История Соловецкого монастыря
История Соловецкого монастыря начиналась с одного странника по имени Савватий. Савватий сначала работал в обители Кирилла Белозерского, затем в Валааме. Он услышал о том, что Соловецкий остров пуст и находится посреди моря. И Савватий отправился на Соловки. Он узнал от жителей Беломорского побережья, что остров большой, 100 километров в окружности, и там есть горы, заросли, леса и озера с рыбой.
У часовни на реке Выг Савватий встретил Германа. Они решили вместе отправиться на Соловки. Дождавшись попутного ветра, они пересекли море и летом 1429 года высадились на необитаемый остров. Они нашли место у озера и поставили на этом месте крест. Он расположен в 12 км к северу от залива Процветания в Пайн-Бей. Сегодня это место известно как Савватьево. Отшельническая жизнь двух монахов Савватия и Германа продолжалась на острове шесть лет. Жизнь на необитаемом острове заставила Германа уехать в Онегу «для каких-то нужд». Савватий вскоре последовал за ним, потому что чувствовал, что смерть его близка.
Савватий скончался на континенте и был похоронен в 1435 году близ селения Сорока. В 1436 году, через год после смерти Савватия, Герман познакомился в Суме с Зосимой, который поселился в Палеостровске. Герман описал остров и апокалипсис Савватия, что привело Зосиму к решению пойти по стопам Савватия. Герман поддержал это решение. Монахи выбрали другое место для поселения. Это было вдоль побережья залива, который назывался «Залив Процветания», где усталые моряки находили тихое место для отдыха во время штормов. Это место, по слухам, было базой новой пустыни вдоль побережья Белого моря. Вокруг Зосимы и Германа стало расти братство.
Это официальная версия, основанная на популярном литературном произведении под названием «Житие соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы».» Интересно, что она была написана в 15-16 веках многими авторами. Перед смертью неграмотный Герман попросил монахов записать его рассказы. В 1520-х годах этими мемуарами пользовался отец настоятель Досифей, путешествовавший как для написания «Жития», так и для консультаций с известными авторами того времени — Максимом Греком и Львом Философом.
Целью Зосимы была проповедь. Именно поэтому он выбрал новое место для строительства монастыря.
Возможно, время основания Соловецкого монастыря действительно следует рассматривать отдельно от заселения Зосимой, но не Савватием. Кто мог знать? В этой истории есть три разных персонажа: суровый подвижник Савватий, проповедник Зосима и таинственный проводник Герман. История канонизации «соловецких тауматургистов» весьма любопытна. Герман тоже был рассказчиком этой истории.
Герман использовал соловецких монахов для записи своих рассказов о Савватии и Зосиме. Они канонизировали обоих монахов в 1547 году. Это произошло через 68 лет после смерти Германа, который был соратником Савватия и вдохновителем Зосимы. Может быть, идея основания монастыря принадлежит Герману?
Соловецкий монастырь после его основателей
Хорошо это или плохо, но монахи привыкли к ежедневному распорядку. Они рубили дрова и занимались солью. Таким образом они закладывают будущий фундамент экономической мощи монастыря. Два первых настоятеля монастыря были посланы из Великого Новгорода; однако они не могли жить под бременем соловецкой жизни и бежали. Приезд третьего игумена (Ионы) ознаменовался получением письма от Марфы Борецкой, которая подарила остров монастырю. Многочисленные письма и пожертвования были даны монастырю до того, как его церкви и храмы были официально освящены. Монастырь стал настолько богатым, что в 1514 году потребовалась инвентаризация оборудования монастыря. До середины xvi века монастырь был самым важным владельцем на всем побережье Белого моря. К монастырю принадлежали леса, деревни, соляные дома, вспаханные поля, озера и рыбацкие места. В 16-17 веках в соляных домах монастыря производилось 1600-2240 тысяч тонн соли. Эта соль продавалась по всей России.
Соль получалась из молотой кукурузы и морских водорослей. В результате, когда соль высыхает в печи, она становится черной. Одна солеварня произвела более 3 тонн соли менее чем за 48 часов. Соль производилась с большим трудом, высоко ценилась и быстро возвращалась.
На протяжении половины XIX века стены и башни монастыря выдерживали огонь каждой пушечной канонады. Широко известен был случай в 1854 году во время Крымской войны, когда отряд британских военных кораблей вошел в Белое море. Два фрегата в течение нескольких часов обстреливали Соловецкий монастырь, но ни монастырь не пострадал, ни братия не была ранена.
В середине XVII века монастырь стал средоточием Великого раскола Русской Церкви. Почти десять лет монастырь торговался за старую религию. Гвардейцы, посланные подавить мятеж, могли проникнуть внутрь и наказать мятежников только за предательство.
С 1553 по 1883 годы Соловецкий монастырь использовался как место ссылки и заключения. Первым заключенным стал игумен Артемий, выступавший против церковной элиты и их земельной собственности. Одна из башен монастырской крепости была превращена в тюремные камеры. В XIX веке здесь было сделано специальное здание для тюрьмы и казармы для тюремной стражи.
Помимо крепости, различные монастырские постройки разбросаны по четырем островам архипелага. Одно из интересных мест-церковь с морским светом на Секирной горе.
После революции, в 1918 году, красногвардейский отряд конфисковал монастырское имущество и провиант. К 1920 году Соловецкий монастырь как религиозное учреждение был ликвидирован. Религиозная деятельность на Соловецких островах возобновилась только в 1990 году.
1923-1933 годы были черными временами для островов. На этот раз архипелаг был занят исправительно-трудовым лагерем, как и вся монастырская территория. Заключенные работали на лесозаготовках, торфозаготовках, рыбопереработке, сельском хозяйстве, производстве товаров, прокладке каналов.
После расформирования трудового лагеря в 1939 году архипелаг перешел под контроль Северного флота Советского Союза. В 1942-1945 годах здесь находилось Соловецкое морское кадетское училище. Школа была сформирована из мальчиков в возрасте 14-16 лет; время обучения продолжалось один год. После обучения выпускники курсов были распределены на действующий военный флот. В октябре 1945 года Морское кадетское училище было переведено в Кронштадт, остров под Санкт-Петербургом (тогда город носил название Ленинград).
Монастырь все еще находится на реконструкции, и он пытается самостоятельно заработать на это деньги. Основными источниками доходов сейчас являются паломнические туры и пожертвования. Но денег все равно не хватает, чтобы закончить ремонт. Реставрация 18 объектов монастыря финансируется государством. А ведь архитектурный комплекс Соловецкого монастыря включает в себя всего 114 памятников!