Wiener Werkstätte Историческая справка
Wiener Werkstätte берет свое начало в сочетании ключевых событий в жизни ее основателей, Йозефа Хоффмана и Коломана Мозера, и бури перемен, которая прокатилась по области декоративно-прикладного искусства в конце века. В Великобритании движение Arts & Crafts заложило основу для творчества в стиле гильдии. Движение в стиле модерн, охватившее большую часть Европы, создало дизайн в совершенно новом направлении. В Германии, где стиль модерн был известен как югендстиль, они добавили еще одно измерение к этому стилю. Первоначально имитируя плавные линии французского ар-нуво, они вскоре наложили свой отпечаток на революцию в дизайне, добавив более абстрактные геометрические фигуры и формы, предвосхищая грядущий период ар- деко.
Эта эволюция продолжилась через Венский сецессион, основанный в 1897 году, который отстаивал философию одинаковой ценности изобразительного и декоративного искусства. Выставки проводились Сецессионом, чтобы продемонстрировать свои художественные концепции, в которых их убеждения были продемонстрированы путем смешения экспозиций. Картины, мебель, украшения и предметы домашнего обихода не были классифицированы, а были показаны вместе как общий художественный образ (Gesamtkunstwerk), охватывающий дом и домовладельца. Мода, украшения и аксессуары, мебель и декор были включены в «изобразительное искусство» наряду с более признанными художественными начинаниями, такими как живопись и скульптура. Все они были пропитаны красотой независимо от их функции.
В конце 1900 года состоялась выставка, на которой были представлены работы Венского сецессиона, а также большая коллекция декоративно-прикладного искусства, картин и скульптур из других европейских стран. Изюминкой выставки стал зал, полностью построенный, спроектированный и обставленный «четверкой из Глазго». Случайным побочным эффектом их участия стало установление важной связи между Маргарет Макдональд Макинтош, Чарльзом Ренни Макинтош, Джеймсом Гербертом и Фрэнсис Макнейр и двумя основателями Сецессиона, Хоффманном и Мозером. В частности, на Мозера повлияла их уникальная цветовая палитра и «мечтательные» мотивы, дружба Макинтошей стала решающим катализатором для формирования Wiener Werkstätte.
Чарльз Роберт Эшби и Гильдия ремесленников также активно присутствовали на выставке, представив смелую экспозицию в главном зале. Мозер и Хоффманн черпали вдохновение в взглядах Эшби на функциональные предметы как на предметы красоты, назначение которых выходит далеко за рамки простой функции и служит украшением. Еще одним нововведением, которое Эшби привез с собой в Вену, была роль рабочего в создании их дизайна. Идея ремесленника как ценного члена проектно-производственной группы была новой и открыла глаза членам Secession.
Венская мастерская
Возможный раскол между ориентированными на ремесло сецессионистами — «стилистами» — и традиционными художниками-натуралистами привел к разрыву со стороны «стилистов» и формированию Wiener Werkstätte.
В соответствии с этим заявлением о цели 19 мая 1903 года была официально учреждена Wiener Werkstätte . Первоначально в нее входило шесть человек: Хоффман и Мозер, директор кооператива; Варндорфер, казначей; Карл Каллерт, ювелир; Конрад Кох и Конрад Шиндель, слесари.
Быстро перерастая свой первоначальный участок (всего за несколько месяцев), они переехали на Нойштифтгассе и в большое трехэтажное здание. Это расширение включало не только ювелирные изделия, но и переплетное дело, изделия из кожи, дерева, лаковые работы и архитектурное бюро. Там были выставочные площади, офисы и возможность продемонстрировать свою философию Gesamtkunstwerk , утверждая, что они могут проектировать, меблировать и дополнять «полные дома» продуктами их Werkstätte. Чистые, хорошо освещенные мастерские обеспечивали хорошие здоровые условия для мастеров. Больше места означало больше мастеров, и среди первых, кто был нанят, были Йозеф Хоссфельд и Ойген Пфлаумер , оба мастера по металлу.
Гильдия ремесленников Эшби считалась образцом дизайна мастерских, направленным на сотрудничество между художниками и мастерами. Роль Ashbee’s Guild заключалась в том, чтобы предоставить возможность улучшить качество жизни работников гильдии, обогащая клиентов красивым и функциональным дизайном. Предметы, производимые гильдией, должны были быть доступны людям всех социальных слоев, т.е. дизайн для широких масс.
Между философией Эшби и философией Wiener Werkstätte были большие различия . Основное различие заключалось в том, что рабочие Эшби обучались на рабочем месте, в то время как Werkstätte нанимала уже формально обученных мастеров. Философия Wiener Werkstätte основывалась на идее о том, что высокое мастерство имеет большое значение и не обязательно должно быть доступно менее чем состоятельным, поэтому дополнительные расходы на формально обученных рабочих рассматривались как необходимость. Кроме того, сторонние производители могли довести свою работу до конца, и «Werkstätte» не отказывалась от использования машин в мастерской.
