Современной Сибири — могучему индустриальному, сельскохозяйственному, энергетическому краю нашей Родины — посвящают свои произведения многие советские художники, но прежде всего Сибирь в живописи СССР воспевают живописцы, живущие на ее необъятной территории. Известно, что духовная мощь народа измеряется его творческой силой. И когда мы обращаемся сегодня к искусству Сибири, то видим это понятие во всех его проявлениях. В нем сосредоточены высокие критерии, дорогие всем нам истины: пафос и масштабность замыслов, яркая лепка сильных характеров и высокий гуманизм современности, подвиг деяния и безмерное уважение к человеку. Трудно переоценить вклад людей Сибири в историю советской культуры.
Достаточно назвать имена В. Шукшина, А. Вампилова, В. Астафьева, В. Распутина; несомненно, эти писатели не только сказали новое слово в литературе, но и оказали влияние на изобразительное творчество художников Сибири. Поэтическая правда, «открытость» к миру, человеку, искренность и принципиальность характерны для произведений современных сибирских художников и других мастеров, посвятивших свое творчество Сибири. Профессиональное изобразительное искусство этого региона рождено Великим Октябрем, советской действительностью. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем нашу историю — ведь у истоков сибирской художественной школы стоял великий русский живописец В. Суриков. Именно он в 1910 году совместно с архитектором Л. Чернышевым основал в Красноярске первую в Сибири рисовальную школу. Ведущим педагогом этой школы был ученик Сурикова Д. Коратанов, а его воспитанники стали первыми советскими сибирскими художниками. Сегодня творчество сибирских художников развивается в общей единой системе изобразительного искусства Российской Федерации и всей многонациональной культуры страны в целом. Его невозможно рассматривать изолированно от тех процессов, которые происходят ныне в советском искусстве, такой подход нарушил бы принцип взаимодействия, столь интенсивно проявляющийся в наши дни. Сейчас, как никогда, возросли непосредственные контакты между художниками краев, областей, союзных и автономных республик. Вся страна, ее главные стройки стали мастерской художника, и в этом — особая примета времени. Не случайно для более полного раскрытия темы этого альбома понадобилось объединить произведения художников Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Казани и других городов. Современная литература, кинематограф, изобразительное искусство все чаще и чаще обращаются к решению проблемы «документ и образ». С желанием образно истолковать документальный источник встречаемся мы и в произведениях живописи, посвященных Сибири. Трудную и благородную задачу поставил перед собой А. Алексеев в триптихе «Ежегодно 9 Мая в парке культуры». Взяв за основу конкретные события, живописец пошел по пути художественного их раскрытия, претворения, насыщая факты образным подтекстом. И достоверное наблюдение получило глубокое истолкование. Документальная основа и художественное решение объединились в полотнах Б. Ряузова «Шушенское. Рабочая комната В. И. Ленина в доме Петровых» и А. Знака «Партизаны Щетинкина и Кравченко». В них историко-революционная тема обрела убедительность и правдивость. Стало почти общим правилом собирать материал в поездках, в процессе конкретного и пристального знакомства с объектом или предметом будущего произведения. Так, группа иркутских художников работала на одном из участков трассы БАМа. Непосредственные впечатления легли в основу серии полотен В. Рогаля. Сегодня многие художники «осваивают» БАМ, ищут его синтетический образ, стремясь передать могучий размах стройки, энтузиазм и деловитость ее героев (картины И. Зарипива «На БАМе», П. Оссовского «Строители Байкальского туннеля БАМа», И. Орлова «Нулевой цикл», О. Филатчева «БАМ. Водители «магирусов»). Сейчас проблема «документ и образ» стоит остро в связй с бурно возросшим потоком конкретной информации. И в этом обилии сведений, фактов художник должен точно ориентироваться, чтобы отобрать наиболее существенное, способное послужить стимулом творческой мысли. Документальная подлинность отнюдь не гарантирует успех произведению, она дает только направление поискам, определяет задачу, а цель достигается, как это ни хрестоматийно звучит, талантом, трудом. Это очень важно при создании произведений о Сибири, где грандиозность совершаемого в различных областях жизни и народного хозяйства порой превосходит художественную фантазию. Многообразие жизни социалистической Сибири — одна из больших тем нашего изобразительного искусства, и работа над ней требует высокого гражданского, нравственного сознания. Нравственное начало заключено в самой природе искусства, оно — мера, точка отсчета в отношении к человеку, к миру, к своему делу. Умение художника определить круг тем, близких и дорогих ему, сродни открытию и познанию самого себя. К таким художникам принадлежит новосибирский живописец М. Омбыш-Кузнецов, постоянно работающий над образами людей труда. Его картина «Сибирские нефтяники», сложная и многоплановая по композиции, повествует о нелегких буднях первопроходцев, открывающих богатства родной земли. К нравственному аспекту проблемы необходимо отнести и поиск своего героя. Отрадно бывает, ко-где художник находит и раскрывает характеры, в которых воплощены индивидуальные судьбы и черты типические, присущие человеку нашего времени. Одним из примеров творческого решения этой задачи может служить портретная работа ленинградского художника А. Яковлева «Юрий Никитин, бригадир комсомольско-молодежной бригады». Известный писатель Валентин Распутин высказал следующую мысль: «Там же, художник обращается к земле, к труду и родной природе по зову собственного сердца, совсем другой мир: добрый, искренний и чистый, исполненный любви и сыновней благодарности ко всему сущему и вечному на нашей прекрасной земле. И стоишь, стоишь перед таким полотном, охваченный неторопливыми и светлыми мыслями, стоишь словно бы на пороге главного постижения души человеческой, точно ощущая на себе в эти редкие мгновения душевного провидения всю тайну связи времен». Именно «постижение души человеческой» волнует живописцев, работающих над воплощением образа труженика, над созданием могучего и разнообразного сибирского пейзажа, преобразуемого его целенаправленной деятельностью. При работе над портретом художники предпочитают изображать человека в среде, связанной с его жизнью или родом занятий. Так, Е. Широкоз убедительно и емко передает момент творческого процесса в полотне «Портрет писателя В. П. Астафьева», А. Левитин посвящает свою картину «Иван Федорович Потеряйло и его товарищи» трудовому содружеству людей, объединенных общей целью, о сегодняшней жизни малых народностей повествует А. Шумилкин в «Портрете Чахве». Природа новой Сибири встает перед нами в индустриальном пейзаже Д. Косьмина «Сибирская радуга», является необходимым и важным компонентом полотна Ю. Подляского «Трудные километры», во всей первозданности предстает в пейзаже С. Лучишкина «Просторы и горы Алтая». Еще в XVIII веке гениальный Ломоносов провидчески предсказывал, что «могущество российское приращиваться будет Сибирью». Сегодня Сибирь на полных оборотах работает на всю страну, на социализм, давая людям энергию, хлеб, все необходимое для жизни. Раскрыть еще полнее и ярче мощь и красоту этого края — почетная задача, стоящая перед мастерами советского искусства. Поэтому художники объяты стремлением идти в глубины жизненного пласта, открывать драгоценнейшие «месторождения» человеческих судеб и характеров. Наша действительность, наша история — источник неиссякаемый. И найти достойный художественный эквивалент в искусстве дню сегодняшнему, дням минувшим — значит сказать поэтическую правду о своем времени и его славном прошлом.