Художники Марокко советского времени
в XX веке под влиянием национально- освободительной борьбы в странах Арабского Востока возникла новая художественная культура. Ее прогрессивные тенденции выявились в изобразительном искусстве особенно отчетливо. Свыше тысячи лет арабские художники, подчиняясь запрету ислама, не изображали живых существ, исключением была лишь миниатюра. Они ограничивались созданием орнаментальных композиций из геометрических и стилизованных растительных элементов, а также использованием каллиграфии. И только в нашем столетии, принесшем невиданные перемены в развитие большинства стран Арабского Востока, их древняя и богатейшая культура освободилась от строгой системы правил. Художники смогли приступить к разрешению давно назревшей проблемы — созданию полнокровного реалистического изобразительного искусства.
Королевство Марокко — государство, расположенное на крайнем северо-западе Африканского континента. Современная живопись этой страны насчитывает всего несколько десятилетий. Первые профессиональные художники Марокко получили образование в Европе, что оказало определенное воздействие на их искусство. Но в творческой практике они главным образом опираются на народные изобразительные традиции.
Крупнейшими современными мастерами, тяготеющими к реализму, являются Мириам Мизиан и Хассан Аль-Глауи.
Мизиан родилась в 1930 году в Мелилье, в городе, расположенном в горной местности Риф, на севере страны. Она начинала как художник-самоучка. Первая ее выставка состоялась в 1955 году в Испании и Марокко. Вскоре Мизиан едет в Мадрид, где поступает в Школу изящных искусств Сан-Фернандо. С успехом закончив ее в 1959 году и получив звание профессора рисунка и живописи, она возвращается на родину.
Горцы южного Марокко — главные герои картин Мизиан. Характерен для ее творчества «Южный ландшафт». На картине представлены суровые и угрюмые горы, опаленные горячим солнцем и лишенные растительности. Словно вырастая из горных вершин, стоят древние крепости — молчаливые свидетели истории Марокко, полной героической борьбы народа с иноземными захватчиками.
Пластичны изображения людей в произведениях художницы, например в картине «Женщины юга». Монолитная группа из четырех фигур показана на фоне гор. Персонажи будто высечены из камня, незыблемы и вечны. Во всем проявляется грозное величие и строгая красота форм.
Наиболее полно традиции народного искусства выразились в творчестве крупнейшего марокканского художника Хассана Аль-Глауи. Он родился в 1924 году в городе Марракеше. Чтобы стать художником, Аль-Глауи пришлось преодолеть сопротивление родителей, людей консервативных взглядов. Только в возрасте двадцати восьми лет ему удается по-настоящему заняться живописью. Окончив Школу изящных искусств в Париже, он продолжает обучение в студиях французских живописцев. Аль-Глауи провел пятнадцать лет в Париже, где состоялось несколько персональных выставок марокканского мастера. В 1965 году художник возвращается на родину. Он пишет в это время в основном портреты и пейзажи. В некоторых из них еще ощущалось влияние европейской школы.
В конце 60-х — начале 70-х годов Аль-Глауи обращается к давно волновавшей его теме, выбор которой отнюдь не случаен и тесно связан с историей Марокко. Пустыня — древняя, исконная родина арабов. Арабское слово «бадиат» означает «пустыня», но оно имеет и второе значение — кочевник.
Бедуины Марокко во все времена беззаветно защищали от посягательств иностранных интервентов свое отечество. В 1904—1912 годах, когда колониальные войска Франции и Испании оккупировали страну, они активно включились в вооруженную борьбу, принявшую всенародный характер. Сражаясь плечом к плечу с фаллахами — крестьянами, бедуины не раз наносили сокрушительные поражения захватчикам.
Хассан Аль-Глауи создал серии картин, посвященных кочевникам. По манере исполнения эти работы отличаются от более ранних произведений. Колорит полотен художника становится изысканнее. Аль-Глауи использует цветовые отношения, свойственные народному искусству: голубой, зеленый, белый, черный, красный и желтый. Эти цвета тонко взаимодействуют друг с другом. Стремительными мазками живописец передает движение всадников, развевающиеся складки их одежд, упряжь скачущих коней. Окружающее пространство характеризовано преимущественно одним, доминирующим цветом.
Наиболее полно эти особенности проявились в картинах, созданных художником в 1971 году. В одной из них всадники-бедуины представлены на желтом фоне — желтый олицетворяет солнце и золото, в другом на голубом, символизирующем дружбу, мудрость и вечность, в третьем на зеленом, означающем надежду и жизнь.
Картины серии экспрессивны по цвету и особенностям передачи движений. Взволнованные, динамичные ритмы определяют характер трактовки образов. Пространство, окружающее фигуры, кажется бесконечным, небо и земля сливаются воедино. Благодаря этому в полотнах Аль-Глауи чувствуется безбрежность, всеподавляющее господство пустыни.
В классической арабской поэзии воспевание бедуина и пустыни считалось непреложным. Следуя национальной поэтической традиции, художник продолжает эту тему, выражая образные представления языком живописи. Аль-Глауи не дает названий произведениям. Главное для него—передать характер и дух народа.
Центральная проблема современного марокканского искусства сегодня — создание национальной школы живописи. Все больше талантливых молодых людей стремятся получить профессиональное художественное образование. Некоторые из них учатся в СССР и других социалистических странах. Растет число прогрессивных мастеров, каждый из которых вносит свой вклад в развитие самобытного искусства Марокко.