Желая отразить социальные изменения, не прибегая к повторному использованию дизайна своих предшественников, основатели Wiener Werkstätte стремились привлечь клиентов, которые разделяли их философию обогащения всех аспектов жизни путем создания красоты во всем, что их окружает. Большая часть работ, произведенных на Wiener Werkstätte, была воспринята венской элитой, традиционными сторонниками искусства. Клиенты варьировались от тех, кто хотел несколько «современных» предметов, чтобы дополнить свой декор, до тех, кто полностью принял проектирование Gesamtkunstwerk и обставил свои дома полностью из Wiener Werkstätte .
Клиенты-ювелиры часто носили свои драгоценности как внешний символ своей независимости и таким образом служили неофициальной рекламой для распространения информации о Wiener Werkstätte . Распространению информации об этой новой концепции также способствовало издание Deutsche Kunst und Dekoration. Он стал эксклюзивным источником документации Wiener Werkstätte и всей ее продукции. Они красиво сфотографировали и задокументировали каждый предмет, а в случае с украшениями фотографии включали кожаную шкатулку ручной работы, которая сопровождала каждое украшение.
Клиенты
Чтобы вывести эту современную философию декоративного искусства на передний план, потребовалось нечто большее, чем просто реклама; потребовались клиенты, достаточно богатые, чтобы потворствовать видению Wiener Werkstätte.
Самыми известными клиентами Wiener Werkstätte были Густав Климт и его друг и муза Эмили Флёге. Климт был членом Венского Сецессиона и был хорошо знаком с членами Werkstätte и их философией. Флёге использовала Wiener Werkstätte для проектирования интерьеров и мебели для своего авангардного салона одежды Schwestern Flöge, где были широко представлены ювелирные изделия Wiener Werkstätte . Многие, если не все ткани, используемые для создания «реформаторских» платьев, продаваемых Flöge, были разработаны и произведены на Wiener Werkstätte. Женщины, одетые в эту «реформаторскую» одежду, также занимают видное место в культовых портретах Климта.
Другие крупные клиенты подпадают под категорию «инвесторов» в зависимости от масштабов их участия. Фриц Вандорфер и его жена Лили полностью перестроили свой дом, используя Wiener Werkstätte для проектирования, создания и заполнения пространства. Их приверженность Gesamtkunstwerk была настолько полной, что они потратили свое огромное состояние, чтобы добиться этого.
Отто и Евгения (Мада) Примавеси пришли как раз вовремя, чтобы оказать столь необходимую финансовую поддержку Wiener Werkstätte . Они построили загородный дом с Хоффманном в качестве архитектора и дизайнера. Отто умер в 1926 году, и исчезающее богатство Мады вынудило ее отказаться от поддержки Wiener Werkstätte в 1930 году. Попытки заменить этих основных финансовых сторонников не увенчались успехом, и в сочетании с меняющимся «атмосферой» в Европе фирма закрылась в 1932 году.
Ювелирные изделия
Ювелирные изделия были задуманы так, чтобы сочетать в себе мастерство дизайнера и мастерство мастера, создавая драгоценности как искусство с целью украсить владельца. Исчезло представление о ювелирных изделиях как символе статуса, и в результате дизайнеру стал доступен широкий спектр материалов в качестве палитры, включая чеканное серебро, медь и немного золота. Драгоценные камни огранки кабошон широко использовались, цанги в чеканке и проволоке, и ценились за их цвет, а не за их цену. Больше не было полной зависимости от алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров для создания драгоценностей. Украшенный этими миниатюрными произведениями искусства, владелец считался артистичным и утонченным. Проще говоря, ценность заключалась в мастерстве, а не в материалах.
Броши, булавки для шляп, ожерелья с гребнями для волос и пряжки для ремней имели внешний каркас, часто прямоугольный, с различными элементами дизайна внутри. В то время как контур был строгим, более сложные внутренние элементы могли быть весьма чувственными с волнистыми усиками, плавными цветами и извилистыми листьями. Буйный цвет был обеспечен мириадами безеля из драгоценных камней кабошона, установленного в дизайне. Иногда один центральный драгоценный камень подчеркивал произведение. Золотые или позолоченные акценты и эмаль также использовались для контраста с работой. Этот стиль обеспечивал много отрицательного (открытого) пространства, чтобы одежда владельца могла просвечиваться, создавая дополнительный интерес и цвет. Удлиненные броши прямоугольной формы, квадрат пластинка de cou и другие элементы ожерелья также подпадали под этот критерий дизайна.
