боковыми павильонами галереями;
— для раннего классицизма характерны монолитные объемы зданий, для зрелого классицизма композиция состоит из системы самостоятельных, соподчиненных частей;
— на раннем этапе развития классицизма поверхность стен уступчата, слагается подобно рельефу из нескольких неглубоких планов. В зрелом классицизме стена гладкая.
Ведущими мастерами классицизма в России были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.
Василий Иванович Баженов (1737/38-1799) свои главные произведения создал в Москве. Он разработал проект реконструкции Кремля и нового центра Москвы, так и не воплощенный в жизнь. Баженов разрабатывал дворцово-парковый комплекс в Царицыне под Москвой. Он задумал главный дворец в виде самостоятельных корпусов, объединенных окружающим парком в единое целое. Баженов, проектируя дворец, применял формы, присущие Средневековью. Екатерине дворец не понравился и она отказалась в нем жить. Самая известная постройка Баженова в Москве — дом П.Е. Пашкова — сооружение, расположенное на откосе холма и обращенное главным фасадом к Кремлю.
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) — архитектор, по проекту которого возведен Сенат в Московском Кремле, представлявший собой в плане прямоугольный треугольник с внутренним парадным двором и большим круглым в плане парадным залом у вершины треугольника. Здание Московского университета — еще «дна работа Казакова. Казаков много строил в Москве жилых домов.
Иван Егорович Старой (1745- 1808) создал Троицкий собор Алек- сандро-Невской лавры и Таврический дворец — громадную городскую усадьбу Г.А. Потемкина.
В 90-х гг. в Петербурге работал итальянский архитектор Джакомо Кваренги(1744-1817), представитель классицизма. Ему принадлежит проект здания Академии наук на набережной Невы, отделка комнат Зимнего дворца. Его крупнейшее творение — Александровский дворец в Царском Селе, представлявший собой два П-образных корпуса, включенных один в другой. В Петербурге работал в это время Чарльз Камерон (1740-1812), создавший ряд сооружений в Царском Селе, дворец в Павловске, состоящий из центрального, увенчанного куполом корпуса и двух флигелей, связанных с ним переходами.
Одновременно с архитектурой классицизма сосуществовали псевдоготика, стили «шинуазри» (китайщина) и «тюркери» (туретчина), но они лишены гражданского звучания, связаны с увлечением экзотикой Востока.
В скульптуре второй половины XVIII в. ощущался небывалый подъем. Постепенно скульптура освобождается от соподчинения зодчеству, растет значение человеческой фигуры при нейтрализации фона. В рельефе произошел переход- от «сюжетного», пейзажного фона к гладкой поверхности, не отвлекающей внимания от персонажей. В круглой скульптуре фигура главного персонажа постепенно обособляется, изображение человека непосредственно контактирует с окружающим пространством. В 80-е- 90-е гг. в скульптуре нарастают камерность, интимность, лиризм. Все чаще открытое выражение чувств сменяется тонкой нюансировкой едва уловимых эмоциональных переживаний, настроений.
Ведущим мастером скульптурного портрета этого времени был Федот Иванович Шубин (1740-1805) — земляк Ломоносова. Шубин родился в 1740 г. в семье крестьянина-холмогорца, который помог Ломоносову выбиться в люди. Шубин, как и Ломоносов, прошел тяжелую школу жизни. В крестьянской семье Шубиных занимались старинным поморским промыслом — резьбой по кости. В 19-летнем возрасте Шубин отправился в Петербург. Через 2 года он попадает в только что организованную И.И. Шуваловым Академию художеств. Более 10 лет своей жизни Шубин отдает учебе. После успешного окончания в 1767 г. Академии Шубин уехал за границу для совершенствования. Русский посол в Париже устроил Шубина в Парижскую Академию к знаменитому скульптору Пигалю. Три года Шубин учился в Париже. В это время Европу охватило увлечение классической древностью. Стремясь познакомиться с античным искусством, Шубин добился от Академии
художеств разрешения отправиться в Италию, Рим.
Шубин пробыл в Италии три года, создавая скульптурные портреты русских, оказавшихся за границей — фаворитов Екатерины братьев Орловых, промышленника Демидова. Сделанные в Италии портреты делают Шубина известным. Болонская Академия художеств избирает его своим почетным членом. Окрыленный успехом, художник возвращается в 1773 г. в Петербург, где за исполнение скульптурного портрета Екатерины II его избирают в 1774 г. в академики.
В скульптурных портретах Шубина предстал весь цвет екатерининской эпохи — и фавориты стареющей императрицы — Безбородко, Заводовский, Румянцев, Потемкин, Зубов, и просвещенная знать — Голицын, Шереметьев, Шувалов, и интеллигенция — Ломоносов, профессор Академии художеств Шварц, архитектор Ринальди.
В 90-е гг. стареющий мастер выходит из моды. В 1805 г. Шубин умирает. Его смерть остается практически незамеченной.
Портретная живопись второй половины XVIII в. достигает своего расцвета в творчестве Рокотова, Боровиковского и Левицкого.
«Должно, чтобы портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими:
«Смотри на меня, я есмъ оный непобедимый царь, окруженный величеством…»
А. Иванов, современник Ф. Шубина
Федор Степанович Рокотов (1732-1808) — выходец из семьи крепостных, получивший освобождение от крепостной зависимости. В конце 50-х гг. XVIII в. Рокотов стал настолько известен, что ему было поручено написать парадный портрет великого князя Петра Федоровича. В начале 60-х гг. Рокотов служит в Академии художеств. Около 1766 г. переезжает в Москву и создает свои лучшие портреты, среди которых достаточно редки портреты высшей знати и придворных. Гораздо охотнее пишет Рокотов представителей московской дворянской интеллигенции. В 80-х гг. Рокотов достигает особой поэтичности своих портретов. Для их создания он использует сильное освещение лиц прямым светом, подчеркивая темные, чуть прикрытые глаза и слегка улыбающиеся губы. Душевные движения не раскрываются Рокотовом, он лишь намекает на то душевное состояние, в котором находится изображенный им человек. Он довольно часто использует овальную форму, любит сложные колористические сочетания. Среди портретов, написанных в поздний период, — портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева, отличающиеся глубокой психологичностью и строгостью форм.
О портрете Струйской Николай Заболоцкий писал:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) — выходец с Украины. Его отец был гравером и живописцем. В Петербурге Левицкий учился в школе Антропова. Первые известные работы — портрет архитектора и директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, портрет Н.А. Сеземова. В портретах 7()-х гг. у Левицкого выражено стремление к раскрытию характера. Левицкому чужда недоговоренность художественного языка Рокотова, он добивается ясности в раскрытии характера и состояния портретируемого. К высшим достижениям Левицкого относится серия из 7 портретов — «Смолянки». Художник показал юных воспитанниц Смольного института благородных девиц, учрежденного Екатериной, занятых их любимым делом. Одновременно с портретами смолянок Левицкий создает портреты Демидова и Дени Дидро. В портрете П.А. Демидова он использует приемы парадного портрета, добавляя к ним бытовые мотивы. Демидов показан в своей любимой оранжерее с лейкой в руках в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате и домашних туфлях, без парика.
Русский портретист создал лучший портрет Дидро, знаменитый философ увез этот портрет с собой вместе с портретом Нарышкиной, который сейчас находится в Лувре. Дидро показан Левицким без парика, лысоватым, усталым человеком, с очень живыми глазами на подвижном лице. Одним из шедевров явился портрет отца художника. В 80-е гг. Левицкий был на вершине славы, затем художник вышел из моды, его творчество было забыто.