Златоустовская гравюра на стали. В те годы основным художественным направлением в гравюре Златоустовского инструментального комбината был соцреализм. В основном изображали вождей, корпуса и оборудование советских фабрик. Никакого отношения к классической гравюре на стали это не имело, а портреты людей выглядели просто страшно. Сейчас этот кич огромная редкость в музейных и частных собраниях. В конце 1930-х годов молодой тогда еще художник-гравер АИ. Боронников опробовал и внедрил технологию никелевых полутонов, которая одновременно с золочением и синью позволила давать некоторый объем и реалистичность рисункам.
После ВОВ Боронников и несколько молодых художников-граверов, выпускников заводского училища, пробуют эту технику на пластинах, изображая картины известных художников, а также уральские пейзажи. И если работы с изображением людей выглядят по-прежнему убого, то с пейзажами все обстоит гораздо интересней — суровая уральская природа: горы, хвойные леса, лесные реки и озера хорошо и самобытно передаются на холодную и твердую никелированную сталь. Надо сказать, что это по-прежнему не имеет ничего общего с классической гравюрой. Никто, никогда и нигде такого еще не делал — это увлекает и вдохновляет художников на создание довольно большого количества работ.
Надо отметить, что каждое произведение уникально и пока не тиражируется, так как полностью (от начала и до конца) выполняется художником-гравером вручную. Технология изготовления этих работ довольно сложна: нанесение рисунка на защищенную поверхность полированной пластины, траление в кислоте (возможно гравирование иглой), никелирование, золочение и синение. Для создания более рельефных изображений травление можно производить несколько раз. Со стороны профессиональных прикладных художников Златоустовская новация подвергается постоянной критике за отход от всех основных принципов гравюры на металле. Но, несмотря ни на что, промысел живет и развивается.
Руководство комбината и министерство волнует один вопрос — а как довести это искусство до массового советского покупателя, ибо единичные, вручную изготовленные пластины никто кроме самих художников и малочисленных посетителей выставок не видит. В 1964 году были введены эталонные образцы на товары народного потребления. В 1971 году для тиражирования рисунка с эталона внедряется метод стеклографии, он очень производителен и позволяет увеличить производство гравюр в десятки раз. Одна беда — они лишаются своей неповторимой индивидуальности, да и что такое эталон? В художественных советах, призванных одобрить эталоны для массового производства, очень мало художников, там всем правят администраторы, технари и экономисты. И поэтому, несколько сотен ручных гравюр, выполненных в 40-50-е годы, среди которых есть немало безусловных шедевров, ложится в заводской эталонный кабинет. Сложно отследить их дальнейшую судьбу, но в настоящий момент они представлены в десятке государственных музеев и ряде частных коллекций.
Биографии художников-граверов Златоустовская гравюра на стали
Боронников Александр Иванович 29.03.1909-3.03.1972 г. Златоуст
Машиностроительный завод — комбинат, цех 16-19, принят 02.10.1925 на должность художник-гравер, где проработал в этой должности до 3.03.1972, уволен ввиду смерти.
Боронников А.И. свой творческий путь начинал с обучения граверному искусству, учился у художников-граверов Яковлева и Киселева. Обладая искусством украшения клинка, создает собственные оригинальные композиции уральских пейзажей. Работает более 25 лет. Вершиной его творчества является шашка Верховному Главнокомандующему Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину.
В 1945 году Боронников с товарищами изготавливали почетное оружие под руководством самого Боронникова для генерал-полковника Жданова, маршала Жукова, маршала Толбухина, маршала Говорова. С огромным мастерством он изобразил героическую битву Красной Армии за город носящий имя вождя. Его гравюра «Разгром немцев под Москвой» на выставке народного творчества в городе Челябинске получила вторую премию. Свою благодарность героическим защитникам Отечества Златоустовские граверы выражали изготовлением холодного оружия. Созданы оригинальные гравюры «800-летие Москвы». Созданы эскизы для многих изделий, утвержденных для тиражирования. Изделия, украшенные Боронниковым А.И., продавались на Экспо-67. Работы демонстрировались на выставках в союзе и за рубежом. За творчество и безупречный труд имел правительственные награды. Последняя золотая медаль ВДНХ — посмертно.
Берсенев Геннадий Михайлович 3.09.1923-апрель 2006 г. С 1992 по 2006 — художник ЗАО «Практика». Многократно участвовал в выставках СССР и за рубежом.
Тарынин Владимир Федорович 29.10.1931-1987 г. Златоуст
Родился в Златоусте, окончил 6 классов. Поступил в РУ No 4, учился с 1 сентября 1946 по 13 июля 1949 года. 13 июля 1949 года принят на машиностроительный завод им. В.И. Ленина в цех No 6 слесарем-сборщиком. После службы в армии принят на завод и в декабре 1954 года получил 5 разряд художника-гравера. 1 апреля I960 года переведен на работу в 16 цех. С 17 апреля 1962 года исполнял обязанности мастера художественного отделения цеха. Ушел на пенсию 19 августа 1979 года по инвалидности (инвалид I группы). За участие в 5 Республиканской выставке «Советская Россия» 1975 награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком Победителя соцсоревнования и 11 раз награжден Почетными грамотами.
Драгун Геннадий Владимирович 21.08.1929 г. Златоуст
Образование специальное — РУ No 4 (1944-1945), группа художников-граве- ров. В 1945 году принят в цех No 16 художником-гравером. В 1950 призван в ряды Советской армии. 1954 г. — завод им. Ленина, цех No 16. За годы работы создал ряд превосходных эскизов, по которым были изготовлены авторские штучные работы. С 1967 по 1971 года работал старшим инженером в отделе главного архитектора комбината.
