(Аньоло ди Козимо) Аньоло Бронзино Святое семейство
Падение республики во Флоренции в 1530 году после героической обороны было воспринято современниками как конец эпохи Возрождения. Во многих итальянских городах, некогда свободных и независимых республиках, стабилизировались монархические режимы.
В 1539 году Бронзино был объявлен придворным художником Козимо Медичи, герцога Тосканского, и это окончательно определило его положение в качестве одного из главных представителей маньеризма — официального придворно-аристократического искусства Италии XVI века. «Святое семейство» демонстрирует виртуозное мастерство Бронзино в области композиции, в которой проявилась наиболее важная, с точки зрения маньеристической эстетики, компонента художественного произведения, так называемая invenzione — выдумка. Четыре фигуры в картине, заполняя собой почти все полотно, объединены в единое целое ритмом нарочито усложненных движений и линий. Однако достигнутое формальное единство только сильнее оттеняет холодность и внутреннюю отчужденность персонажей. Гладкая, блестящая живописная поверхность уподобляет живое человеческое тело холодному мрамору, в характеристике образов господствуют бесстрастность и надменность — черты аристократического маньеристического идеала личности. На аналогичный сюжет известно еще несколько произведений Бронзино, московская картина является позднейшим из них, она создана во второй половине 50-х годов XVI века. Ее можно отождествить со святым семейством», которое согласно Джорджо Вазари, современнику Бронзино, было написано им для некоего Карло Герарди в Пистойе.
Картина поступила в музей из Государственного антиквариата в Ленинграде в 1932 году. Ранее она находилась в собрании П. С. Строганова в Петербурге.