Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич Сибирские нефтяники Принцип монтажной композиции позволяет художнику на одном полотне показать различные эпизоды из жизни и работы сибирских нефтяников. Здесь и укладка нефтепровода, и рабочее совещание, и диспетчер у пульта управления. Такая многоплановость дает возможность ввести зрителя в трудовую атмосферу, передать ее напряженность. Правую часть полотна занимает фигура газосварщика, монтирующего нефтепровод. Слева художник изобразил рабочее совещание. В группе инженеров и рабочих М. Омбыш-Кузнецов нарисовал и себя, этим как бы подчеркнув свою сопричастность всему происходящему.
Современной Сибири — могучему индустриальному, сельскохозяйственному, энергетическому краю нашей Родины — посвящают свои произведения многие советские художники, но прежде всего Сибирь в живописи СССР воспевают живописцы, живущие на ее необъятной территории. Известно, что духовная мощь народа измеряется его творческой силой. И когда мы обращаемся сегодня к искусству Сибири, то видим это понятие во всех его проявлениях. В нем сосредоточены высокие критерии, дорогие всем нам истины: пафос и масштабность замыслов, яркая лепка сильных характеров и высокий гуманизм современности, подвиг деяния и безмерное уважение к человеку. Трудно переоценить вклад людей Сибири в историю советской культуры.
Достаточно назвать имена В. Шукшина, А. Вампилова, В. Астафьева, В. Распутина; несомненно, эти писатели не только сказали новое слово в литературе, но и оказали влияние на изобразительное творчество художников Сибири. Поэтическая правда, «открытость» к миру, человеку, искренность и принципиальность характерны для произведений современных сибирских художников и других мастеров, посвятивших свое творчество Сибири. Профессиональное изобразительное искусство этого региона рождено Великим Октябрем, советской действительностью. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем нашу историю — ведь у истоков сибирской художественной школы стоял великий русский живописец В. Суриков. Именно он в 1910 году совместно с архитектором Л. Чернышевым основал в Красноярске первую в Сибири рисовальную школу. Ведущим педагогом этой школы был ученик Сурикова Д. Коратанов, а его воспитанники стали первыми советскими сибирскими художниками. Сегодня творчество сибирских художников развивается в общей единой системе изобразительного искусства Российской Федерации и всей многонациональной культуры страны в целом. Его невозможно рассматривать изолированно от тех процессов, которые происходят ныне в советском искусстве, такой подход нарушил бы принцип взаимодействия, столь интенсивно проявляющийся в наши дни. Сейчас, как никогда, возросли непосредственные контакты между художниками краев, областей, союзных и автономных республик. Вся страна, ее главные стройки стали мастерской художника, и в этом — особая примета времени. Не случайно для более полного раскрытия темы этого альбома понадобилось объединить произведения художников Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Казани и других городов. Современная литература, кинематограф, изобразительное искусство все чаще и чаще обращаются к решению проблемы «документ и образ». С желанием образно истолковать документальный источник встречаемся мы и в произведениях живописи, посвященных Сибири. Трудную и благородную задачу поставил перед собой А. Алексеев в триптихе «Ежегодно 9 Мая в парке культуры». Взяв за основу конкретные события, живописец пошел по пути художественного их раскрытия, претворения, насыщая факты образным подтекстом. И достоверное наблюдение получило глубокое истолкование. Документальная основа и художественное решение объединились в полотнах Б. Ряузова «Шушенское. Рабочая комната В. И. Ленина в доме Петровых» и А. Знака «Партизаны Щетинкина и Кравченко». В них историко-революционная тема обрела убедительность и правдивость. Стало почти общим правилом собирать материал в поездках, в процессе конкретного и пристального знакомства с объектом или предметом будущего произведения. Так, группа иркутских художников работала на одном из участков трассы БАМа. Непосредственные впечатления легли в основу серии полотен В. Рогаля. Сегодня многие художники «осваивают» БАМ, ищут его синтетический образ, стремясь передать могучий размах стройки, энтузиазм и деловитость ее героев (картины И. Зарипива «На БАМе», П. Оссовского «Строители Байкальского туннеля БАМа», И. Орлова «Нулевой цикл», О. Филатчева «БАМ. Водители «магирусов»). Сейчас проблема «документ и образ» стоит остро в связй с бурно возросшим потоком конкретной информации. И в этом обилии сведений, фактов художник должен точно ориентироваться, чтобы отобрать наиболее существенное, способное послужить стимулом творческой