Энди Уорхол

Энди Уорхол
Э. Уорхолл. Элвис. 1964

Энди Уорхол Искусство рекламы

«Когда-нибудь каждый из нас станет известен в течение пятнадцати минут». Эти слова принадлежат Энди Уорхолу, самому известному художнику Америки. Любая его выставка попадает в центр внимания прессы. Каждый новый портрет детально обсуждается и оценивается, а он пишет портреты известных или богатых людей, таких, как киноактриса Лайза Минелли или миллиардер Форд. А чем больше и чаще имя художника упоминается в прессе, тем внимательнее к нему присматриваются коллекционеры и музеи. Известность. Благодаря ей Уорхол может делать то, чего лишены другие художники,— диктовать свои условия покупателям: будь то владелец галереи или спекулянт недвижимым имуществом.
Успех пришел к Уорхолу не сразу. А был создан, сфабрикован постепенно, тщательно рассчитанными действиями, подобно тому как планируется любая крупная сделка.

Э. Уорхол. 16 банок из-под супа. Фрагмент. 1962. Шелкотрафаретная печать и акриловые краски.
Э. Уорхол. 16 банок из-под супа. Фрагмент. 1962. Шелкотрафаретная печать и акриловые краски.

Начал Уорхол так же, как и тысячи других американских художников,— с работы в журналах. Однако его работа отличалась от той, которая поручается иллюстратору. Уорхол делал рекламные рисунки для фирм, изготавливающих обувь, а помещались они в дорогих журналах мод. Так Уорхол сразу же попал в мир бизнеса. Благодаря этой работе он познал искусство рекламы, механизмы, с помощью которых привлекается внимание людей к товару.
Энди очень быстро усвоил вкусы богатых читательниц. Он избегал грубой и вульгарной, крикливой рекламы, старался придать ей изящество и декоративность. Уорхол стал неплохо зарабатывать. Другой на его месте приберегал бы доллары, чтобы вложить в «дело», но предприимчивый Энди решил вкладывать деньги в «людей». Он приглашал художественных редакторов крупных рекламных фирм и журналов, критиков, обозревателей в рестораны, на коктейли, загородные прогулки, не пропускал ни одной мало-мальски значительной встречи с людьми из художественных кругов. Ведь неизвестно, кто, когда и где может пригодиться.
Одновременно Уорхол усвоил один из основных принципов рекламы. Она создает образ, символ (по-английски «имидж») вещи. Превозносится и продается не красота драгоценностей, а их роскошь, не автомобили разного комфорта, а вещи разного престижа. Таким же образом в Америке продаются и люди, например, желающие принять участие в политической борьбе. Уорхол понял: необходимо сконструировать образ, который привлекал бы зрителей, и затем с его помощью продавать себя и свои работы.
Эта идея еще больше окрепла, когда Уорхол занялся рекламной деятельностью иного рода—оформлением витрин роскошных магазинов, что доверяется в Америке не каждому художнику. Здесь еще более заметна власть моды над толпой, свергающей старых идолов и добровольно поклоняющейся новым влияниям. Для моды главное — эффект новизны. Новое, хорошее или плохое, обладает ценностью само по себе, сделал вывод художник.

Э. Уорхол. Без названия. 1969.
Э. Уорхол. Без названия. 1969.

Так Энди уяснил несколько основных принципов стратегии борьбы за известность. Это нужные люди, на которых он тратил все свободное время, эксцентричный скандально-богемный стиль жизни, а также образ, который он себе сконструировал, реклама и беспрерывная смена стиля с целью постоянно быть в моде.
Так бы и остался Уорхол рекламным, хотя и способным по американским понятиям художником, если бы не поп- арт — модернистское течение, возникшее в начале 70-х годов и использующее наряду с красками любые предметы: консервные банки, манекены, радиоприемники, настольные лампы, стиральные машины, а иногда и целые жилые интерьеры.
С появлением поп-арта буржуазное искусство еще теснее сплелось с миром моды и рекламы, потому что содержанием поп-арта было отношение людей к миру вещей.
Некоторые из поп-художников, такие, как Ольденбург, наивно полагали, что, выставив, например, пятиметровый муляж губной помады или унитаза, сделанные из резины, они подчеркивают убогий духовный мир мещанства. Но с поп-артом случилось то же, что и с любым новым товаром. Он вошел в моду. Однако родоначальники поп-арта Раушенберг и Джонс не особенно стремились поддерживать знакомство с Уорхолом. Тот был, по их мнению, «слишком деловой» парень, слишком пропитан коммерческим духом.

Э. Уорхол. Расписка. 1967. Шелкотрафаретная печать на картоне.
Э. Уорхол. Расписка. 1967. Шелкотрафаретная печать на картоне.