Халтурин Анатолий Иванович
1935-1936 — учеба в Ф.З.У, с 1936 года художник-гравер цеха No 16. Проявил творчество в работе. Выполнял работы для экспонирования на выставках СССР. Известно несколько подписных работ. Член Художественного совета комбината. С 1955 года работал в Обкоме КПСС города Челябинска.
Добровольский Михаил Васильевич 1912 г. р. Тихий хутор, Ставищанский район, Киевская область.
Автобиография (выписка)
Я, Добровольский Михаил Васильевич, родился 20 сентября 1912 года (14 октября 1912) в селе Тихий хутор Ставищанского района Киевской области. После окончания 7 классов школы уехал работать в город Сталино в шахту No 8, затем в Среднюю Азию в г.Сталинобад, Варзуб чернорабочим и проработал там с 1931 по 1933. Потом работал на ст. Бяково С. Напышкино Саратовской области плотником, с 1933-1934 и по наглядной агитации, а также в других местах до 1935 года. Приехал в Златоуст 19.04.1936 года, поступил работать на Златоустовский инструментальный комбинат им. Ленина на должность художника-гравера в цех No 16 и проработал на заводе до 7.04.1953 г. В 1935 году поступил учиться в Тамбовский художественный техникум, проучился в нем около года, также окончил курсы бухгалтеров в 1938 году в Златоусте. В основном обучался самостоятельно художественному делу: пейзажист, изучал орнаменты всех времен и стилей, работал в основном я с Боронниковым Александром Ивановичем. В цехе No 16 работал со следующими товарищами: Морозовым Н.Ф., сыном его Николаем, Бахаревым Василием Матвеевичем, Козыревым Иваном Матвеевичем — резчиком по дереву, Чижовым Павлом, Ногтевым Вениамином Ильичем, Ногтевым Иваном Ильичем — начальником художественного отделения. Чеканщики: Яковлев, Рябов, Халтурин Анатолий Иванович.
Яковлев Дмитрий Егорович 15.10.1880-1935
Работал на Златоустовском инструментальном комбинате с 1920 года. Ведущий художник комбината с 20-30-х годов. Прекрасно знал работу гравера. Одним из первых ввел в гравюру Советскую тематику, используя технологию синения с полутонами. По его эскизам гравировали ножи, вилки, топорики в 1930 г. В 1932 перешел на работу в артель «Металлист».
Антипов Михаил Степанович 30.12.1928-февраль 2006
Златоустовская гравюра на стали
Выписка из автобиографии:
5 декабря 1943 года принят в цех No 5 машиностроительного завода-комбината им. В.И. Ленина учеником слесаря. 5 февраля 1945 переведен в цех No 6 в качестве электросварщика. После непродолжительной учебы и освоения искусства Златоустовской гравюры на стали 14 апреля 1946 года принят в цех No 16 художником-гравером. За создание более 80 образцов гравюры на стали и безупречный труд награждался различными государственными наградами, орденом Трудового Красного Знамени за выполнение государственного заказа No 319519 в 1977 году. За успехи в развитии народного хозяйства награжден бронзовой медалью ВДНХ в 1972 г. и бронзовой медалью No 14075 в 1987 году. За шашку, сделанную т. Живкову Теодору «За заслуги — Болгарская народная армия» бронзовая медаль No 008098, медаль за Доблестный труд в ВОВ, в 1995 году юбилейной медалью 50 лет ВОВ, ветеран труда от 24.01.89, знак «Ударник 9-й пятилетки» — No 7 от 14.11.1975 г., знак «Победитель соцсоревнования» 1973 год Министерства машиностроения и 12 Почетными грамотами и благодарностями. Уволен в связи с уходом на пенсию 6 марта 1986 года.
Бахарев Василий Матвеевич 1874 г.р. г. Златоуст
Работал на комбинате с 1936 года гравером цеха No 16. Уволен в связи с уходом на пенсию в 1940 году.
Морозов Николай Николаевич 1918 г.р.
Поступил на завод 1 сентября 1932 года, цех им. Фрунзе учеником рисовальщика. С 1932 года служба в РККА, с 1940 г. Цех No 16 рисовальщик, с 1942 года служба в РККА.
1Ьлощапов Александр Николаевич 18.06.1919 г. Установка, Миассовский район, Челябинская область
Работал на комбинате художником-гравером с 1936 года. С 1939 по 1952 разработал несколько авторских эскизов, по которым выполнялись гравюры. Работал по различным специальностям. Ушел на пенсию в 1988 году. Ветеран труда, награжден рядом медалей СССР.
Кузьмичев Александр Иванович 10.05.1936 г. Д. Винный Майдан, Горьковской области
Выписка из автобиографии:
В 1951 году окончил семилетку. С 1951 по 1952 работал в тракторной бригаде. В 1953 году поступил в Павловское художественное училище No 34, окончил в 1956 году. С 1956 по I960 работал на заводе. В 1961 году поступил в Одесское художественное училище, проучился менее года. В 1962 году возвратился в Златоуст, где и работал на заводе с 1962 по 1973 год. За эти годы им разработаны эскизы большого количества сувениров, часть из которых изготавливалась малыми тиражами. С 1975 г. художник В ЖКО завода им. Ленина.