мысли. Документальная подлинность отнюдь не гарантирует успех произведению, она дает только направление поискам, определяет задачу, а цель достигается, как это ни хрестоматийно звучит, талантом, трудом. Это очень важно при создании произведений о Сибири, где грандиозность совершаемого в различных областях жизни и народного хозяйства порой превосходит художественную фантазию. Многообразие жизни социалистической Сибири — одна из больших тем нашего изобразительного искусства, и работа над ней требует высокого гражданского, нравственного сознания. Нравственное начало заключено в самой природе искусства, оно — мера, точка отсчета в отношении к человеку, к миру, к своему делу. Умение художника определить круг тем, близких и дорогих ему, сродни открытию и познанию самого себя. К таким художникам принадлежит новосибирский живописец М. Омбыш-Кузнецов, постоянно работающий над образами людей труда. Его картина «Сибирские нефтяники», сложная и многоплановая по композиции, повествует о нелегких буднях первопроходцев, открывающих богатства родной земли. К нравственному аспекту проблемы необходимо отнести и поиск своего героя. Отрадно бывает, ко-где художник находит и раскрывает характеры, в которых воплощены индивидуальные судьбы и черты типические, присущие человеку нашего времени. Одним из примеров творческого решения этой задачи может служить портретная работа ленинградского художника А. Яковлева «Юрий Никитин, бригадир комсомольско-молодежной бригады». Известный писатель Валентин Распутин высказал следующую мысль: «Там же, художник обращается к земле, к труду и родной природе по зову собственного сердца, совсем другой мир: добрый, искренний и чистый, исполненный любви и сыновней благодарности ко всему сущему и вечному на нашей прекрасной земле. И стоишь, стоишь перед таким полотном, охваченный неторопливыми и светлыми мыслями, стоишь словно бы на пороге главного постижения души человеческой, точно ощущая на себе в эти редкие мгновения душевного провидения всю тайну связи времен». Именно «постижение души человеческой» волнует живописцев, работающих над воплощением образа труженика, над созданием могучего и разнообразного сибирского пейзажа, преобразуемого его целенаправленной деятельностью. При работе над портретом художники предпочитают изображать человека в среде, связанной с его жизнью или родом занятий. Так, Е. Широкоз убедительно и емко передает момент творческого процесса в полотне «Портрет писателя В. П. Астафьева», А. Левитин посвящает свою картину «Иван Федорович Потеряйло и его товарищи» трудовому содружеству людей, объединенных общей целью, о сегодняшней жизни малых народностей повествует А. Шумилкин в «Портрете Чахве». Природа новой Сибири встает перед нами в индустриальном пейзаже Д. Косьмина «Сибирская радуга», является необходимым и важным компонентом полотна Ю. Подляского «Трудные километры», во всей первозданности предстает в пейзаже С. Лучишкина «Просторы и горы Алтая». Еще в XVIII веке гениальный Ломоносов провидчески предсказывал, что «могущество российское приращиваться будет Сибирью». Сегодня Сибирь на полных оборотах работает на всю страну, на социализм, давая людям энергию, хлеб, все необходимое для жизни. Раскрыть еще полнее и ярче мощь и красоту этого края — почетная задача, стоящая перед мастерами советского искусства. Поэтому художники объяты стремлением идти в глубины жизненного пласта, открывать драгоценнейшие «месторождения» человеческих судеб и характеров. Наша действительность, наша история — источник неиссякаемый. И найти достойный художественный эквивалент в искусстве дню сегодняшнему, дням минувшим — значит сказать поэтическую правду о своем времени и его славном прошлом.
Сибирь в живописи СССР
Алексеев Анатолий Иванович Память сердца
Изображенное на картине художник увидел в парке культуры своего родного города, где ежегодно в День Победы на почти еще голых деревцах вешались записки, взывающие к памяти оставшихся в живых людей, которые могли помнить своих однополчан.
В картине слились воедино трагедийная подлинность документа и выразительность образной трактовки. Кое-где на ветках пробиваются к свету маленькие зеленые листочки, как символ новой жизни. Алексеев нашел свое решение, передающее глубоко прочувствованное осмысление великой Победы и неутешной горечи утрат.
Зарипов Ильдар Касимович На БАМе
Художник поставил перед собой сложную задачу — через натюрморт и пейзаж передать ощущение большой стройки. Он рассказывает об этапах строительства, которое началось с керосиновой лампы, но рядом с ней помещает электрическую лампочку. Среди бескрайней топкой равнины встала строительная вышка. Как символ союза искусства и труда, живописец помещает на первом плане палитру и рамки для будущих произведений о героях-строителях.