С другой стороны, подвески часто имели более органичную форму. Хотя по-прежнему проектировался как «рама» с внутренними элементами, сама рама не ограничивалась строгим геометрическим контуром, и многие из них имели изогнутые «кронштейны», образующие контур. Внутри были цветочные и лиственные мотивы с извилистым движением, очень похожие на броши, и снова усиленные разноцветными драгоценными камнями-кабошонами. Цепь с овальными звеньями служила опорой для подвесок, ее часто скручивали или стягивали прямо над подвеской и украшали еще одной небольшой пластинкой или драгоценным камнем.
Браслеты и ремни отражали ту же эстетику, что и броши и пряжки для ремней, с повторяющейся конструкцией. Элементы дизайна в рамке были соединены вместе, как множество брошей, выстроенных в ряд. Некоторые из них были разработаны как более случайный конгломерат элементов прямоугольной и квадратной формы, часто с безелем, украшенным драгоценными камнями.
Ювелирные изделия часто маркируются Wiener Werkstätte. , а также монограммами художника и мастера, подчеркивающими важность всех трех элементов. Мозер разработал монограммы, которые художники и ремесленники могли использовать для обозначения своей работы: квадратные для художников и круглые для мастеров. В то время как различия в отношении их «обязанностей» были тщательно очерчены, вклад каждого был оценен.
Главные дизайнеры
Главный дизайнер Йозеф Хоффманн пришел из архитектурного искусства, но вскоре расширился, чтобы охватить все формы декоративно-прикладного искусства. В его украшениях предпочтение отдавалось разделенным на части драгоценным камням в квадратной рамке, очень похожей на миниатюрную картину, окрашенную драгоценным материалом, а не краской. Его ранние проекты были очень геометрическими с квадратными и прямоугольными делениями, а также архитектурными элементами, такими как колонны. Используя миллиметровую бумагу для концептуализации своих проектов (очень похоже на миниатюрные архитектурные планы), мастера затем выполнили готовое украшение на основе его точных иллюстраций. Каждый компонент был изготовлен вручную, но конечный результат со всей его геометрией создавал впечатление машинной работы.
Некоторое взаимодействие дизайна между Густавом Климтом и Хоффманом можно увидеть в формах, которые можно найти в элементах ювелирных украшений, используемых в дизайне Хоффмана, и в повторяющихся узорах на картинах Климта. Это предполагает, по крайней мере, что эти люди могли работать совместно или их близость могла предоставить возможность для вдохновляющего влияния между ними. Действительно, проекты Климта присутствуют во многих инсталляциях Wiener Werkstätte. Примерно в 1908 году стиль Гофмана начинает немного волноваться и отходить от строго геометрических работ, созданных ранее. Стиль того времени проник в его дизайны, и они стали более разнообразными с некоторыми чувственными элементами.
Коломан Мозер начал свою карьеру в качестве графического иллюстратора, и эти корни послужили трамплином для его неизбежного успеха в качестве дизайнера декоративно-прикладного искусства. Его работы отражают эстетику искусств и ремесел, югендстиль и его личное предпочтение темам природы. Сочетание этих природных мотивов с продуманным дизайном, призванным привлечь внимание обладательниц более свободной и струящейся одежды, привело к созданию серии подвесок, свисающих с длинных цепочек. Мозер ушел из Werkstätte в 1907 году, как сообщается, из-за денежных проблем.
Дизайнеры
Карл Отто Чешка выучился на художника и поступил на работу в Wiener Werkstätte в 1905 году. Ювелирные изделия Чешки были созданы на основе его вдохновленных природой рисунков, многие детали конструкции были прописаны мастерами в мельчайших деталях. В 1907 году он был удостоен звания профессора в Kunstgewerbeschule в Гамбурге, продолжая заниматься дизайном для Werkstatte до 1909 года.
Эдуард Йозеф Виммер-Висгриль, бывший ученик Хоффмана, присоединился к ним в 1907 году. Он быстро стал главой отдела моды, разработав стиль одежды по образцу того, кто жил в доме Wiener Werkstätte. Ювелирные изделия были важной частью этого слияния, и его вдохновленные листьями узоры обычно выполнялись из золота или платины. Виммер-Висгриль покинул Werkstätte в 1922 году.
Дагоберт Пеше был архитектором, который разносторонне разбирался в большинстве прикладных искусств и первоначально работал внештатно над своими проектами для Wiener Werkstätte. Ювелирные изделия были его страстью, и он проектировал каждое украшение как скульптуру, принимая во внимание все мыслимые углы обзора. Он работал в более традиционном стиле, отдавая предпочтение мифологическим темам и фигурам, а также лиственным мотивам своих предметов. Дефицит, вызванный войной, вдохновил на творческое использование необычных ювелирных материалов, и многие работы Пеше были выполнены из резной слоновой кости мастером Фридрихом Нерольдом. С 1917 по 1919 год Пеше руководил недолговечной Wiener Werkstätte, основанной в Цюрихе.