Белорусское художественное стекло

Белорусское художественное стекло
В. Дзивинская. Прибор «Кабинетный». 1968. Хрусталь с подцветкой, шлифовка.

Белорусское художественное стекло

Ориентация на высокую технологическую культуру, использование характерных для техники принципов модульности и системности композиций сочетается в лучших работах последних лет с изяществом пластики, изысканностью колорита, утонченной графичностью силуэтов. Предпочтение все чаще отдается прозрачному хрусталю и стеклу, богатство оптических свойств которых подчеркивается широкой огранкой, утолщениями в заливах, сочетаниями гладких и офактуренных, плоских и криволинейных поверхностей.

Эволюция творчества белорусских художников стекла — явление неординарное, в нем видны различные степени дарования и мастерства, опыта, вкуса, художественной культуры. Но общий уровень достаточно высок, он позволяет говорить о зрелости явления в целом. Для него характерны преемственность взглядов, общность позиций и устремлений. Общность эта складывалась в результате взаимовлияния различных школ — ленинградской, московской, минской, таллинской, пражской, в которых учились художники. Общность эта и в заводских традициях, унаследованных мастерами, многие из которых являются потомственными стеклоделами, и во взаимосвязях с настоящим и прошлым культуры, искусства, истории Белоруссии, с ее природой,— этим неиссякаемым источником впечатлений, питающих творчество и во многом определяющих образный строй, богатство и своеобразие современного белорусского художественного стекла.
Однако заводы медленно и неохотно осваивали новые образцы, и художественная деятельность на предприятиях приобретала преимущественно экспериментально-выставочный характер. Благодаря расширению географии выставок лучшие работы В. Мурахвера, Л. Мягковой, С. Раудвеэ, А. Абрамовой, Г. Исаевич, более молодого поколения неманцев и дзержинцев — В. Жохова, В. Дзивинской, К. Вакс, Т. Малышевой, П. и Т. Артемовых, А. Федоркова приобретали известность в нашей стране и за рубежом.
Они способствовали утверждению авторитета художников и поднимали престиж предприятий.
Во второй половине 60-х годов неудовлетворенность стандартностью массовой архитектуры, мебели, утвари толкает художников на поиски новой декоративности. Аскетичная функциональность сменяется богатством красок и форм, рациональная регламентированность — творческой раскованностью, вольной интерпретацией образов разных времен. Обращаясь к самым различным традициям, художники превращают в театрализованные зрелища не только экспозиции выставок, но и оформления интерьеров, модели одежды, салоны мебели, обстановку квартир. Яркое красочное стекло и сверкающий широкими гранями хрусталь занимают почетное место в этом карнавале искусства.
Художники белорусских стеклозаводов полной мерой воздают дань новому направлению. Фантазии Л. Мягковой на темы сказок, декоративные светильники-маски С. Раудвеэ, рельефные пласты и бутыли с налепами В. Мурахвера, многоцветная филигрань А. Федоркова, пивные кружки В. Прокофьева, вазы из дымчатого и зеленого хрусталя А. Абрамовой и Г. Исаевич вводят нас в мир сложных ассоциаций и метафорических образов. Поиски декоративности получают интересное развитие в творчестве среднего поколения неманцев — в тиходутых формах К. Вакс, в поэтичности кружевного стекла В. Дзивинской, в гутной изобразительной пластике В. Жохова. Несколько позже, в начале 70-х годов, те же влияния испытывают и самые молодые художники. Это чувствуется в наборе «Летний» Т. Малышевой, украшенном лепными цветами, в хрустальных кубках с разливами цвета П. Артемова, в свадебных бокалах Т. Артемовой, богато декорированных алмазной гранью.
Однако стилизации под старину, фольклорные и этнографические реминисценции, лежавшие в основе декоративистского направления, стали постепенно оборачиваться расхожими штампами и терять свою привлекательность. Изменившиеся эстетические представления о мире порождают в середине 1970-х годов более сложные современные образы. Поиски новых композиционных и пластических идей активизируются в станковой живописи, скульптуре, графике, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В художественном стекле все более заметным становится стремление к упорядоченности форм.

Художники

АНИЩИК Аркадий Аркадьевич. Родился 25 апреля 1945 г. в г. Новогрудке Гродненской области. В 1975 г. окончил Пражскую высшую школу прикладного искусства. С 1975 г.- художник стеклозавода «Неман». В республиканских и всесоюзных выставках участвует с 1976 г.
АРТЕМОВ Петр Сергеевич. Родился 14 июля 1941 г. в селе Воткино Хва- стовичского района Калужской области.
АРТЕМОВА Татьяна Андреевна. Родилась 23 июля 1950 г. в поселке Иноземцево Железноводского района Ставропольского края. В 1973 г. окончила БГТХИ. С 1973 г.—художник стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. В республиканских и всесоюзных выставках участвует с 1974 г. Награждена Дипломом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
ВАКС Керсти Артуровна. Родилась
4 сентября 1940 г. в г. Таллине. В 1966 г. окончила Государственный художественный институт Эстонской ССР. С 1967 по 1972 г.—художник стеклозавода «Неман». С сентября
1972 г.— старший преподаватель кафедры художественной обработки стекла и керамики Государственного художественного института ЭССР. Член СХ СССР. В республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках участвует с 1966 г. Награждена двумя премиями на Всесоюзных конкурсах сувениров и Почетной грамотой ВДНХ СССР.
ГЛАДКОВ Евгений Станиславович. Родился в 1930 г. в поселке «Красное знамя» Стодольнического района Смоленской области. Специального художественного образования не получил. С 1959 по 1965 г.—художник стеклозавода «Неман». В республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках участвовал с 1961 г. Награжден серебряной медалью ВДНХ СССР. Умер в 1966 г.
ДЗИВИНСКАЯ Валентина Гавриловна. Родилась 3 мая 1936 г. в селе Лемеши Янушпольского района Житомирской области. В 1959 г. окончила Одесское художественное училище, в 1967 — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С 1959 по 1967 г.— художник Конаковского фаянсового завода. С 1967 г.— художник стеклозавода «Неман». Член СХ СССР. В республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках участвует с 1960 г. Награждена серебряной и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР и Дипломом II степени Всесоюзной выставки «Искусство — в быт».
ЖОХОВ Владимир Павлович. Родился 8 февраля 1933 г. в г. Ленинграде. В 1960 г. окончил ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В 1960—1963 гг. работает на стеклозаводе «Красный май». С 1967 г.— художник стеклозавода «Неман». В республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках участвует с 1960 г. Награжден бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР, Дипломом
III степени Всесоюзной художественной выставки «Физкультура и спорт» и золотой медалью Яблонца-на-Ниссе.

