Мартирос Сарьян
Искусство Сарьяна вселяет в людей радость. С. Коненков
Мне посчастливилось в последние годы жизни Мартироса Сергеевича Сарьяна ежедневно быть рядом с ним, слушать его, записывать его мысли. Сарьяну в высшей степени было свойственно поэтическое ощущение величия и красоты природы. «Природа создает человека, чтоб через него видеть, познать себя. Познавая природу, мы восхваляем чудо-красоту жизни», — подчеркивал он в своих беседах.
Для Сарьяна почвой этой «чудо-красоты» была его родина, с которой он чувствовал себя связанным, как дерево с землей.
Сарьян в своей долгой жизни испытал много горестей и много радости. Он был свидетелем двух мировых войн. Утверждая прекрасное, он кистью воевал против злейшего врага человечества — фашизма. В рядах Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражался его сын. Художник написал десятки портретов героев войны. Сарьян пережил смерть любимого сына, гибель многих своих картин.
Годами общаясь с ним, мы поражались беспредельной силе его духа, цельности натуры, чистоте души, скромности и доброте. Для современников он был и остался символом совершенного человека.
Я расскажу о его творчестве, приводя высказывания самого мастера. Мировоззрение художника начало формироваться в годы детства, в отцовском доме. О себе он рассказывал: «Веками армяне вынуждены были жить вдалеке от родины, но где бы они ни останавливались, создавали маленькую Армению. В конце XVIII века такой Арменией стал Новый Нахичеван, ныне Пролетарский район города Ростова-на-Дону. Мои предки приехали к берегам Дона из Крыма, а в Крым — из столицы средневековой Армении, Ани. Я родился в патриархальной семье. Нас было девять детей, я был седьмым.
В. Серов, приехал в Армению и здесь наяву увидел все, о чем грезил в детстве. Горная, фантастическая, многоликая природа произвела глубокое, незабываемое впечатление на молодого художника. От соприкосновения с родной природой родилось творческое «я» Сарьяна, появились первые его самобытные произведения. В этом цикле, названном «Сказки и сны», он стремился выразить свое понимание природы в образах-символах. Природа необъятна и таинственна, и художник воспринимает ее словно ребенок, как чудо-сказку. Циклом «Сказки и сны», исполненным акварелью и темперой, Сарьян начал участвовать в московских выставках. В работах этого раннего периода господствует характерная для Сарьяна теплая цветовая гамма, построенная на сочетаниях золотисто-серебристых и сине-зеленых тонов. И как основное средство выражения в его живописи выступает свет, солнце. Сарьяи говорил: «То, что я пишу, цветом беру сильнее, чем вижу. Контрастно сочетая звучные цвета, я добиваюсь ощущения солнца, жизни…»
В 1909 году он отправляется в далекое путешествие — и вновь на юг, к солнцу, к своей стихии, и создает такие ныне знаменитые свои картины, как «Улица», «Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма. Египет». В этих произведениях художественные идеи Сарьяна получили блестящее живописное воплощение. Зрителя захватывает ощущение радости бытия.
Если в ранних произведениях любовь Сарьяна к природе воплощена в сказочных сюжетах, то здесь в сказочной красочности раскрывается реальная действительность.
Новаторство Сарьяна — в его самобытном живописном мышлении. В творческом стиле Сарьяна отразились принципы армянской средневековой живописи. Это прежде всего заметно в яркости, звучности плоских цветовых пятен ранних его работ и четком обобщенном, почти силуэтном рисунке. Композиционную ясность его картин можно сравнить с пропорциональной уравновешенностью простых форм армянской архитектуры.
В 1920 году устанавливается Советская власть в Армении, и Сарьян приезжает на родину навсегда. О неразрывности его связей с родной землей говорит его знаменитый автопортрет «Три возраста». В правой части этого полотна Сарьян изобразил себя молодым. Впереди — трудная дорога жизни. В левой части он — в среднем возрасте, твердо знающий свое назначение. В центре — мудрый старик.