Еще в 1962 году, когда поп- арт начал входить в моду, Уорхол смекнул, что с его помощью он может стать таким же известным, как Матисс»,— заветная мечта, высказанная Энди одному критику.
Вначале Уорхол пытался использовать в своих картинах стиль рисунков комиксов, с их черным контуром и боб- щенным, шаржированным изображением. Но никто на это не обратил внимания.
И вот, когда Энди пребывал в депрессии от неудачи одна знакомая художница за чек на пятьдесят долларов продала ему идею. Она спросила- «Энди, что ты любишь больше всего на свете?» — «Не знаю что»,— протянул тот. «Деньги,— сказала художница.— Почему бы тебе не рисовать деньги?» В самом деле, что может сравниться с деньгами в Америке? Отныне творчество Уорхола было посвящено изображению вещей, которые настолько были знакомы каждому, что их присутствие как бы не замечалось. С этого началась головокружительная карьера художника.
Уорхол с помощью проектора переносил на полотно изображение денежных знаков, вид банок из-под супа «Кемпбел», бутылок из-под кока- колы, яблочного сока и томатного соуса. Затем он проходился кистью по их очертаниям, и таким образом получался поп-артовский гибрид фотографии и живописи. Притом одно полотно включало в себя множество почти идентичных изображений. Этим самым Энди как бы подчеркивал стандартизированный уклад жизни и банальность жизненных мечтаний американцев. Затем Уорхол перешел на портреты кинозвезд: Элизабет Тейлор, Мерилин Монро. Он «рисует» также Жаклин Кеннеди, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.

Э. Уорхол. Мона Лиза, Мона Лиза. Любимое произведение искусства. Человек, который дал тебе имя, или ты только холодна и одинока. 1963.
Э. Уорхол. Мона Лиза, Мона Лиза. Любимое произведение искусства. Человек, который дал тебе имя, или ты только холодна и одинока. 1963.

Богатые предпочитали приобрести не фотографии своих кумиров, а их живописные портреты.
И к Уорхолу пришла известность. Он стал человеком номер один в мире поп-арта, рекламы и моды. Энди стал настолько популярен, что каждый день у дверей его галереи выстраивалась очередь, чтобы купить картину, изображающую пятидолларовые бумажки или сильно увеличенные раскрашенные фотографии цветов из цветочного каталога торговой фирмы. Наряду с рисованием банальных вещей Уорхол переходит к изображению автомобильных и авиационных катастроф. Рисует серию, названную «Электрический стул». Спрос был так велик, что Уорхол однажды в тоске сказал: «Я хотел бы быть машиной», подразумевая недоступную ему скорость изготовления картин, хотя он работал с ассистентом и изготовлял свои «шедевры» с помощью проектора.
Энди становится звездой.
На приемах в мастерской, названной фабрикой, можно было увидеть и его собственную рок-группу, и самого метра, окруженного толпой богемы, а также уорхоловские фильмы, снятые в духе подпольного кино, почти всецело занятого проблемами борьбы с нравственными нормами. Сам Энди превращается в законодателя мод, одеваясь в пиджаки и брюки собственного покроя. Эти приемы поддерживали известность Энди в самых различных художественных и деловых кругах. О нем стали писать газеты и журналы.
Однако Энди знает, как быстро проходит мода. Надо закрепить успех. В тех журналах, где он некогда выступал как рекламный художник, появляются автопортреты самого Энди. Это был ловкий ход. Автопортрет как автореклама. Мы привыкли к тому, что имя художника завоевывается его искусством. Уорхол показал, что сегодня в буржуазном мире цена полотна определяется известностью имени художника, заработанной любым путем. Обыкновенный, ничем не примечательный стул продается на аукционе за бешеную цену, потому что он принадлежал Наполеону. В каком-то смысле картины Уорхола можно сравнить с таким стулом.

Э. Уорхол. 7 десятилетий Сиднея Яниса. 1967. Шелкотрафаретная печать.
Э. Уорхол. 7 десятилетий Сиднея Яниса. 1967. Шелкотрафаретная печать.

Затем появляется книга, своего рода образец саморекламы: «Философия Энди Уорхола.— От А к Б и обратно». Недавно вышла в свет другая его книга — «Экспозиция Энди Уорхола», которая включает анекдоты из жизни различных звезд. В ней фигурируют бизнесмены и политики, актеры и спортсмены, их дети и жены, всего 750 человек.
Уорхол избегает острых социальных проблем. Война во Вьетнаме, безработица, убийство братьев Кеннеди и Мартина Лютера Кинга не нашли отражения в его полотнах. По иронии судьбы Энди сам стал жертвой покушения. В него дважды выстрепила одна женщина, которая сказала полиции: «Он слишком сильно влиял на мою жизнь». Эта сенсация еще более увеличила известность Уорхола.
В отличие от остальных художников поперта Уорхол хорошо знал настроение и вкусы публики, на которую он работал, всегда склонной смаковать личную жизнь известных людей. Нужна личная жизнь? Пожалуйста. Энди Уорхол начинает выпускать «Журнал интервью Энди Уорхола», состоящий из описаний его разговоров со знаменитостями.
Уорхол сформировал из своего облика и стиля жизни образ клоуна, вращающегося в мире звезд. Он — суперзвезда на фоне беспрерывно мелькающих звезд-однодневок. А такой товар хорошо продается в Америке. Он внушает иллюзорную надежду среднему американцу, надежду на успех. Уорхол умеет делать деньги, а именно это качество больше всего ценится в мире, где все продается и покупается. Говоря об Уорхоле, нельзя разбирать, талантлив ли он как художник. Применительно к нему и сотням ему подобных это не имеет никакого значения. В мире бизнеса важен талант не художника, а дельца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art