РОСТОВЦЕВА Нина Николаевна. Родилась 29 ноября 1903 г. в г. Ленинграде. Образование получила в Московской Государственной консерватории (1925—1931), Изо-Полит-Университете (1931—1936) и на искусствоведческом отделении МГУ им. М. В. Ломоносова (1943—1958). С 1938 г.— художник при «Главстекле», с 1940 по 1952 — преподаватель художественной обработки стекла в МИГ1ДИ. В 1956—1959 гг.— главный художник стеклозавода «Неман», в 1959—1961 — стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. С 1930 г. участница всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Член СХ СССР. В 1949 г. присвоено звание доцента. Награждена I премией международной выставки в Нью-Йорке.
МАСТЕРА
БАРОНЕЦКИИ Михаил Николаевич. Родился 27 марта 1948 г. в г. Легни- ца (ПНР). Специального образования не имеет. С 1973 г.—шлифовщик- алмазчик стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского.
ГРАХОВСКИЙ Семен Минович. Родился 10 августа 1917 г. в деревне Гущин Прудок Лепельского района Витебской области. В 1934 г. окончил Борисовское ФЗО при стеклозаводе им. Ф. Э. Дзержинского. С 1934 г.— шлифовщик стеклоизделий стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. Награжден двумя серебряными медалями ВДНХ СССР. Присвоено звание мастера-художника.
ЖАВОРОНКОВ Владимир Ульянович. Родился 9 октября 1928 г. в г. Витебске. Специального образования не имеет. С 1946 г.— мастер-выдувалыцик и отдельщик стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского.
ЗЕЛЕНЕВСКИЙ Антон Игнатьевич. Родился 29 апреля 1932 г. в г. Боросове Минской области. Художественного образования не имеет. С 1947 г. — выдувальщик стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. Награжден двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР и Юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
ЛИНКЕВИЧ Георгий Борисович. Родился в 1933 г. в г. Константиновке Донецкой области. Специального образования не имеет. Работал на стеклозаводе «Красный Октябрь», Львовской фабрике стекла, Стрыйском стеклозаводе, стеклозаводе г. Словуты. С 1947 г.—мастер гутной выработки стеклозавода «Неман». Награжден бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР. В республиканских и всесоюзных выставках участвует с 1968 г.
ПАШКОВСКИИ Анатолий Валентинович. Родился 1 января 1937 г. в г. Борисове Минской области. Специального образования не имеет. С 1952 г.— выдувальщик стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. Награжден значком «Победитель соцсоревнования» 1973, 1974, 1975 гг.
ПЕТРЕНКО Иван Григорьевич. Родился в 1930 г. в г. Нежине Черниговской области. В 1947 г. окончил ремесленное училище при стеклозаводе «Неман». С 1947 г.— мастер гутной выработки стеклозавода «Неман». В республиканских и всесоюзных выставках участвует с 1968 г. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.
ПУХОВСКИЙ Иван Михайлович. Родился в поселке Бродов Лидского района Гродненской области. Специального образования не имеет. С 1963 г.— мастер гутной выработки стеклозавода «Неман». В республиканских и всесоюзных выставках участвует с 1971 г.
ТИМОФЕЕВ Леонид Наумович. Родился 1 января 1920 г. в деревне
Медведевка Борисовского района Минской области. Окоичил Борисовское ФЗО при стеклозаводе им. Ф. Э. Дзержинского. С 1936 г.— шлифовщик стеклозавода им. Ф. Э. Дзержинского. Занесен в областную книгу Почета.
ФЕДОРКОВ Анатолий Федорович. Родился 29 сентября 1934 г. в г. Моздок Северо-Осетинской АССР. Специального художественного образования не имеет. В 1958—1965 гг. работал на Львовской фабрике стекла, с 1965 г.— мастер гутной выработки на заводе «Красный май», с 1967 — мастер-художник стеклозавода «Неман». В республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках принимает участие с 1963 г. Награжден I премией на конкурсе мастеров стекла в Дятькове, Главным призом международной выставки стекла и фарфора 1973 г. в г. Яблонец-на-Нисе, серебряной медалью и дипломами ВДНХ СССР

Белорусское художественное стекло

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art