Александр Шилов Маскович советский и российский художник
В 1977 году Александру Шилову была присуждена премия Ленинского комсомола за серию портретов летчиков- космонавтов СССР. Эти портреты знакомы теперь многим, но интересно, наверное, будет узнать, как создавал их молодой художник.
Понимая, что время у нас расписано по минутам, Шилов работал сразу, без предварительных набросков и эскизов. Мы, как могли, старались помочь ему. Очень серьезно отнесся к его работе, например, Петр Климук: после напряженных тренировок космонавт приходил в комнату, отведенную под мастерскую, терпеливо позировал, словно и не было у него усталости.
Как начинался путь Шилова в искусство? Ему повезло: опытный и внимательный педагог Василий Александрович Воронин заметил в нем способности. Пять лет учил он мальчика грамоте изобразительного искусства, а самое главное — сумел внушить, что труд — основа успеха в любом деле и без упорного каждодневного труда не может быть настоящего художника.
Однажды Воронин привел Сашу в мастерскую к известному живописцу Александру Ивановичу Лактионову. Тот похвалил работы паренька и принял живое участие в его судьбе. А она у Саши складывалась трудно: когда не стало отца, ему пришлось помогать матери. После восьмого класса школы он шесть лет работал грузчиком — не было специальности. А в свободное время рисовал. И, быть может, именно трудная школа жизни помогла становлению его таланта. Одержимость искусством, трудолюбие, вера в свое призвание позволили закончить вечернюю школу, поступить в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова.
И вот институт позади. Но Шилов продолжает пополнять знания. Он изучает натуру, рисует гипсы, копирует произведения выдающихся мастеров прошлого.
По-моему, не случайно Александр любит французского художника Энгра, которому принадлежат прекрасные слова: «Рисунок — это высшая честность искусства… Рисуйте долго, прежде чем приступить к писанию красками. Когда строишь на прочном фундаменте, можно спать спокойно».
Шилов постоянно укрепляет «фундамент», свое рисовальное мастерство. Однако мастерство как таковое у него не самоцель.
Художник не избегает деталей, но умеет подчинить их главному. А главное для него — показать внутренний мир героя, его психологию, убеждения.
«Когда встречаю интересного человека, — говорит Александр, — хочется побольше о нем узнать: чем он живет, какой вы особенности его характера, взаимоотношения с людьми, мир увлечений».
Нередко художники пишут «от себя», далеко отходят от натуры, серьезно не изучают ее и при этом заявляют: «А я так вижу».
Молодому живописцу близки традиции русской классической школы портрета, представители которой соединяли в своем творчестве правду жизни и художническую окрыленность. Он любит Д. Левицкого, О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Иногда его упрекают в традиционности, в отсутствии так называемых новаторских приемов, широты живописного письма. Шилов отвечает:
Искусство, конечно, вечный поиск. Но если на полотне вместо человеческого лица я вижу нечто приблизительное, с отдаленными намеками на реальность, то можно ли вдохновиться подобным «новаторством»?!
Видимо, поэтому портреты, написанные им, нравятся и зрителям, и самим героям — могу с удовольствием это подтвердить.
Кого бы ни писал Шилов — космонавтов, рабочих, служащих, сельских тружеников, — он делает это с любовью, увлеченно, стремясь разглядеть человека в разные периоды его жизни, в совокупности граней характера.
Глядя на портреты Нины Тимофеевой, Ирины Архиповой, Николая Плотникова, Евгения Симонова, Николая Гриценко, мы узнаем в них лучшие черты героев, воплощенных артистами на сцене. Как бы соединились воедино облик реального человека с созданными им образами пьес и кинофильмов в портрете Михаила Ульянова.
Нравятся мне и пейзажи Шилова. Чувствуется, что ему дороги поля и рощи России; он умеет тонко передать красоту природы. Мы верим художнику. Как хорошо, что он не холодный наблюдатель, а добрый, зоркий исследователь, умеющий передать свои впечатления в ярких, запоминающихся художественных образах.
Когда мы говорим с ним о будущих планах, я — о космической науке, он — о живописи, приятно от него слышать слова:
Буду писать хороших людей! Рассказывать о красоте человека, родной земли».