Самые большие лабиринты в мире
Самый большой лабиринт в мире больше не существует. Построенный египетским царем Аменемхетом III около 2000 года до н.э. около своей пирамиды в Файюме на южном побережье озера Моэрис. Он был поистине огромен. Профессор Флиндерс Петри, который обнаружил его точное местоположение в 1888 году. Заключил на основании исследования разрушенного фундамента, что его периметр более 1000 метров. Греческий историк Геродот, посетивший его в середине V века до н.э., был поражен и рассказывал, что для сооружения лабиринта понадобилось больше материалов и труда, чем для всех остальных греческих построек вместе взятых. Там было, говорил он, «двенадцать крытых дворов с противолежащими дверьми, шесть дворов на северной стороне и шесть на южной, все сообщающиеся друг с другом и окруженные одной стеной».
3000 его залов были разделены: половина находилась над землей, половина — под землей. В нижних залах помещались могилы царей и священных крокодилов, и они бдительно охранялись. Четыре века спустя другой великий путешественник классических времен, Страбон, описывал архитектуру лабиринта и множество дворов, к которым подходили «длинные крытые аллеи с петляющими коридорами. Так что посетитель быстро заблудился бы без проводника».
В I веке Плиний писал, что его «запутанные коридоры с множеством поворотов» большей частью были погружены во тьму. Для чего же все это было предназначено? Происхождение и назначение этого лабиринта, как и всех других, наверное, можно выяснить, только погрузившись в глубины человеческой психики. Очевидно, идея зарождалась под воздействием некоей силы, чего не сознавали люди, так как идентичные запутанные узоры мы находим в архитектуре и искусстве разных эпох и разных народов, например камень в Тинтагеле, Корнуэлл, узор на критских монетах, символ Материка земли у индейцев хопи йз Аризоны… Лабиринты делятся на два основных вида: подобные строению Аменемхета, архитектура которых крайне запутанна, и лабиринты, основу плана которых составляют спиральные ходы, ведущие, как правило, вперед и назад. Все они имеют общую деталь: предполагают трудный путь к сердцу лабиринта и возвращение обратно после достижения цели.
Критский лабиринт
Всем хорошо известна легенда о Тезее, Минотавре и критском городе Кноссе. В центре лабиринта жил свирепый Минотавр, получеловек, полубык, которому афиняне были вынуждены присылать в жертву семь юношей и семь девушек каждые девять лет. Архитектор лабиринта Дедал устроил там так много запутанных коридоров и поворотов с ложными выходами, что жертвы непременно теряли ориентацию и, таким образом, были обречены на смерть. Тезей, юный герой-афинянин, вызвался добровольно быть одним из предназначенных в жертву. По прибытии на Крит он полюбил Ариадну, дочь критского царя. По совету Дедала она дала ему клубок, с помощью которого он смог вернуться назад по той же дороге. Тезей зарезал Минотавра и вывел всех из лабиринта.
Существовал ли когда-нибудь легендарный критский лабиринт, никому не известно. Его местоположение не найдено, и хотя многие классические авторы, включая Плиния, уверяют, что он был копией лабиринта Аменемхета, то, что мы видим на критских монетах, свидетельствует, что, скорее, он принадлежал ко второму типу, где четко определяемые спиральные коридоры ведут к центру, а потом обратно. Такой узор широко распространен в мире и часто используется при совершении определенных ритуалов или для украшения ритуальных предметов.
На знаменитом этрусском сосуде для вина (около 600 года до н.э.) изображены вооруженные всадники, которые принимают участие в военном ритуале, называемом троянская игра. Слово «Троя» написано в зеркальном отображении внутри лабиринта, из которого, по-видимому, выходят всадники, и, возможно, это является намеком на укрепления древнего города Трои. В Британии много схожих лабиринтов называют «Троями», иногда они расположены в местах с названием Троя; даже сегодня в некоторых из них проходят процессии и ритуальные танцы — в память о прошлом.
