Суздаль

 

1Суздаль давно стал визитной карточкой древнерусских городов. Если существуют музеи-заповедники, то Суздаль — это город-заповедник, дни и даже часы, проведённые гам, останутся незабываемыми.
В самом центре, на большой рыночной площади с торговыми рядами (1806—1811 гг.) и колокольнями, как будто попадаешь во вполне узнаваемый пейзаж уездного города, дополняемый немудрёными советскими архитектурными объектами вроде бывших райкомов и, неизменных в таких местах, скульптурных героев.

Улица Ленина рассекает Суздаль на две половины: по ней можно попасть в город как со стороны Владимира, так и со стороны Иванова, а дальше — Ярославля. Это свидетельство труда уездного архитектора времён Екатерины Великой, по губернской реформе которой большинство городов получало свою нынешнюю планировку — главные площадь и улица и расходящиеся от них радиально другие улицы. Владимирский (он же Московский) въезд надо не пропустить автомобилисту, так как по прекрасной скоростной трассе легко проехать в стороне от Суздаля, видя только его замечательную панораму. А того, кто будет въезжать в Суздаль с ярославской стороны, встретят поставленные при Екатерине II городские ворота.

Рождественский собор кремля.
Рождественский собор кремля.

Торговая площадь обрамлена кольцом церквей: интересными ансамблями расположены Входоиерусалимская (1707 г.) и Пятницкая церкви (1772 г.), напротив торговых рядов — Воскресенская (1720 г.) и Казанская церкви (1739 г.), а чуть в стороне — Царевоконстантиновская (1707 г.) и Скорбященская церкви (1787 г.).

От Торговой площади идёт небольшая пешеходная дорога — это Кремлёвская улица, где извозчики, наряженные в исторические костюмы, паркуют конные фаэтоны. Эти суздальские ямщики, имеющие свой двор у действующего Васильевского монастыря, готовы прокатить вас в любую сторону любимого города. Тут же продаются сувениры на любой вкус. Стоит поискать глиняную игрушку, выполненную в особом, суздальском, стиле.
Пройдя по Кремлёвской улице через проезд, устроенный в древних оборонительных валах, попадаешь в сердце Суздаля — его кремль. Летопись впервые упоминает город уже в 1024 г. В течение XI—XII вв. он начинает приобретать стольное значение в Ростово-Суздальской земле и застраиваться, а именем Суздаль в Киевской Руси называли в то время всю Ростовскую область.
Главными памятниками кремля являются расположенные на мысу над речкой Каменкой Рождественский собор XIII—XVIII вв. и Архиерейские палаты XV—XVII вв. Сейчас там создан музейный комплекс, а раньше это место было связано со всеми главными событиями суздальской истории. Отсюда суздальские князья управляли своим огромным княжеством, рубежи которого выходили к землям Черниговского княжества и Новгорода Великого. В наши дни мало кто знает, что одним из самых знаменитых междоусобных сражений средневековой Руси была Липицкая битва суздальцев с новгородцами в 1216 г. (суздальцы её проиграли). Потом в кремле жили наместники великого князя московского. Успенская церковь XVII в. была возведена на месте своей деревянной предшественницы, которая соседствовала с двором государя всея Руси Ивана III. Если городу угрожала опасность, все жители переходили из посада за кремлёвские валы. Здесь располагались дворы суздальских воевод и архиереев.

Кремлевская колокольня и въездные ворота.  В Суздале важно, чтобы было время походить пешком — этот город не так-то просто открывается туристу. А пройти его легко: он невелик, в нём нет обширных новых микрорайонов, к которым Л'А м жители крупных городов, он практически остался в границах XIX в. Особо привлекательно то, что, путешествуя по Суздалю, можно встретиться с древнерусской стариной, идя по улицам или валам древних укреплений, протяженность которых насчитывала некогда 1400 м.
Кремлевская колокольня и въездные ворота.
В Суздале важно, чтобы было время походить пешком — этот город не так-то просто открывается туристу. А пройти его легко: он невелик, в нём нет обширных новых микрорайонов, к которым Л’А м жители крупных городов, он практически остался в границах XIX в. Особо привлекательно то, что, путешествуя по Суздалю, можно встретиться с древнерусской стариной, идя по улицам или валам древних укреплений, протяженность которых насчитывала некогда 1400 м.