Знак А. М. Партизаны Щетинкина и Кравченко. 1977
Косьмин Дмитрий Александрович Сибирская радуга
Картина овеяна романтикой созидания, в ней незримо ощущается присутствие человека. Все, что изображено,— это дело рук людских, воздвигнувших город на некогда пустынном месте. Перед нами синтетический индустриальный пейзаж, символизирующий рождение новых городов на древней сибирской земле. Новостройка встает как чудесное явление, как град Китеж. Но это не сказка, это быль сегодняшнего дня, воплощенная в реальность трудом человека. А над городом, как флаг, реет радуга— символ надежды и радости.
Левитин Анатолий Павлович
Иван Федорович Потеряйло и его товарищи
Художник создал картину-портрет, в которой главный герой изображен вместе со своими товарищами по работе. Поэтому трудовое содружество, взаимоотношения людей стали ведущей темой полотна. Трудовой коллектив и конкретный человек — это важная социальная и нравственная проблема. И при ее решении художник объединил людей в единую группу, выделив главного героя. Все естественно и гармонично в картине. Люди сидят в кузове грузовика, везущего их домой после трудового дня. Среди них и Иван Федорович Потеряйло. Он закуривает трубку, его жесты уверенны и спокойны, его руки — руки рабочего человека. А позади за машиной видна горящая огнями стройка, где все они трудятся. Труд — главное в жизни этих людей.
Лучишкин Сергей Алексеевич Просторы и горы Алтая
Панорамная композиция пейзажа дает возможность зрителю одним взглядом охватить впечатляющую картину природы предгорного Алтая, одного из самых красивых уголков необъятной Сибири. Художник как бы сталкивает на полотне обширную равнину и могучие горы, и в этом столкновении завязывается композиционный «конфликт». Но этот «конфликт» только пластический, в самом пейзаже царит гармония умиротворенности и покоя. Розовые тени легли на луга и горы, на переднем плане мирно пасется стадо овец. Художник показывает нам первозданную природу Алтая, подчеркивая ее самую примечательную особенность — мощь и величавость.
Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич Сибирские нефтяники
Принцип монтажной композиции позволяет художнику на одном полотне показать различные эпизоды из жизни и работы сибирских нефтяников. Здесь и укладка нефтепровода, и рабочее совещание, и диспетчер у пульта управления. Такая многоплановость дает возможность ввести зрителя в трудовую атмосферу, передать ее напряженность. Правую часть полотна занимает фигура газосварщика, монтирующего нефтепровод. Слева художник изобразил рабочее совещание. В группе инженеров и рабочих М. Омбыш-Кузнецов нарисовал и себя, этим как бы подчеркнув свою сопричастность всему происходящему.
Орлов Игорь Михайлович
Нулевой цикл. Нижневартовск строится
Пейзаж — один из самых поэтических жанров изобразительного искусства. И эта традиция поэтизации природы передается от поколения к поколению художников. Орлов нашел свою лирическую интонацию в раскрытии непритязательного мотива, изобразив первый этап строительства очередного объекта. Цвет картины символизирует и начало нового дня, и — одновременно — зарождение сооружения, возводимого руками человека. В глубине полотна видны лес и белые дома — в тайге возникает город. Образ утра и образ нового города сливаются в единое представление о созидательном труде людей, преображающих сибирский край.
Оссовский Петр Павлович
Строители Байкальского туннеля БАМа
Сибирь — не новая тема для П. Оссовского. Еще в 60-х годах он создал цикл произведений под общим названием «Люди Сибири». Но время летит быстро, оно меняет облик и характеры людей. Образ современных советских рабочих запечатлен в полотне художника. Мужественные, уверенные в себе, они сквозь могучие сопки прокладывают туннель. Люди изображены на фоне озера и сопок, которые встали на пути строителей. На фигуры молодых парней падает мягкий вечерний свет, как бы охлаждая жар трудового дня. Все дышит миром и покоем, а завтра начнется новый день, день труда и борьбы за каждый метр будущего туннеля.
Подляский Юрий Станиславович Трудные километры
К переднему плану картины подступает полотно новой железной дороги. Его укладывает бригада строителей, а рядом, справа, группа художников спешит запечатлеть момент рождения одного из участков Байкало-Амурской магистрали. Труд строителей и труд художников как бы сливаются, образуя единый рабочий ритм. Живописец создает образ могучей природы, покорившейся воле человека. Через тайгу, сопки, топи люди ведут путеукладчик, постепенно наращивающий так трудно достающиеся километры новой железной дороги. Именно новый путь является центром, стержнем всей композиции. Он как бы «вводит» зрителя в картину, в само действие, делая каждого из нас соучастником события. Природа и человек — эта тема волнует художника, и в ее образном разрешении он отдает победу воле и разуму человека.
