Село Тилишка Район Сибиу Область Сталин
Дом середины XIX века (1847)
На северо-западе Трансильвании, у подножия горного хребта Чибина, за ущельем Турну-Рошу, через которое Олт прокладывает свой путь сквозь Карпаты, расположены Сибиуская зона и город Сибиу, заимствовавшие свое название от притока Олта — Чибина. Благодаря высокогорным пастбищам, буковым и хвойным лесам и заросшим травой полянам в местных селах, расположенных чаще всего у подножия гор, жизнь бьет ключом. Жители деревень Тилишка, Пояна, Галеш, Род и Жина, раскинувшихся в окрестностях Сэлиште, издавна занимаются животноводством-главным образом широко развитым овцеводством. Основная часть населения проводит лето с отарами в горах.
С развитием этого занятия высокогорные пастбища стали слишком тесны. Овцеводы начали спускаться с Карпат на юг и зимовать в далекой придунайской равнине Мунтении и Добруджи, добираясь даже до Крыма. Всегдашняя борьба с суровой природой, постоянное передвижение отар с возвышенности в далекие равнины, запутанный лабиринт гор и обилие живописных пейзажей, которые встречаются здесь на каждом шагу, способствовали формированию типа предприимчивого, находчивого и отважного горца, хорошего организатора, человека с сильно развитым художественным чутьем. Этот человек создал крепкое хозяйство, множество интересных художественных изделий из дерева и тканей и яркую разнообразную одежду.
В соответствии с основным занятием жителей и рельефом местности древние поселения овцеводов были разбросаны по холмам. Позднее (XVII—XVIII вв.) они были объединены административными распоряжениями в деревни, чтобы обеспечить взимание налогов и препятствовать эмиграции. В Тилишке дома выстроены вдоль двух речек — Тилишкуца и Лунка, сливающихся в центре села.
Местные крестьянские хозяйства состоят из двух частей: одна — в селе, где находятся жилой дом и хлева для скота, другая — в зоне пастбищ, состоящая из разбросанных в горах курных избушек архаического типа с очагом, сенями для молодняка и хлевом для скота, рядом с домом. Срубы крыты дранкой и окружены плетнем. Вокруг лежат луга и небольшие участки, на которых возделывается яровая пшеница, овес, ячмень и картофель. Жизнь семьи протекает частью на лесоразработках, частью в селе, где жилища больших размеров украшены художественно исполненными предметами.
Дом, перевезенный в музей из этой деревни, построен в 1847 году, о чем свидетельствует дата, вырезанная в долбленом орнаменте одной из оконных рам.
Поставленный на высоком каменном фундаменте, над погребом, дом срублен из сосновых бревен с высокой двускатной крышей и уложенной одна на другую длинной дранкой, напоминающей плиссированную юбку. По фасаду — небольшое защищенное досками со сквозным орнаментом крыльцо, покрытое спускающимся, как поля шляпы, продолжением крыши. Крыльцо подпирают 4 резных столба.
В средних сенях без потолка стоит печь для хлебов и небольшой очаг с котлом, подвешенным к балке на металлической цепи. Сени напоминают древние карпатские пастушьи жилища, состоявшие из четырехугольного помещения без потолка, с четырехскатной крышей и низким каменным очагом в одном из углов.
Справа от сеней расположена жилая комната с плитой и призматическим дымоходом, облицованным прямоугольными изразцами с рельефным цветочным орнаментом, покрытыми позже зеленой краской; здесь же стоит застеленная белым грубошерстным одеялом с растительным узором постель, на которой лежат пестро расшитые подушки. Холсты и хлопчатобумажные прямоугольные полотенца разной длины украшают стены. На полочках и балках много декоративных тарелок и кувшинов с растительными и животными мотивами, покрытых цветной блестящей глазурью, и икон, писанных на оборотной стороне стекла.
Прялки и пастушьи посохи — это подлинные шедевры народного творчества. поражающие изяществом формы и тонкими декоративными мотивами, тщательно вырезанными острием карманного ножа.
Убранство горницы более богато и образует стройный художественный ансамбль из различных предметов, ласкающих взор богатой гаммой красок:
деревянная мебель натурального цвета, украшенная долбленой и пропильной резьбой (кровать, стол, лавка, скамья со спинкой); мебель с цветной росписью растительными мотивами на синем фоне (сундуки, ларцы, вешалки);
бытовая и декоративная керамика, ряды тарелок, подносов и кувшинов с цветочным, линейным и животным орнаментом различных окрасок, с преобладанием синего цвета на белом и желтом фоне;
иконы, писанные на оборотной стороне стекла, с ярко выраженной декоративной тенденцией с преобладанием красной, золотистой, синей, желтой и черной красок, отличающиеся сложной композицией, с множеством персонажей, точно очерченным рисунком и приятным сочетанием красок;
покрывала и настенные ткани с геометрическим орнаментом — стилизованными изображениями человеческого глаза, розетками, звездочками и тюльпанами — вытканные на красном фоне белой и желтой ниткой.
Местный костюм наряден и выдержан. В нем преобладает контраст белого и черного цветов. Безрукавки и тулупы покрыты цветным мелким и тонким узором, шитым шелком, серебром, золотом и, иногда, узкими полосками кожи. Тот же рисунок повторяется на широких кожаных поясах с металлическими украшениями и карманчиками.
Богатая гамма красок интерьера придает ему яркий жизнерадостный вид.