Мордовские сани

Мордовские сани
Сани. Фотография Ивана Богданова. 1930-ые годы.

КАКОВЫ САМИ, ТАКОВЫ И САНИ

Вряд ли кто из молодежи сегодня может рассказать о традиционном зимнем транспорте наших предков — санях. А ведь еще сравнительно недавно они были повсеместно распространены. Ныне разве что на зимние праздники кое-где ребятню катают на санях-розвальнях…
Изготовлением саней в XIX веке занимались крестьяне 148 русских и мордовских селений Мордовии. Одним из центров санного промысла было село Лухменский Майдан, что в 30 км от Инсара. Этому способствовали близость рынка, наличие своих лесов, спрос на сани и… бедные почвы.

Сани приобретали и местные извозчики, но в гораздо больших количествах они отправлялись в степные районы Заволжья, в Самарскую и Симбирскую губернии. Оттуда за ними специально приезжали скупщики.
В зависимости от назначения сани отличались размерами и внешним видом. Изготавливались и простые дровни, и возовые сани, и, наконец, обшивные, использовавшиеся для выездов.
Дровни предназначались для перевозки тяжестей, главным образом дров и бревен; при перевозке последних к дровням привязывали «подсанки». На дровнях же крестьяне выезжали на базары и ярмарки. В этом случае на них пристраивалась «плетенка» — кузов, плетенный из тонких длинных прутьев. Этот вид повозки известен как «розвальни». Дровни и розвальни имелись практически в каждом хозяйстве.
Из праздничных выездных саней наиболее распространенными были кошевни: в них наши предки ездили в гости, на свадьбу, катались на Масленицу. Обычно они делались с двумя сиденьями: задним — для двух человек и передним (облучком) — для возчика. Кошевни имели довольно широкие боковые «отводы», предохранявшие их от перевертывания на раскатах и поворотах.

Мордовские сани
Тройки на Масленицу. С картины художника Петра Грузинского. 1889 год.

На полозья шли твердые породы дерева — дуб, ясень и клен. На наклести — береза, липа, осина. На вязки — молодые деревца — вязы. Для обшивки дешевых саней приобретались рогожи, для саней полу- шециновки. Разные виды саней требовали разного качества материалов: на дров и шло что похуже, на возовые — материалы среднего качества, на обшивные — самые лучшие.
Выделка дровней в среднем занимала дин рабочий день и состояла из 5 различны операций, возовых саней — 2 дня и 8 операций, обшивных — 3 дня и 12 операций.
Работа по выделке обшивных саней профайла в такой последовательности. Вначале заготавливали 8 вязков — 5 для низа и 3 ля верха. У вязков запиливали и выдалбливали места для сгибов. Распиливали, вытесывали и остругивали кору наклестей и вбили в них гнезда для копыльев, которых требовалось около 10 штук — 8 коротких :я скрепления полозьев и 2 длинных для укрепления передка. После этого остругивали большую заднюю дугу и укрепляли ее в маклестях. Затем выдалбливали передок, выделывали верхние кресла с задниками и отводами и укрепляли их на места. Сгибали остругивали малые дуги. Выкрашивали и прибивали на места лубки. Наконец выплывали задок и боковые дуги, обшивали и’ рогожей.
С особым усердием мастера трудились над изготовлением заказных саней. Так как при этом использовались материалы лучшего качества, то и стоимость их была в полтора раза выше базарной.
Наиболее ответственными этапами технологии санного промысла были гнутье полозьев и сборка экипажей. Изначально оба вида работ не были разделены. Каждый мастер изготавливал сани с начала и до конца. Сам гнул полозья, готовил вязки и другие части, сам же собирал готовые изделия. Гнутье полозьев производилось весной и летом, а обделка саней — осенью.

Мордовские сани
Углежжение в селе Пазелки. Пензенской губернии. 1926 год.

Обязательными элементами мастерских считались парня и станок для гнутья. Парня представляла собой длинную кирпичную печку с одним или двумя котлами. Нагретая в котлах вода испарялась, пар проникал в большое помещение под верхним сводом, куда концами укладывались плахи — будущие полозья.
Из-за дороговизны парни имелись далеко не у всех санников. В таких случаях обходились вообще без них, распаривая полозья в навозе. Навоз использовался свежий, несоломистый, преимущественно конский. Плахи укладывались рядами, головками друг к другу, которые закрывались навозом, а затем присыпались землей. В таком положении они находились не менее двух недель, причем за температурой и влажностью в куче велось наблюдение. Если навоз становился сухим и холодным, его поливали нагретой водой. Нельзя было ни перепарить, ни недопарить полозья. Перепаренные при езде быстро ломались, недопаренные — ломались при гнутье.
Распаренные плахи хорошо поддавались гнутью на специальном станке с накатом. Он имел форму выгиба полоза и был соединен с воротом, с помощью которого производилось сгибание. Для просушки загнутых полозьев и закрепления изгиба мастера устраивали специальную стенку в столбах, к которой изгибами и распорками прикрепляли в согнутом виде полозья. Однако чаще полозья сушили у стенок хозяйственных построек, связывая их так, чтобы они не разогнулись.
Перед выделкой саней полозья подсушивали: зимой — в избах под потолком, летом — под навесом.
Собирали сани во дворах под навесами.
Санным промыслом в основном занимались мужчины, женщины же помогали им при гнутье полозьев. Для выполнения легких работ, например, для скобления коры, заготовки веревок, привлекались и дети. Знания и умения передавались по наследству.
Продажа саней начиналась в октябре, а заканчивалась накануне Масленицы. В октябре отмечался больший спрос на возовые сани, в ноябре — на дровни, в декабре— на обшивные. Это позволяло санникам оставаться довольно зажиточной частью крестьянства.

Мордовские сани Изготовлением саней в XIX веке

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art