Дизайнер Кристофер Дрессер (1834–1904)

Эта чаша, покрытая бирюзово-зеленой глазурью с желто-зеленой полосатой внутренней частью. 1880.
Эта чаша, покрытая бирюзово-зеленой глазурью с желто-зеленой полосатой внутренней частью. 1880.

Связанный с реформой дизайна во второй половине девятнадцатого века, Кристофер Дрессер считается первым промышленным дизайнером. Дрессер обратил внимание на ограничения, а также на сильные стороны машины при производстве бытовых утилитарных предметов.

Плодовитый дизайнер, он создавал формы и орнаменты для широкого круга производителей в Великобритании, Франции и США . Находясь под сильным влиянием архитектора-дизайнера Августа Уэлби Нортмора Пугина (1812–1852), а также художника-орнаменталиста Оуэна Джонса (1809–1874), Дрессер также вдохновлялся ботаническими формами и искусством Японии.

Чаша, 1870.
Чаша, 1870.

Помимо дизайна для промышленности, Dresser был импортером и розничным продавцом мебели. Он публиковал книги и статьи и на протяжении всей своей карьеры читал лекции на самые разные темы, от ботаники до соответствующего дизайна для промышленного производства.

Книги Дрессера, оказавшие влияние как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах:

  • «Искусство декоративного дизайна» (1862 г.),
  • « Принципы декоративного дизайна» (1873 г.),
  • « Исследования в области дизайна» (1876 г.)
  • « Современный орнамент » (1886 г.)
Ткань из шерсти и шелка, 1870-ые.
Ткань из шерсти и шелка, 1870-ые.

Книги содержат инструкции и примеры для студента, начиная от теории цвета и орнамента и заканчивая украшением интерьера. Его всеобъемлющая и знаменательная книга «Япония: ее архитектура, искусство и художественные производства».(1882 г.) помогли увековечить моду на японизм в последние десятилетия девятнадцатого века.

Стул из черного дерева с позолоченным резным декором, 1870.
Стул из черного дерева с позолоченным резным декором, 1870.

Кристофер Дрессер. Биография

Дрессер родился в Глазго, Шотландия, в семье англичан в 1834 году. С тринадцати лет он учился в Государственной школе дизайна в Лондоне. Он учился под влиянием ведущих реформаторов дизайна, таких как:

  • Ричард Редгрейв (1804–1888),
  • Генри Коул (1808–1882). ),
  • Оуэн Джонс
  • и Мэтью Дигби Вятт (1820–1877).

Во время учебы Дрессер познакомился с новой научной дисциплиной ботаники и в 1856 году внес ботаническую табличку в знаменитую публикацию Оуэна Джонса «Грамматика орнамента». Продолжая заниматься ботаникой, Дрессер читал лекции в женской школе дизайна с 1854 года и публиковала статьи и книги по этой теме. В 1859 году заочно получил докторскую степень в области Йенского университета, Германия. Он был избран членом Эдинбургского ботанического общества в 1860 году и членом Линнеевского общества год спустя.

Подставка для тостов, 1881.
Подставка для тостов, 1881.

Находя вдохновение в растениях и их структурах, которые, как он определил, были геометрически сбалансированы, Дрессер применил радикально научный подход к искусству и дизайну. Он считал, что истина основывается на науке, а искусство отражает красоту. Знание, проявление Истины и Красоты, как решил Дрессер, есть Сила. Однако вместо того, чтобы изображать формы растений в натуралистической манере, он следовал принципам, установленным Оуэном Джонсом.

Хотя Дрессер подчеркивал важность абстрагирования сущности дизайна до его самой простой линейной формы, он, истинный викторианский стиль, также черпал вдохновение из широкого круга западных и незападных источников. Судя по его сохранившемуся творчеству, он, кажется, отдавал предпочтение последним, включая перуанские, египетские, персидские, мексиканские, марокканские и фиджийские предметы, все из которых он мог бы увидеть в Британском музее, Музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Музей Альберта) и Индийский музей.

Кувшин, 1879.
Кувшин, 1879.