Суздаль, как и другие города Владимирского ополья: Владимир, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, знаменит церквами, но суздальский Рождественский собор, возведённый в кремле в 1222—1225 гг., накануне вторжения хана Батыя, всё равно неповторим по красоте своей белокаменной резьбы. Правда, его древнерусская основа оказалась скрытой под многочисленными переделками последующих эпох. Уже в XV в. Рождественский собор рушился от ветхости и был заново отстроен в 1530 г., когда получил современное пятиглавое завершение. Если присмотреться, можно увидеть линию между первоначальной каменной и позднейшей — кирпичной кладками. Одновременно была выстроена колокольня в виде восьмигранного столпа с шатровым навершием. В конце XVII в. на колокольне устроили часы с боем, механизм которых сохранился до наших дней. С 90-х гг. XX столетия в Рождественском соборе возобновились церковные службы.
В самом соборе и вокруг него когда-то располагался монастырский некрополь, где были захоронены многие рода Суздальских князей, ставившие себя выше московской княжеской линии. В Рождественском соборе были похоронены и князья Шуйские. Представитель этого рода — князь Василий Иванович Шуйский станет последним Рюриковичем на царском троне в 1606—1610 гг.

Покровский собор
Покровский собор

Здесь же находятся двор суздальских архиепископов и их штаты. Первые владимиро-суздальские епископы известны с начала XIII в. Строительство палат должно было подчеркнуть высокий статус правящего риона (1682—1707 гг.). Большой интерес в этом комплексе представляет Крестовая палата, перекрытие которой держится на сводах, а не опирается на традиционный столп в центре зала.
Нельзя оставить своим вниманием и ансамбли известных суздальских монастырей, основанных в XIV в.: Покровского и Спасо-Евфимиевского. Спасо-Евфимиевский мужской монастырь занял место на главной улице Суздаля. За его массивными высокими стенами и башнями трудно что-нибудь рассмотреть, не войдя внутрь. Покровский женский монастырь находится несколько в стороне, его белокаменные стены создают издали впечатление тонкого и изящного силуэта.
Главный Покровский собор в одноимённом монастыре построен в период княжения Василия III, в 1510—1514 гг.

Битва новгородцев с суздальцами. Икона. XV в.
Битва новгородцев с суздальцами. Икона. XV в.

Со времени этого великого князя московского началась невесёлая традиция постригать в монахини и ссылать в Суздаль дочерей и жён московских правителей. Самой известной «узницей» Покровского монастыря стала Соломония Сабурова — жена Василия III. Добившись развода с ней, Василий III женился на литовской княжне Елене Глинской, матери будущего царя Ивана Грозного. Суздалю же досталась боль отвергнутой ради высших политических расчётов и продолжения династии женщины. Другая знаменитая насельница Покровского монастыря — инокиня Елена — Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Даже сейчас, когда возродилась монастырская жизнь, служба внутри стен Покровского монастыря бывает как-то по-особому грустна. Здесь, в Приказной избе Покровского монастыря, открыта музейная экспозиция.
Спасо-Евфимиевский монастырь является, напротив, местом светского паломничества, там сейчас размещается главный музей Суздаля. Строительство крепостных стен монастыря и его 12 башен было завершено в 1660—1664 гг. В сквере перед монастырскими воротами в советское время установили бюст князя Дмитрия Пожарского, с чьим именем связано освобождение Москвы в 1612 г. Перед походом ополчения на Москву князь Дмитрий Пожарский ездил в Суздаль молиться к «родительским гробам», в родовой усыпальнице этой ветви суздальских князей он и был похоронен 30 лег спустя. Неудивительно, что одна из музейных выставок посвящена этому историческому лицу.

Фрагмент западных золотых  врат Рождественского собора.
Фрагмент западных золотых врат Рождественского собора.

