Как и его талант, слава Жана Дюнана не знает границ. Работы Дюнана, которого многие считают одним из выдающихся художников и дизайнеров эпохи ар-деко, украшали дома высших эстетов в свое время, а его вазы, ширмы и другие конструкции остаются популярными предметами в уважаемых коллекциях и сегодня. Учитывая его выдающийся взгляд и руку, Дюнан также был выбран для многочисленных общественных комиссий, включая всемирные ярмарки.
«Что делает Дюнана таким особенным, так это отточенность его техники. Его иконография во многом соответствует 1920-м годам — она геометрическая и графическая, но с очень современными и чистыми линиями», — говорит Дафне Риу, глава отдела дизайна Christie’s в Нью-Йорке, о том, что делает творения французских художников швейцарского происхождения такими вневременными. . «Формы такие простые, но такие шикарные, поэтому они отлично сочетаются с современным искусством и придают утонченность любому интерьеру».
Ниже вы найдете множество материалов, которые Дюнан освоил на протяжении всей своей карьеры, взаимосвязь между его творчеством и азиатским искусством, а также художественные направления его времени.
Диапазон его творчества был чрезвычайно широк
Будучи сыном ювелира, который позже получил образование скульптора, Дюнан работал в разных категориях, постоянно повышая свои навыки. От платьев и пряжек для ремней до столов и шкафов — все изделия, которые он производил, были изысканно обработаны, но именно его вазы и ширмы пользовались наибольшим спросом тогда и сейчас. Несколько раз Дюнанду заказывали спроектировать целые комнаты, заполненные его панелями, как для частных домов, так и для коммерческих помещений. Например, в 1925–1926 годах, на пике своей карьеры, он создал музыкальную комнату для мистера и миссис Соломон Гуггенхайм.
Жан Дюнан был пионером dinanderie
Вначале Дюнан увлекся металлами, и до Первой мировой войны он стал самым блестящим dinandier , или работником в области недрагоценных металлов, своей эпохи. Уникальная отделка его металлических сосудов стала результатом обширных исследований и экспериментов с патинированием. Динандери была техникой создания структуры путем наложения отдельных листов металла, а затем деликатного набивания других металлов поверх для дальнейшего украшения. Дюнан и Клавдий Линосье десять лет спустя считались мастерами этой техники.
Сейдзо Сугавара научил его работать с лаком.
Родившийся в Джоходзи, Япония, получивший образование лакировщика, Сейдзо Сугавара приехал в Париж, чтобы курировать лаковые изделия, представленные на японской выставке на Всемирной выставке 1900 года. Он решил остаться в Париже и надеялся зарабатывать на жизнь обучением навыкам своей профессии. Примерно в 1908 году Эйлин Грей стала первой выдающейся ученицей Сугавары и познакомила своего инструктора с Дунаном. В 1912 году двое мужчин пришли к соглашению: Сугавара будет обучать Дунанда секретам лакировки металла, а Дунанд будет давать Сугаваре уроки динандрии.
Сугавара дал Дунанду 13 уроков за два месяца, и практически мгновенное знакомство последнего с медиумом было просто замечательным. Вскоре Дюнан стал одним из первых западных художников, освоивших уруси , что в переводе с японского означает сок, используемый для изготовления лака, и сам готовый объект. Дюнан продолжал экспериментировать и вскоре после Первой мировой войны открыл лаковую студию в своей мастерской. Сегодня лаковые работы Дюнана остаются одними из его самых желанных произведений.
Яичная скорлупа стала визитной карточкой
Дюнан был первым, кто использовал измельченную яичную скорлупу в качестве декоративного элемента, и вскоре она стала визитной карточкой его мастерской. Процесс заключался в деликатном переносе отдельных кусочков разбитой яичной скорлупы на лак в виде смелых геометрических инкрустаций. В то время как фоновый лак часто был черным для наиболее яркого визуального эффекта, дополнительные слои прозрачного лака помогали защитить рисунки. Его предметы, будь то вазы или столешницы, сочетающие coquille d’oeuf и лак, стали настолько популярными, что Дюнан содержал курятник во дворе своей мастерской, чтобы удовлетворить спрос.
Он был связан с художниками своего времени
В 1920-х годах Жан Дюнан выставлялся в легендарной галерее Жоржа Пети, известной своей защитой французского импрессионизма и более поздних художников, включая Анри Матисса и Пабло Пикассо . «Оформление ваз Дюнана часто имеет геометрический вид, что-то среднее между футуризмом и кубизмом», — говорит Риу. «Можно сказать, что он смотрел на искусство своего времени и оторвался от свободных линий начала века, чтобы создать что-то гораздо более современное и графическое».
Дюнан часто сотрудничал с другими мастерами арт-деко, такими как Эмиль-Жак Рульманн , Арманд-Альбер Рато и Пьер Легрен , и украшал их изделия металлом или лаком. В июне 2019 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке был продан шкаф примерно 1937 года, разработанный Дюнаном и главным дизайнером мебели Эженом Принцем . Проданная за 5,5 миллиона долларов при эстимейте от 300 000 до 500 000 долларов, работа установила мировые аукционные рекорды как для Дюнанда, так и для Принца. Отсутствие какой-либо детализации в структуре изделия контрастирует с геометрическим рисунком обшитого панелями фасада, металлические створки расположены под углом, напоминая складки экрана.
1925 год был таким же важным годом для ар-деко, как и для Дюнана
С апреля по октябрь 1925 года в Париже проходила Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства. Одним из самых известных экспонатов было предложение интерьера французского посольства, для которого Дюнан спроектировал курительную комнату, полностью украшенную лакированными панелями. Дюнан также был назначен вице-президентом секции «Металл» на ярмарке, и ему было поручено создать четыре монументальные вазы для украшения двора Павильона ремесел д’Арт. Две из этих ваз позже вошли в коллекцию Ива Сен-Лорана и Пьера Берже.
Он был одним из ключевых участников проекта SS Normandie.
Спущенный на воду в 1932 году и вступивший в строй в 1935 году, SS Normandie был роскошным трансатлантическим океанским лайнером, олицетворявшим собой самое лучшее в дизайне французского ар-деко. Его роскошная конструкция, в которой участвовали Рене Лалик и Жан Дюпа, а также другие ведущие художники и дизайнеры, была оправдана как патриотическая параллель 1930-х годов с Международной выставкой современного декоративного и промышленного искусства 1925 года. Дюнану было поручено спроектировать курительную комнату первого класса корабля, которая включала 18 панелей из золота и цветного лака, изображающих La Conquête du cheval , что означает завоевание лошади.
Как и его материалистический выбор, его темы также различались
Как видно из его рисунков для СС «Нормандия», покорение лошади было постоянным предметом в творчестве Дюнана, и оно в значительной степени было получено из его частых изображений в азиатском искусстве. Дюнан был заинтересован в передаче движения и слоев перспективы с помощью изображения нескольких лошадей, хотя в его рисунках появлялись и другие животные, а также стилизованная флора. Хотя во многих случаях его мотивы и образы были более абстрактными и геометрическими, иногда он изображал элегантные женские формы и даже конкретные портреты, в первую очередь танцовщицы Жозефины Бейкер.