Рогаль Виталий Сергеевич Пробуждение Енисея
Пафосом труда и преобразования наполнена картина художника. У подножия могучей горы, занимающей все пространство полотна, возведено техническое сооружение. В разгаре напряженный трудовой день: работает подъемный кран, движутся машины. Сопоставляя масштабы горы и здания, художник как бы подчеркивает, какие гигантские трудности нужно преодолеть людям, чтобы укротить стремительный Енисей. Колорит картины суров, но мажорен. В нем заложен оптимизм созидания и веры в человеческие силы и способности.
Ряузов Борис Яковлевич
Шушенское. Рабочая комната В. И. Ленина
в доме Петровых
Художник создал серию картин, посвященных пребыванию В. И. Ленина в селе Шушенском. Он с документальной точностью запечатлел рабочую комнату В. И. Ленина, в которой основное место занимают книги. Живописец вводит зрителя в атмосферу жизни и деятельности вождя революции, когда он, вынужденно оторванный от активной политической борьбы, продолжал работу над своими статьями и книгами, ставшими программой действия для русского пролетариата. Интерьер комнаты пронизан светом и радостью общения с предметами, которых когда-то касалась ленинская рука.
Знак Анатолий Маркович Партизаны Щетинкина и Кравченко
Революционное движение масс, гражданская война в Сибири нашли свое отражение в творчестве красноярского художника А. Знака. Его произведение соединяет в себе и групповой портрет и тематическую картину, повествующую о славных подвигах сибирских партизан. В центре полотна изображены руководители партизанских отрядов, десятков тысяч людей, поднявшихся на борьбу «за землю, за волю, за лучшую долю». Художник убедительно передает чувство монолитности, сплоченности партизан, объединенных общей идеей и целью.
Филатчев Олег Павлович БАМ. Водители «магирусов»
Из поездки на строительство Байкало-Амурской магистрали художник привез десятки этюдов и рисунков. Они послужили материалом для создания картины о молодых людях, живущих и работающих на великой стройке. Филатчев изобразил водителей «магирусов» — тяжелых грузовиков — в момент отдыха, раздумий, наедине с величественной природой. Человек и мир — эта тема ясно звучит в полотне художника, окрасившего свое монументальное по строю произведение проникновенным лирическим чувством. Три человека, каждый с индивидуальной, глубоко разработанной психологической характеристикой, объединены общим душевным настроением, которое прочитывается в строгом, спокойном пейзаже. Мир открыт для этих молодых парней, он безбрежен и велик, как сама жизнь.
Широков Евгений Николаевич Портрет писателя В. П. Астафьева
Известный советский писатель Виктор Астафьев родом из Сибири. За его плечами трудное детство, фронтовые пути-дороги, участие в боях, тяжелое ранение. Уже после Великой Отечественной войны он окончил Литературный институт и после долгих лет напряженной работы вошел в большую литературу. Все это прочувствовал и отразил художник в портрете писателя. Астафьев изображен в момент творческих раздумий, в рабочей обстановке. Его стол завален газетами, на них лежит раскрытая рукопись, пепельница полна окурков. Лицо Астафьева одухотворено мыслью, его фигура подтянута и собрана, он весь в готовности к работе, к творчеству.
Шумилкин Александр Андреевич Портрет Чахве
Малые народности, населяющие сибирскую землю, сегодня обрели новую жизнь. Им открыты пути в различные области человеческих знаний, ко всем ценностям культуры и искусства. В образе Чахве художник стремился показать одного из представителей малых народов, которым социализм дал неограниченные возможности для раскрытия своих способностей. Лицо портретируемого задумчиво и строго. Его внимательный взгляд направлен на зрителя, и за всем этим ощущается богатая духовная жизнь. Спокойное положение фигуры и рук подчеркивает уверенность и чувство собственного достоинства в человеке, знающем, что такое труд, мастере своего дела.
Яковлев Андрей Алексеевич
Юрий Никитин, бригадир комсомольско-молодежной бригады
А. Яковлев неоднократно бывал на БАМе. Поэтому строители стальной магистрали ему хорошо знакомы, и их портреты написаны художником не по первому впечатлению. Юрий Никитин предстает перед нами в момент работы, рядом со своими товарищами. Собранность, организованность подчеркивает художник в характере бригадира. Яркое освещение лица и фигуры Никитина как бы концентрирует наше внимание на нем, дает возможность вглядеться и понять этого человека. Яковлев монументализирует своего героя, показывая, что рабочие люди — главные действующие лица великой стройки.