Важную роль в картине играет фон. Для трех времен, трех возрастов — молодости, зрелости и старости — фоном служит природа Армении, широко раскинувшийся склон горы, на котором стоит ереванский дом художника.
В эти же годы Сарьян создает герб Советской Армении и знаменитый занавес первого Гостеатра. Из-под его кисти выходят залитые ярким мирным светом «Горы», «Старый Ереван», «Мой дворик», «Портрет поэта Егише Чаренца» и другие известные произведения. Некоторые из них с большим успехом экспонировались тогда на международной выставке в Венеции, на которой впервые участвовали советские художники.
«Из тьмы к свету» — этим внутренним неудержимым стремлением характеризуется все его жизнерадостное, солнечное искусство.
В годы Великой Отечественной войны несокрушимую энергию придала кисти Сарьяна вера в победу. Убедительно говорят об этом портреты героев войны и мыслителей, ученых и художников. В день великой Победы, 9 Мая 1945 года, он пишет самую большую свою станковую картину «Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». Художник заполнил почти трехметровое полотно изображениями садовых и полевых цветов, образовав из них как бы драгоценный красочный ковер. Это необыкновенная картина: одновременно торжественная и очень скромная. В простых стеклянных банках стоят цветы. Как верно эта жизненная подробность характеризует время! Какими радостными чувствами наполнены цветовые сочетания сарьяновских букетов, как гармоничен прихотливый ритм линий и форм этой картины! Натюрморт, обладающий громадным философским смыслом. Не просто радовать, а воспитывать радостью, подымать души людей — в этом, по мысли Сарьяна, призвание художника.
Рисунков и акварелей, воспевающих родную землю и человека, прекрасные эскизы для театральных постановок, многочисленные книжные иллюстрации. Искусство его получило широкое признание. В 1961 году серия его картин «Моя родина» была удостоена Ленинской премии. Присуждение этой премии — акт всенародного, общественного признания художника. Силой своего огромного таланта Сарьян превратил пейзажи, созданные на основе поэтического постижения местного колорита, национального своеобразия Армении, в неотделимую, существенно важную часть всего нашего отечественного изобразительного искусства, всей советской культуры. Южная горная природа Армении в его полотнах так же дорога, близка, доступна нам, как задушевность среднерусской природы, как весеннее многоцветье украинской степи, как серебристо-зеленая прелесть литовского озерного края. Картины Сарьяна дороги и близки нам своей жизнеутверждающей ясностью, созвучием времени. В них поэтическое ощущение величия, силы, красоты природы. Такой природе сродни советский человек — деятельный, смелый, с добрым, полным радости сердцем. Этот человек всегда как бы присутствует в пейзажах Сарьяна.
Своеобразен их композиционный прием. Он заключается в том, что художник выбирает высокие точки зрения, раскрывает перед зрителем обширные панорамы. «Человек поднимается над землей, чтобы лучше постичь ее», — любил повторять Мартирос Сергеевич.
Много и успешно работал Сарьян как портретист. Он достиг подлинной достоверности и настоящего раскрытия характеров в портретах академика И. Орбели, поэтов А. Исаакяна и Н. Тихонова, балерины Г. Улановой, пианиста К. Игумнова, маршала И. Баграмяна, артиста Р. Симонова, писателя И. Андроникова, художницы Т. Яблонской. Он подчеркивает в человеческом образе какую-нибудь одну, главенствующую черту характера. И этот творческий прием поэтического обобщения приводит его к ярким, необычным решениям. Этим портретам присуща та же выразительность, с какой Сарьян воплощает одухотворенность, эмоциональную взволнованность родной своей природы.
Великий мастер кисти, выдающийся советский художник, Мартирос Сарьян прожил долгую и мудрую жизнь. Своей неповторимой живописью он воспел вечную гармонию природы и человека, вечность жизни, вечность радости, вечность солнца. В этом его неугасающая сила. В этом его бессмертие.
Шаэн ХАЧАТРЯН, директор музея М. Сарьяна в Ереване