Хотя Кристофер Дрессер сталкивался с небольшим количеством японского декоративного искусства во время своего обучения, только на Международной выставке 1862 года в Лондоне он познакомился с множеством предметов японского искусства. В то время как другие художники и дилеры находили предметы очаровательно новыми, Дрессер был одним из немногих критиков, которые находили достоинства в работах самих по себе. В 1860-х и 1870-х годах его проекты перекликаются со многими декоративными мотивами японского искусства. Его поездка в Японию в 1876–1877 годах углубила его понимание японских форм, что в его собственной работе привело к большему вниманию к материалу, форме, поверхности и технологиям производства. По пути в Японию Дрессер посетил Соединенные Штаты; в Нью-Йорке он получил заказ от Tiffany & Co.приобрести несколько тысяч японских артефактов, а в Филадельфии он посетил выставку столетия и читал лекции в Пенсильванском музее и Школе промышленного искусства.

Кафельная плитка с летящими журавлями, 1875.
Кафельная плитка с летящими журавлями, 1875.

Как и его современник Уильям Моррис, Dresser стремился производить доступные, функциональные и хорошо продуманные предметы домашнего обихода. Однако, в отличие от Морриса, он осознал преимущества промышленной революции и разработал его специально для растущего потребительского рынка.

Частично успех Дрессера был обусловлен его способностью создавать дизайны для широкого спектра товаров, в то время как Моррис и его коллеги стремились производить только изделия ручной работы. Стремясь создать хороший дизайн для промышленного производства, Дрессер работал внештатным коммерческим дизайнером, а иногда и арт-директором, предоставляя дизайн для многих различных производителей.

Дорожный чайный сервиз, 1879.
Дорожный чайный сервиз, 1879.

Он разработал обои, текстиль и ковры для более чем тридцати фирм в Великобритании, Ирландии, Франции и США; керамика как минимум для семи различных компаний, включая Minton и Wedgwood; и чугунная мебель и металлоконструкции для различных компаний. Он также открыл розничный магазин, в котором продавались товары, произведенные многими из этих производителей. Его Альянс художественных мебельщиков открылся в 1880 году на Нью-Бонд-стрит, в центре модного роскошного района, рядом с Morris & Co., Liberty’s (один из основных акционеров AFA), Обществом изящных искусств и галереей Гросвенор.

Однако финансовые проблемы и ухудшающееся здоровье Дрессера привели к упадку компании в 1883 году. Дрессер не только продавал в розницу товары, которые он разработал, но также импортировал японское искусство с 1879 по 1882 год, а двое его сыновей выступали в качестве агентов в Кобе, Япония. . центр фешенебельного роскошного района, рядом с Morris & Co., Liberty’s (один из основных акционеров AFA), Обществом изящных искусств и галереей Гросвенор. Однако финансовые проблемы и ухудшающееся здоровье Дрессера привели к упадку компании в 1883 году.

Кристофер Дрессер Держатель ложек, 1878.
Держатель ложек, 1878.

Кристофер Дрессер не только продавал в розницу товары, которые он разработал, но также импортировал японское искусство с 1879 по 1882 год, а двое его сыновей выступали в качестве агентов в Кобе, Япония. . центр фешенебельного роскошного района, рядом с Morris & Co., Liberty’s (один из основных акционеров AFA), Обществом изящных искусств и галереей Гросвенор. Однако финансовые проблемы и ухудшающееся здоровье Дрессера привели к упадку компании в 1883 году. Дрессер не только продавал в розницу товары, которые он разработал, но также импортировал японское искусство с 1879 по 1882 год, а двое его сыновей выступали в качестве агентов в Кобе, Япония. .

Ближе к концу своей жизни Дрессер в первую очередь проектировался для производителей обоев и текстиля. После его смерти в 1904 году две его дочери переняли его дизайн-студию, но не смогли ее содержать.

Кристофер Дрессер Ваза из граненого стекла, 1890.
Ваза из граненого стекла, 1890.
Кристофер Дрессер Бутылка, 1862.
Бутылка, 1862.
Кристофер Дрессер U-образная ваза, 1886.
U-образная ваза, 1886.
Кристофер Дрессер Супница и ковш, 1880.
Супница и ковш, 1880.
Кристофер Дрессер Коробка для печенья с крышкой, 1870.
Коробка для печенья с крышкой, 1870.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art