В Спасо-Евфимиевском монастыре сохранился Спасо-Преображенский собор, возведённый в 1594 г. Собор был расписан в XVII в. знаменитыми костромскими мастерами Силой Савиным и Гурием Никитиным. Сюжеты фресок представляют значительный интерес для изучения истории Суздаля и самого монастыря. В росписях Евфимиевского придела можно увидеть изображение его первого игумена Евфимия с чертежом в руках, посмотреть, как выглядел Суздаль в древности со стороны реки Каменки. Внутри монастыря находятся ещё несколько церквей и двухэтажный келейный корпус.
С конца XVII в. в монастыре располагалась тюрьма, превращённая впоследствии в Арестантское отделение со своим отдельном корпусом. Стены монастыря видели немало вольнодумцев и политических преступников, старообрядцев, сектантов и даже предсказателей. В Спасо-Евфимиевский монастырь сослали вместо Сибири и осуждённого по делу декабристов князя Фёдора Петровича Шаховского (впрочем, подобное послабление объяснялось его душевной болезнью). Арестантское назначение монастырских стен повторилось также в XX в., когда в годы Второй мировой войны, после Сталинградской битвы, в Суздале оказались итальянские военнопленные и, недолгое время, сам фельдмаршал Паулюс.

2

Внутри собор украшают золотые врата с квадратными клей торых изображены сцены на библейские сюжеты, и руч» львиной маски с кольцом. Такие врата особенно ценилис Руси и имели символическое значение для своих городов, сказать, что царь Иван Грозный, разорив Новгород, ув золотые врата из Софийского собора в свою опричную стол сандрову слободу. По стенам Рождественского собора ф сохранились росписи, оставшиеся с домонгольских времё новном фрески датируются 1635-1636 гг.
Прогулка вокруг монастырских стен и башен оживит в памяти снимавшуюся здесь сцену с колоколом из фильма Андрея Тарковского “Андрей Рублёв». На другой стороне от Спасо-Евфимиевского монастыря начинаются две улицы — Пожарского и Шаховского, обозначающие вехи общерусской и заодно монастырской истории. Кстати, если прогуляться в эту сторону, то можно дойти до Посадского дома XVIII в., превращенного в симпатичный музей.
В городе есть ещё один примечательный ансамбль — Александровского монастыря. Его возникновение относится к XIII в. и связывается с именем Александра Невского. К сожалению, древнейшие монастырские постройки не сохранились. В 1695 г. была поставлена богато декорированная Вознесенская церковь. От .Александровского монастыря, расположенного на высоком берегу Каменки, открывается прекрасный вид на Покровский монастырь за рекой. Здесь неподалёку находится и такой необычный объект, как музей-гостиница Лихонинский дом».

Фреска Спасо-Евфимиевского монастыря
Фреска Спасо-Евфимиевского монастыря

В конце XIV в. повысился статус владимиро-суздальских епископов, и в Суздале появилась архиепископия. В то время существовало единое Суздальско-Нижегородское княжество, поэтому суздальские владыки управляли ещё приходами в Нижнем Новгороде и Городце. Интересно, что именно в Суздале в 1377 г. была переписана так называемая Лаврентьевская летопись — древнейший из сохранившихся списков «Повести временных лет». Суздальский архиепископ Дионисий был посвящён в Константинополе в митрополита всея Руси в 1 384 г. В XV в. значение суздальской епархии снова понизилось, в следующий раз архиепископы появились в городе только после введения патриаршества в 1589 г. В конце XVII в. в память о старине православия в городе была учреждена митрополия.

Резные оконные наличники издавна украшали дома Суздаля
Резные оконные наличники издавна украшали дома Суздаля

Древний Ризположенский монастырь, основание которого также относят к XIII в., знаменит своими проездными Святыми воротами с двумя шатрами над аркой, построенными суздальскими мастерами и украшенными изразцами в 1688 г. Но больше всего эта Красная площадь запоминается огромной монастырской колокольней, возведённой, по преданию, в память о победе в Отечественной войне 1812 г. До сегодняшнего дня колокольня является самой высокой точкой в городе. Её нужно запомнить ещё и потому, что здесь находится поворот на мост через реку Каменку, ведущий на улицу Стромынку, где располагается Покровский монастырь, а чуть дальше — главный туристический комплекс.

