Смоленская крепость

Смоленская крепость. Башня Веселуха.
Смоленская крепость. Башня Веселуха.

Смоленская крепость

На старинном гербе Смоленска — пушка, на стволе которой сидит мифическая птица Феникс. Согласно преданиям она обладала способностью, сжигая себя, каждый раз возрождаться из пепла. Боевое орудие — знак вековой ратной службы города. Много раз каменные стены смоленской крепости, возведенные в конце XVI столетия, преграждали путь врагам Русского государства. Захватчики сжигали Смоленск, стирали его с лица земли. Но каждый раз, подобно сказочной птице, древний русский град восставал из пепла, становясь еще краше.

Смоленская крепость. Часть стены и башни Позднякова (Роговка) и Веселуха.
Смоленская крепость. Часть стены и башни Позднякова (Роговка) и Веселуха.

Перелистаем же страницы истории.
Год 1609-й. Время, получившее название Смутного. 28-тысячное войско польского короля Сигизмунда III подступило к Смоленску. Защитники города затворились в крепости. Много ли их было? Менее двух с половиной тысяч. Осада длилась 20 долгих месяцев. Защитники страдали от голода и болезней, гибли от ядер и пуль, но не думали о сдаче. Наоборот, смоляне написали грамоту «господам братьям всего Московского государства», призывая их встать на защиту родины. Откликаются Кострома и Рязань, Ярославль и Нижний Новгород. Там собирают пожертвования, готовят народное ополчение.
Но нашелся предатель, который подсказал врагам, как ворваться в город. Начались жестокие уличные сражения. Все меньше оставалось в живых защитников города. Враг ликовал: пал неприступный Смоленск! Но… Страшный взрыв потряс землю. Объятая пламенем, в воздух поднялась громада древнего Успенского собора. Затворившиеся там смоляне решили погибнуть, но не сдаться врагу. С общего согласия был подожжен пороховой запас, хранившийся в подвале храма…
Почти два года сражался Смоленск, воодушевляя на борьбу другие города. За это время русские успели собраться с силами и изгнали врагов с родной земли!

Смоленская крепость. Часть стены и башни Городецкая (Орел), Авраамиева и Заалтарная.
Смоленская крепость. Часть стены и башни Городецкая (Орел), Авраамиева и Заалтарная.

В начале XVIII века на Москву вознамерился идти шведский король Карл XII. Петр Первый с войском поспешил в Смоленск. Каменные крепостные стены были починены, на подступах к ним защитники возвели земляные укрепления, валы и бастионы. Имея за собой такую мощную крепость, воины Петра в июле 1708 года разгромили у деревни Лесной передовой отряд шведов. Поход на Москву через Смоленск не состоялся.
Во время наполеоновского нашествия смоленская крепостная стена еще раз сыграла великую роль. На подступах к городу французское войско оказалось в тылу двух русских армий. Наполеон мог разбить их поодиночке, так как на соединение требовалось не меньше двух дней. И вот 15-тысячный корпус генерала Раевского, укрывшись в крепости, принял на себя удар наполеоновской армады. В это время соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. Наполеон взял город ценой больших потерь и только после того, как велел его зажечь. Но русское войско было уже в безопасности.

Смоленская крепость. Никольская башня. Фрагмент фасада.
Смоленская крепость. Никольская башня. Фрагмент фасада.

А грандиозное Смоленское сражение, развернувшееся в июле 1941 года! Красноармейцев воодушевлял героический дух предков. Тут, под Смоленском, была похоронена надежда Гитлера на молниеносную войну с Россией. Фашистская военная машина забуксовала.
После освобождения города от фашистских захватчиков в башнях, переходах, на боевых площадках крепости нашли приют сотни смолян, возвратившихся в разрушенный город. Стена тогда называлась Особой улицей. По этому адресу и приходили письма с фронта.

Смоленская крепость. Фрагмент стены и башни.
Смоленская крепость. Фрагмент стены и башни.

