Храм Амона в Луксоре

Храм Амона в Луксоре

Храм Амона в Луксоре

Белый мрамор и прекрасные портики с колоннами, гигантские ворота-пилоны, 14-метровые статуи фараонов, гранитные обелиски, статуи из красного и черного гранита, рельефы и надписи на стенах храмов, настенные изображения, показывающие церемонии жертвоприношений и другие торжества… Все это — храм в Луксоре, невероятное чудо древней культуры, которая расцвела в долине Нила более трех тысячелетий назад. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта является наиболее гармоничным и законченным сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Храм Амона в Луксоре 2

Луксорский храм расположен в трех километра к югу от храма Амона в Карнаке. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Впрочем, несмотря на свои огромные размеры, он всегда оставался в тени Карнакского храма. В нем отмечался лишь праздник Нового года.
Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе — братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви — придворный архитектор фараона Аменхотепа 111, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм Амона в Луксоре 3

Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Римляне, покорившие Египет в начале нашей эры. принялись укреплять границы своих новых владений. В древних Фивах была сооружена крепость для одного из римских легионов. Строители включили в ее территорию и храм Амона в Луксоре. Расположенный вдоль Нила храм римляне охватили крепостной стеной с башнями так, что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. Кроме того, и со стороны пилонов, и с восточной стороны были устроены укрепленные входы (с запада крепость подходила к реке). Храм делил крепость на две части, где в каждой были проложены традиционные для римлян продольная и поперечная главные улицы — кардо и декуманум — с колоннами и тетрапилонами на перекрестках. На западном тетрапилоне была высечена латинская надпись, гласящая, что в 300 г. правитель фиванской области Аврелий Регинул посвятил это сооружение императору Диоклетиану и его соправителям. Восточный тетрапилон в 308— 309 гг. был посвящен императору Константину и его соправителям.

Храм Амона в Луксоре 4

Римляне приспособили храм для своих потребностей. Гипостильный зал разделили перегородками на отдельные помещения, в святилище устроили капеллу, посвященную культу императора и покровителю легиона. Стены святилища украсил большой расписной фриз с изображением легионеров и императора. В центре зала с южной стороны в нише изображен сам Диоклетиан.
Есть среди развалин храма и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке — это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

Храм Амона в Луксоре 11

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и выступающая из песка верхняя часть его была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Храм Амона в Луксоре 5

Луксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Планировка храма отличается исключительной четкостью, его помещения расположены почти симметрично. Длина его центрального здания составляет 190 м. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют широкий открытый двор размерами 45 x 51 м. Гигантская колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной, но все равно производит большое впечатление. Четырнадцать ее монументальных, совершенных по пропорциям колонн 20-метровой высоты выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора — в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.

Храм Амона в Луксоре 10

Гигантские колоннады — главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах — 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде — 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

Храм Амона в Луксоре 6

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

Храм Амона в Луксоре 9

При фараоне Рамсесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть статуй Рамсеса II. Четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита — сидящим. Тогда же были построены и открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

Храм Амона в Луксоре 7

Постройка Луксора стала важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ — Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, — как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив — Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов — все это создавало неповторимый облик Фив, прекраснейшего из городов Египта, знаменитой столицы могущественного государства.

Храм Амона в Луксоре 8

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 г. н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление, и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art