Ранние христианские церкви с энтузиазмом переняли традицию лабиринта. В первую очередь, это был символ самой церкви, например, вырезанный на каменных стенах собора Лукка или вышитый на облачении усопших епископов, которые были изображены лежащими в лоне церкви. Потом с приближением эпохи крестоносцев, когда паломничество в Иерусалим было связано с рядом трудностей, богобоязненные христиане испытывали себя в лабиринтах в наказание за отказ от опасного путешествия.
Центр лабиринта назывался сиел (del — небо), или Иерусалим, и там обычно изображали кентавра или минотавра, намекая на связь с языческим прошлым. Металлическая тарелка с таким рисунком находилась в центре знаменитого собора в Шартре до наполеоновских войн, а потом была переплавлена на орудия. К тому времени церковные лабиринты использовались в качестве инструмента наказания грешников, как пишет Эдвард Троллоуп, архидьякон Стоу в «Археологическом журнале» за 1858 год. Грешникам «велели проползти на коленях по всем запутанным коридорам лабиринта, прочитать молитвы в установленных местах, пока они не достигнут центрального зала, для чего в некоторых случаях требовался целый час».
Ранние лабиринты
Хотя все эти ритуалы и танцы отделены тысячелетиями от первых лабиринтов. Многие писатели пытаются понять, что же они означали первоначально, пытаясь найти общий элемент для всех лабиринтов. Во-первых, путь к центру лабиринта никогда не был прямым и легким. Даже в лабиринтах без ложных выходов вам бы пришлось исходить все коридоры, чтобы добраться до цели. Однако, есть весьма разумное предположение, что самые первые, естественные, лабиринты использовались кроманьонцами в 30ООО году до н.э. В недрах этих лабиринтов, в крошечных пещерках были вырезаны самые удивительные священные наскальные рисунки — путь к следующему пункту и обратно.
Такие пещеры действительно могли вдохновить создателя критского лабиринта, так как подземные скальные разломы и ходы в некоторых местах острова представляют собой настоящий природный лабиринт. Многие путешественники в XIX веке видели их. Один из них, проведя группу через пещеры с помощью бечевки, подобно Тезею, писал: «По истине бесконечное множество коридоров поразило меня, и мне трудно описать то чувство страха и очарования, которое я испытал. Через каждые десять шагов перед тобой оказывается стена и ты должен повернуть направо или налево. А иногда выбирать из трех-четырех путей. Что бы вы стали делать, если бы потеряли нить!»
Следующий общий элемент — спираль, и особенно спираль с семью витками, которая имела важное значение для ранних священников, пытавшихся использовать земную энергию. Об этом теперь многие забыли. Даузеры заявляют, что мегалиты устанавливались в местах пересечения лабиринтов подземных течений, чтобы усилить энергию, которая иcходит из земли по спирали с семью витками. Большинство вырезанных на мегалитах узоров тоже спиралевидные или так называемые узоры кубка и колец, где серия концентрических окружностей прерывается змеевидной линией, направленной к центру, — предположительно так изображали примитивный лабиринт.
Трехмерные спирали
Двойная спираль с семью витками, изображенная в трех измерениях, образует модель традиционного лабиринта. Джефри Рассел, в прошлом бизнесмен из Ирландии, заявляет, что обнаружил такой узор на холмах, разбросанных вокруг Гластонбери Тор, одного из знаменитых ранних христианских поселений в южной Британии. Несомненно, священного языческого места на протяжении многих веков до прибытия туда Святого Иосифа из Ариматеи, несущего чашу Грааля. С помощью фотографий, сделанных специалистами королевских военно-воздушных сил, он смог заметить извивающуюся тропу с семью витками, по которой, как он считал, когда-то бродили паломники и посвященные. И сейчас многие дети в Европе играют в игру «Рай и ад». Где участник должен пройти сложный путь от старта (ада) до финиша (рая).