Дворец Бельведер

Дворец Бельведер 2

Дворец Бельведер

Дворец Бельведер, один из лучших дворцово-парковых ансамблей Вены, получил свое название в 1752 г., уже после того как стал собственностью австрийской императорской фамилии. А первоначально он был построен для знаменитого полководца и генералиссимуса принца Евгения Савойского (1663-1736).
Строительство «обиталища австрийского Марса» растянулось на четверть столетия. В 1698 г. принц Евгений начал скупать участки на склоне холма, спускавшемся к городу. В 1700 г. здесь начались работы по разбивке регулярного французского парка. Возведение Нижнего дворца началось лишь в 1713 г., а центральное здание ансамбля, Верхний дворец, было построено уже в 1721 — 1723 гг. Ансамбль дошел до нас в почти неизмененном виде, за исключением ныне не существующих зверинца и оранжереи.

Дворец Бельведер 3

Дворец строился по проекту известного австрийского зодчего Лукаса фон Хильдебрандта (1668—1745). За основу общего плана Бельведера был взят, естественно, Версаль. Тем не менее Хильдебрандт, используя особенности местности, создал оригинальный и совершенно неповторимый ансамбль. По его замыслу, в облике дворца должны были воплотиться слава и величие знаменитого полководца. И Хильдебрандт выполнил свою задачу блестяще. Его творение было высоко оценено современниками и продолжает вызывать восхищение в наши дни.

Дворец Бельведер 8

Для ансамбля Бельведера характерно редкостное благородство облика, проявившееся в сочетании торжественности и непринужденной простоты, широты размаха и соразмерности человеческим масштабам. Оба дворца гармонично сочетаются друг с другом и с пространством парка. Вместе с тем по основному архитектурному замыслу эти дворцы сильно разнятся: Нижний по сравнению с внушительным Верхним дворцом кажется всего лишь садовым павильоном.

Дворец Бельведер 4

С самого начала ансамбль был задуман как бы обращенным лицом к городу. Нижниц. дворец своим парадным выездом выходит на Реннвег — дорогу’, ведущую к центру Вены. За полукругом ворот раскрывается «почетный двор». окруженный одноэтажными строениями. Они очень просты, и поэтому центральная часть главного корпуса, украшенная колоннадой, кажется особенно нарядной. Изящная умеренность присутствует и в убранстве фасадов дворца. Контрастом им является пышность внутренних помещений. Напоминанием о том, что этот «маленький Версаль» строился для великого полководца и первого вельможи страны, служат многочисленные военные трофеи, шлемы, мечи, шиты, украшающие стены центрального Мраморного зала. Роспись плафона посвящена теме «Апофеоз принца Евгения» и принадлежит кисти итальянского живописца Альтомонте. Здесь, среди белоснежных облаков, Аполлон и другие олимпийские божества прославляют символический дар папы римского — шлем и меч, которые тот преподнес принцу Евгению Савойскому, защитнику христианского мира от турок.
Интерьеры залов Нижнего дворца буквально ошеломляют переливами цветного мрамора, мерцанием позолоты, белоснежной лепниной, золотистыми, красноватыми и голубыми тонами росписей. Мраморную галерею, отделанную красным мрамором и рельефами, сменяет Зеркальный кабинет, пространство которого кажется нереальным из-за обилия зеркальных отражений. Стены и потолок небольшого зала Гротесков покрыты причудливейшим орнаментом, бесконечно сплетающим и расплетающим свои тонкие узоры.

Дворец Бельведер 5

От Нижнего дворца открывается великолепный вид на величественный, стоящий на вершине холма Верхний дворец. Между дворцами — регулярный сад с зелеными лужайками, подстриженными кустами, фонтанами, лестницами, бассейнами, декоративными вазами и статуями. Его создателем был французский садовник Клод Жирар, ученик знаменитого Андре Ленотра.

Дворец Бельведер 9

Если Нижний дворец, несмотря на всю свою роскошь, выглядит скорее парковым павильоном, то Верхний дворец сооружен по- истине с королевским размахом. Средняя часть здания — трехэтажная, боковые крылья выстроены в два этажа. Статуи, рельефы, сложные обрамления окон, рустовка цоколя играют роль декора, но при этом все пластические детали подчинены архитектуре. Отсюда — бросающееся в глаза сдержанное изящество дворца. Большой бассейн, расположенный перед центральным фасадом, отражает и умножает его красоту.

Дворец Бельведер 7

Один из основных архитектурных мотивов Верхнего дворца — лестница. Поднимающиеся по парадной лестнице должны были ощутить торжественность момента, ощутить свое приближение к вершинам общественной иерархии. Лестничные марши украшены лепниной, своды поддерживают могучие фигуры атлантов. Лестница ведет на третий этаж, где открывается настоящее царство света и роскоши. Как и в Нижнем дворце, главное помещение здесь — Мраморный зал, стены которого украшают пилястры красноватого мрамора с позолоченными капителями. В простенках, на потолке, над окнами помешены живописные картины, выдержанные в пышном барочном духе. С балкона Мраморного зала открывается великолепный вид на Вену, который запечатлен на полотнах многих художников, начиная с XVIII столетия.

Дворец Бельведер 6

В отличие от Нижнего дворца интерьеры Верхнего Бельведера сохранились далеко не полностью. Однако и то, что уцелело, сохранило дух торжественного величия, характерный для всего дворцового ансамбля. Великолепен зал Фресок, стены и потолок которого покрыты росписями итальянских мастеров Фанти и Карлоне. В некоторых запах Верхнего Бельведера сохранились изящные рельефы, золоченые орнаменты, живопись известных итальянских художников Солимены, Джакомо дель По, Карлоне. В Зеркальном кабинете можно видеть двухметровую мраморную скульптурную группу «Апофеоз принца Евгения».

Дворец Бельведер 10

Дворец Бельведер служил летней резиденцией Евгения Савойского более десяти лет. В 1736 г. принц умер. Его наследница в 1752 г. продала дворец австрийской императорской семье. В 1770-х гг. в Верхнем Бельведере разместилась императорская картинная галерея, которая оставалась там до 1880-х гг. Затем дворец являлся резиденцией членов императорской семьи, а с 1924 г. снова стал музеем. Нижний дворец был обращен в музей еще в 1808 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art