Что такое социалистический реализм

В. Серов. С Лениным. Масло. 1961.
В. Серов. С Лениным. Масло. 1961.

Что такое социалистический реализм

Известно, что методом нашего искусства является социалистический реализм. Это определение очень важно, так как выражает главные, наиболее существенные черты и свойства советского искусства.

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Масло. 1933. Фрагмент.
Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Масло. 1933. Фрагмент.

Искусство должно быть не только внешне похоже на явления жизни, но и раскрывать ее внутреннюю суть — правду нашего общества, утверждать коммунистический идеал. Такое искусство приобретает для человека идейное значение, то есть влияет на его отношение к жизни, учит верному пониманию ее явлений, вдохновляет на подвиги. Социалистический реализм — искусство больших идей, связанное с идеологией марксизма-ленинизма, с мировоззрением Коммунистической партии, то есть оно носит партийный характер. Поскольку за воплощение этих идей ведет борьбу под руководством Коммунистической партии весь наш народ, оно является народным искусством, то есть обращается ко всему народу, выражает его интересы, служит ему.
Таким образом, наш творческий метод предполагает правду жизни в искусстве, осознанную с позиции коммунистической партийности и имеющую народное значение.
Как видим, социалистический реализм нельзя определить по каким-то чисто формальным признакам, например, по особенностям рисунка, цвета или композиции: есть эти признаки — значит, произведение относится к социалистическому реализму, нет их — значит, не относится. Такое примитивное рассуждение чуждо природе искусства. Социалистический реализм — понятие не формальное, а прежде всего содержательное. Хотя он тесно связан с такими необходимыми категориями, как мастерство, экспрессия, наконец, талант художника.

В. Мухина. Рабочий и колхозница. Нержавеющая сталь. 1936—1937.
В. Мухина. Рабочий и колхозница. Нержавеющая сталь. 1936—1937.

Особенно они заметны в творчестве Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова, С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной. В их произведениях появилось изображение рабочего класса, воплощение тем революционной борьбы. Активную роль в этой борьбе играла также сатирическая графика, разоблачавшая царское самодержавие,— рисунки B. А. Серова, Е. Е. Лансере, И. И. Билибина.
Уже в 1920-е годы, когда только складывалось советское искусство и художники-реалисты искали его самые плодотворные пути, борясь с разного рода формалистическими течениями, наша критика пыталась дать наиболее точное определение новой сущности художественного творчества в Стране Советов. Критика выдвигала такие термины, как «героический реализм», «монументальный реализм», «социальный реализм» и другие. Не правда ли, все эти термины похожи на существующий сегодня, приближаются к нему?
Сам же термин «социалистический реализм» был единодушно принят в 1930-е годы, так как он очень хорошо выразил суть советского искусства. В те годы оно уже достигло значительной зрелости и успехов в изображении революции и социалистического строительства. Можно вспомнить скульптуры И. Д. Шадра, B. И. Мухиной, Н. В. Томского, C. Д. Меркурова, живописные полотна «Оборона Петрограда» и «Будущие летчики» А. А. Дейнеки, «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона, «Новую Москву» Ю. И. Пименова и «Колхозный праздник» С. В. Герасимова. О зрелости нового метода говорили и лучшие портреты, созданные М. В. Нестеровым, П. Д. Кориным, А. М. Герасимовым, Г. С. Верейским, и многое другое.

Возрождение. Масло. 1980.
Возрождение. Масло. 1980.

Все это типичные творения социалистического реализма, воплощающие его главные черты. Они отличаются достоверной передачей реальности, выражением глубокой сути и внутренней правды изображенных характеров и событий. Их идейный смысл связан с борьбой Коммунистической партии за строительство социализма, за воспитание нового человека.
Произведения эти близки, понятны, доступны нашему народу, ибо выражают его интересы.
В последующие периоды истории советского общества социалистический реализм получил дальнейшее развитие. Во время Великой Отечественной войны 1941 —1945 годов искусство помогало народу бороться с врагом. Беспощадно бичевали фашистов сатирические карикатуры Кукрыниксов. Их плакаты, как и плакаты И. М. Тоидзе, В. Б. Корецкого, В. А. Серова, помогали мобилизовать силы народа на отпор врагу.
В скульптуре, живописи и графике воплощены бессмертные образы героев войны, воинов, партизан, полководцев. Именно наш передовой метод обусловил столь действенное значение искусства в жизни народа в период его жестоких испытаний.
В послевоенные годы и в наши дни этот метод определил главные достижения советских художников, духовное богатство их искусства, его способность служить решению программной задачи — всестороннему и гармоничному развитию личности каждого члена общества. Мастерами разных поколений правдиво отображены образы современников, труд и быт советских людей, красота природы и созданий человеческих рук, дружба наших народов, события международной жизни и борьба за мир.

М. Бабурин. Песня. На просторах целины. Бронза. 1959.
М. Бабурин. Песня. На просторах целины. Бронза. 1959.

Эти темы нашли достойное воплощение в живописи А. А. Мыльникова, Е. Е. Моисеенко, С. А. Чуйкова, Д. А. Налбандяна, Б. С. Угарова, И. М. Ромадина, А. М. Грицая, Г. М. Коржева, А. П. и С. П. Ткачевых, П. П. Оссовского, В. И. Иванова, В. М. Сидорова и других. На основе социалистического реализма произошел расцвет искусства всех союзных республик. Об этом наглядно свидетельствует творчество С. А. Григорьева и Т. Н. Яблонской (Украина), М. А. Савицкого (Белоруссия), М. С. Сарьяна и Г. С. Ханджяна (Армения), Т. Т. Салахова (Азербайджан), И. Н. Клычева (Туркмения), Э. Ф. Калныньша и И. А. Зариня (Латвия), Э. К. Окаса (Эстония). Такие же характерные примеры можно привести в скульптуре, графике, других видах творчества.
Крупным завоеванием нашего искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные исторической Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Синтез архитектуры, изобразительного творчества, а нередко также и музыки, литературного чтения создает в них особую атмосферу возвышенной торжественности, созвучной нашей памяти о погибших героях. В этих скульптурно-архитектурных комплексах запечатлены драматизм борьбы, героика подвига, трагедия утрат, вечная слава героям. Они несут идеи мира, величия нашей эпохи и потому подлинно народны. Таковы ансамбли, созданные в Волгограде (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Б. Я. Белопольский), Ленинграде (скульптор М. К. Аникушин, архитектор С. Б. Сперанский) и во многих других городах нашей страны.

М. Нестеров. Портрет хирурга С. Юдина. Масло. 1935.
М. Нестеров. Портрет хирурга С. Юдина. Масло. 1935.
Май сорок пятого. Масло. 1980—1981.
Май сорок пятого. Масло. 1980—1981.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art