История бывает очень причудлива. Сохранились предания о том, что, уже находясь в монастыре, Соломония Сабурова тоже родила сына Василию III.

В 1934 г., когда вскрывали некрополь в подклете Покровского собора, рядом с могилой Соломонии Сабуровой нашли погребение с куклой. Остаётся только гадать, не такая ли кукла породила легенды о продолжении истории несчастной великой княгини?

Центральный купол Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря
Центральный купол Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря

В Суздале нельзя пропустить встречу с Козмодемьянской церковью. Казалось бы, построена она поздно, в последний год царствования императора Петра I, в 1725 г., но для Суздаля это не рядовой памятник. Путеводители говорят о ней как об «одном из самых поэтичных творений суздальских зодчих». Этот храм встречает туристов сразу при въезде в город со стороны Москвы. Но в том-то и дело, что надо остановиться и постоять на мосту через Каменку, на берегу которой высится церковь, а это может сделать лишь пешеход. Только тогда можно увидеть, как Козмодемьянская церковь отражается в зеркальной глади небольшой речки, и убедиться в правоте авторов путеводителей.

Церковь из Музея деревянного зодчества.
Церковь из Музея деревянного зодчества.

От своей тюремной судьбы монастырь освободился только в 1968 г., когда там был создан музей. В музее немало прекрасных экспозиций книг и икон, а также «наивного искусства». Представляют интерес и открытые недавно «живые» реставрационные мастерские, где посетителям показывают обычно скрытую работу музейных специалистов и хранителей.
Особо интересных гражданских архитектурных памятников в Суздале нет, но вся невысокая застройка города создаёт отнюдь не типовое лицо — так гармонично сочетаются знаменитые суздальские церкви с современными домами. В прогулках по Суздалю не стоит также забывать, что у этого города собственная судьба со своим странным для иностранцев, но таким привычным для большинства жителей России бытом. Поэтому нередко можно увидеть людей, занимающихся самыми обыденными делами: пасущих коз и коров, заготавливающих сено, идущих с удочками на рыбалку.

3

Интересно пройтись по сохранившимся древним оборонительным валам. Такое путешествие и незабываемый вид маковок близлежащих церквей, до которых, кажется, можно дотянуться рукой, наверняка запомнятся. Да и кто не захочет посмотреть на то место, где снималась одна из самых смешных сцен — чаепитие купчихи в ещё одном фильме, которому Суздаль подарил свой старинный колорит, — «Женитьбе Бальзаминова».
Суздаль отблагодарит за проявленный интерес и пиетет к его древностям щедрыми дарами. Особенно если попадёте в город на Масленицу, на возрождённые в последние годы гусиные бои или праздник суздальского огу рца. И помните, что не вы нужны Суздалю, а Суздаль нужен вам.

Деревянная игрушка - традиционный кустарный промысел
Деревянная игрушка — традиционный кустарный промысел

Продолжает суздальскую музейную феерию специально устроенный для туристов всех стран Музей деревянного зодчества, куда из разных мест были свезены деревянные храмы, крестьянские избы и ветряные мельницы. Создание музея и перенос деревянной Никольской церкви из села Глотова на территорию кремля спасли эти хрупкие памятники от окончательного разрушения, позволили сохранить значительный пласт отечественной культуры.

В Музее деревянного зодчества постарались воссоздать «модель» ушедшей Руси. Гуляя по его территории, можно посмотреть на интерьеры домов «зажиточного крестьянина» и «крестьянина-середняка», заглянуть на мельницу и узнать, как выглядела внутри одна из деревянных церквей, на сельской улице полюбоваться на два храма XVIII века. Преображенскую и Воскресенскую церкви. Всего на территории музея расположено 15 памятников, сделанных древними мастерами. А теперь новые мастера, которые сохраняют традиции этих безвестных умельцев, съезжаются в июне каждого года, чтобы показать своё искусство на празднике народных ремёсел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art