В сегодняшнем, в который раз восставшем из руин, цветущем Смоленске древняя крепостная стена по-прежнему главное украшение города. Кого из смолян ни спроси, каждый с живописными подробностями расскажет славную историю городовой стены. Назовут и имя ее создателя —«государева мастера» Федора Савельевича Коня. Замечательного русского зодчего, строителя знаменитого Белого города, который опоясывал некогда столицу там, где теперь проходит тенистое Бульварное кольцо…
На иконе начала XVIII века Фроловская башня изображена прямоугольной, со смотровой вышкой наверху. Грозно ощетинившаяся торчащими из бойниц пушками и пищалями, она в то же время богато украшена лопатками и тягами, тесанными из белого камня профилированными перемычками. Недаром Фроловскую башню Смоленской крепости сравнивали со Спасской башней Московского Кремля. Прекрасная и неприступная, с отводной стрельницей впереди, с кованым гербом на шпице, она производила необыкновенно сильное впечатление.

Смоленская крепость. Часть стены и башни Заалтарная, Авраамиева и Городецкая (Орел).
Смоленская крепость. Часть стены и башни Заалтарная, Авраамиева и Городецкая (Орел).

Наряду с Фроловской башней ведущую роль в архитектурном облике крепости играла Молоховская, взорванная в 1812 году отступающей армией Наполеона. Кроме них, городовая стена имела еще семь проездных башен, они располагались через каждые 150 метров. Стены между ними были всюду прямыми и легко простреливались, что давало возможность успешно обороняться.
Из проездных башен время сохранило четыре: Лазаревскую, Авраамиевскую, Еленинскую, Копытенскую. Они сильно выступают из стен. И расположение въездных арок у них иное, чем у Фроловской, — не для парадных встреч. Здесь все приспособлено для боя. Однако военный инженер Федор Конь был всегда неразлучен с Федором Конем — художником.
Столь же выразительны и характерны детали многогранных и круглых башен. Помимо игры граней и особой красоты зубчатой короны, они привлекают внимание выразительностью боевых пещур — узких стрельчатых щелей для ведения огня, расположенных в шахматном порядке.

Смоленская крепость. Фроловская башня. Прорисъ с иконы XVIII века.
Смоленская крепость. Фроловская башня. Прорисъ с иконы XVIII века.

Красивы шатровые деревянные кровли башен и прясел. Поверхность нижней, каменной части стены имеет небольшой уклон, а верхней — строго вертикальна. Известковая побелка и раскраска «под кирпич», скрывающая подлинные швы кладки, различные декоративные детали и сегодня делают крепостную стену живописнейшей приметой Смоленска. Она настолько полно вписана в пейзаж, что выглядит его продолжением. Порой даже чудится, что крепость стоит тут от века, что она не построена человеком, а сотворена самой природой. А ведь это свойство лишь самых высоких образцов искусства.
Вообразите, как прекрасна и величественна была эта непревзойденная по своим боевым качествам крепость сразу после постройки!
Так и сталось. Минуло почти четыре столетия. Разрушало стены и башни крепости беспощадное время, наносили нм урон штурмы и приступы, вымещали на них бессильную злобу отступающие завоеватели. И все же смоленская городовая стена выстояла! Конечно, до нашего времени дошли далеко не все башни и участки стен крепости. Те, что сохранились, заметно обветшали. Но и такая — постаревшая, полуразрушенная — городовая стена Федора Коня производит необыкновенно сильное впечатление.
Будете в Смоленске — обязательно придите к ней. Поглядите, подумайте. Коснитесь древнего камня благодарной рукой. Перед вами — «знаменитый памятник российской древности, на который любопытствующее потомство всегда будет взирать с любопытством и удивлением».
Лопатка и тяга — вертикальный и горизонтальный выступы на стене здания. Применяются как важные средства ритмического членения ее плоскости.

Смоленск в осаде. Гравюра. XVII век.
Смоленск в осаде. Гравюра. XVII век.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art