Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе 7

Мавзолей в Галикарнасе

В древности Галикарнас был столицей Карии и слыл одним из богатейших и красивейших городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики украшали улицы и площади города. Гавань Галикарнаса никогда не пустовала — ее наполняли корабли с фузами со всего Средиземноморья. Город славился огромным храмом бога войны Ареса, чья колоссальная статуя из мрамора и позолоченного дерева, изваянная скульптором Леохаром, служила главным украшением святилища. Возле храма Афродиты — богини любви и красоты — бил знаменитый фонтан Салмакина, вода которого, по поверью, обладала волшебными свойствами: она возвращала утраченную любовь и приносила счастье любящим. Но более всего Галикарнас был известен гробницей царя Мавсола — одним из семи чудес Древнего мира.
Мавсол правил Карией в 377—353 гг. Сооружать гробницу для себя он начал еще при жизни. Возможно, его вдохновил пример египетских фараонов. По замыслу Мавсола, его усыпальница должна была стать необычайным сооружением.

Мавзолей в Галикарнасе 2

Расположенная в центре города, в окружении его величественных храмов и дворцов, она была призвана напоминать миру о богатстве и могуществе царя еще долгое время спустя после его смерти. Это должна была быть одновременно и гробница, и храм, в котором обожествленному после смерти правителю будут воздавать почести.
Для создания этого храма-усыпальницы Мавсол пригласил лучших архитекторов того времени — Пифия и Сатира, и знаменитых скульпторов Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. Смерть царя ускорила работы по сооружению гробницы. Царица Артемисия, вдова Мавсола, не жалела ни людей, ни денег для того, чтобы увековечить память мужа.
Строительство гробницы Мавсола было закончено в 350 г. до н.э. Сооружение получилось весьма необычным: оно сочетало в своем облике восточную ступенчатую пирамиду-зиккурат и греческий ионический храм-периптер. Вдобавок архитекторы использовали в нем все три вида классического греческого ордера — дорический, ионический и коринфский.

http://start.at/nevit Nevit Dilmen
http://start.at/nevit Nevit Dilmen

Тремя ярусами гробница Мавсола поднималась на высоту 46 м. В ее основании находился массивный прямоугольный цоколь размерами 18,9×42.3×11,1 м, сложенный, как утверждали льстецы, «из проконесского мрамора». На самом деле он был лишь облицован мрамором, а сложен из необожженного кирпича-сырца. На нем стоял храм, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими кровлю в виде 24-ступенчатой пирамиды. Вершину пирамиды увенчивала мраморная скульптурная фуппа — Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Постройку окружали мраморные статуи львов и скачущих всадников.
Во внутреннем помещении нижнего яруса располагались гробница Мавсола и Артемисии. Ее перекрытия опирались на 15 дорических колонн. Помещение верхнего яруса, украшенное коринфскими колоннами, служило для поклонения обожествленным царю и царице. Знаменитый архитектор и скульптор Пифий создал для него огромную мраморную статую царя Мавсола, которая дошла до наших дней. Талантливый мастер сумел ярко воплотить в камне то, о чем, вероятно, хорошо знали все галикарнасцы. «Царь Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо, — много столетий спустя писал французский писатель Проспер Мериме. — В своих владениях он извлекал доходы из всего… Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами… и объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света».

Мавзолей в Галикарнасе 5

Царь Мавсол — жестокий, жадный, тщеславный, настоящий восточный деспот — спустя тысячелетия предстал перед нами как живой. Художник искусно передал мнимо значительное выражение лица, пухлые ленивые губы, злой и пристальный взгляд глубоко посаженных глаз. Очевидно, царица Артемисия, жена Мавсола, не уловила, что так тонко скульптор изобразил в лице и взгляде царя его характерные отрицательные черты. Царицу, по-видимому, вполне удовлетворили искусная работа и внешняя величавость, приданная фигуре умершего супруга.
Рядом с фигурой царя стояла статуя самой Артемисии, которая хотела увековечить себя в качестве спутницы мужа и преданной его памяти вдовы. Над ее статуей работал знаменитый Скопас. Чертам царицы он придал подчеркнутое величие: открытый высокий лоб, обрамленный завитками волос, большие, широко раскрытые глаза, чистый овал лица… Вероятно, мастер слегка приукрасил облик царицы. Несколько углубленные глазницы создавали тонкую игру света и тени, и благодаря этим полутонам возникало впечатление мягкого взгляда, затуманенного скорбью.

Мавзолей в Галикарнасе 6

Статуи Мавсола и Артемисии принадлежат к числу лучших произведений греческого искусства IV столетия до н.э.
Скопас создал и восточную часть широкого фриза, опоясывавшего верхнюю часть основания гробницы по всему периметру. Она посвящена Амазономахии — битве греков с амазонками, легендарными женшинами-воительницами. Сцены сражения полны необычайной жизненности, движения и силы. На южной, восточной и северной сторонах фриза были изображены сцены охоты и битвы лапифов с кентаврами. Эти части фриза созданы скульпторами Леохаром, Бриаксидом и Тимофеем.
По имени царя Мавсола усыпальницу назвали Мавзолеем. Впоследствии это название стало нарицательным и вошло во все современные языки.

Мавзолей в Галикарнасе

Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. рыцари-иоанниты использовали его обломки для постройки замка Святого Петра. После того как рыцари были изгнаны турками с побережья Малой Азии, замок был обращен в крепость Будрун (совр. Бодрум) В середине XIX столетия европейские путешественники обратили внимание на то, что в стены крепости вделаны мраморные плиты с античными рельефами. После длительных и упорных хлопот английскому послу в Турции удалось получить разрешение выломать эти плиты и перевезти их в Лондон. Специалисты Британского музея пришли к заключению: перед ними — знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший гробницу царя Мавсола.
В 1857 г. британский археолог Ч.Т. Ньютон, проведя раскопки на месте, где некогда стоял Мавзолей, нашел рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавсола и его жены Артемисии и колоссальную колесницу, венчавшую сооружение. Сегодня они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art