Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу
Мет де Блесс — прозвище художника Херри Патинира. Это, пожалуй, одна из наиболее загадочных фигур в искусстве нидерландского Возрождения. Его связывают с кругом известного живописца XVI века Иоахима Патинира.
Карель Ван Мандер, автор «Книги о художниках», появившейся в 1604 году, писал о нем. Это описание Ван Мандера особенно интересно тем, что объясняет характер восприятия картин человеком XVIII века и раскрывает сознательно задавшуюся художником зрительскую установку на разгадывание самой картины и уподоблявшейся живописному ребусу. Зритель невольно ищет среди листьев фигурку совы даже в том случае, если, как, например, в московской картине, этой совы на самом деле нет. Изображено шествие на Голгофу, но этот эпизод, один из самых трагических в евангельской истории, трактован здесь скорее как тема торжественного и пышного шествия, напоминающего праздничную процессию поклонения волхвов. Не случайно фигуры всадников на переднем плане воспринимаются как прямые цитаты из композиции поклонения; их семантическая роль в том и заключается, чтобы усложнить для зрителя разгадку сюжета, дать ему другую ориентацию. Перестановка привычных акцептов составляет основной композиционный принцип картины: главное, с точки зрения сюжета, отодвинуто па второй и третий планы, второстепенное выдвинуто на первый, малое стало большим, великое — малым. Впереди написанные со всеми подробностями, словно рассмотренные в увеличительное стекло, кусок земли, травы, огромные, по относительным размерам больше далеких крестов на Голгофе и даже больше фигуры главного героя события — Христа, упавшего под тяжестью креста. Но основной смысл, картины не в евангельском сюжете, а в безграничных далях, раскрывающихся последовательными планами и как бы вводящих в картину все новые и новые пространства, все новые неведомые страны, все новые и новые пришедшие в движение толпы. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из собрания Д. И. Щукина в Москве.