Гигант былого
«Величественные сооружения Сольвычегодска — Благовещенский собор и Введенский собор — резко выделяются среди мелких деревянных построек города, среди лесов, полей и маленьких молчаливых деревушек Севера. Загадочными сфинксами стоят среди однообразной обстановки эти необычные для нас сооружения XVI—X VII веков, поражая зрителя своей грандиозностью. Зачарованным стоит он перед ними и бросает испытующий взгляд. А они, эти гиганты былого, мрачно и холодно стоят перед ним, умалчивая о тех тайнах, которые скрывает их вид и сплетает народная молва», — так поэтично описал главные архитектурные памятники Сольвычегодска безымянный автор предисловия к брошюре Владимира Антоновича Ешкилева «Город Сольвычегодск и памятники былой его культуры», увидевшей свет 90лет назад, в 1926 году.
В некоторых старых работах, посвященных Введенскому собору, например. и трул« порвого сольаычегодсюго историка А.
И. Соскина (1761 — 1822) «История города Соли Вичфгодской», или «Исторических сведениях о монастырях в России» (1850) Ратшина, закладка собора от носится к 1680 году, а завершение строительства — к 1639-му. Соскин при этом указывает, что основание храма произошло мри государях Иване и Петре Алексеевичах и в годы предстоятельсгеа патриарха Алриана. Однако эти сведения ошибочны. Иван и Петр Алексееиичи наследовали престол только в 1682 году, Адриан изошел на первосвятительскук» кафедру в 1690-м. В 1680-м царем был Федор Алексеевич, патриархом всея Руси — Иоаким.
События эпохи
1686 Создана Аугсбургская лига (оборожтельный союз Германии. Испании. Голландии. Швеции и других стран протип Фржции).
1687 Неудачный поход русских войск в Крым; в Москве основана Спавяю греко-латинская «адеми»».
1688 9 мая выдана благословенная архиерейская грамота разрешившая строительство каменного Введеккого собора.
1690 Выступление арабских племен в Иране, направленны? против турок.
1691 Архимандри: Внеденского монастыря в Сольвычегодске получает благословенную грамоту на устройство теплой церкви в нижнем ярусе Введенского сосора.
1692В Ямайке сильным землетрясением разрушен город Порт-Ройял.
1693 Кэ Японии отправлено посольство Мадрид и Рим.
1694 В Лондоне основан Английский баж.
1712 пение главного престола Введенского собора.
На самом деле собор построен на средства Григория Дмитриевича Строганова (1650—1715) в конце XVII века, а окончательно освящен только в 1712 году. 19 мая 1688 года архиереем Устюжским и Тотемским Лчександрсм была видана грамота, разрешившая строительство. Весь
1688 год. вероятно, был посвящен приготовительным работам. Строительство началось в 1689-м. Интересно, что выдача благословенной грамоты практически совпала с тем временем, когда Гршорий Дмитриевич сосредоточил г своих руках большую часть семейных плодсний. располагавшихся в разных уголках России, и он сразу же начал осуществлять грандиозный архитектурный проект. По мнению Соски на, красотой и благолепием каменного Введенского собора Григорий Дмитриевич Строганов желал превзойти своих родственников-предшественников, которые возводили Благовещенский собор. Вскоре Строганов за дожит еще несколько храмом в своих обширных владениях. Наверное, не будет ошибкой полагать, что начало возведения Введенского собора могло отражать благодарность Григория Дмитриевича Всевышнему за успехи в мирских делах.
По преданию, проект собора был составлен в Голландии. Оттуда же был приглашен архитектор, который руководил строительством. Однако рабочие были русскими. Мигаем у историка XIX века В. Попова:
«Одни из сольвычсгодских старожилов Николай Васильевич Ильин, понимающий отчасти и церковную архитектуру, уверял нас. что он имел в руках даже условие на постройку и что по этому условию при возведении храма занято было до четырех сот рабочих из жителей Пермской. Вятской, Московской областей, что людей этих выгоняли сюда неурожаи хлеба, а здесь, кроме задельной платы, они находили у Строгановых и пропитание».
К 1691 году был завершен нижний ярус, в котором, под южной папертью, освятили отапливаемый придел во имя Богоявления Господня. Замы сел создания придела исходил уже не от Строганова, а от архимандрита Введенского монастыря, который и подучил благословенную грамоту на его устройство. Точное время завершения строительства всего собора неизвестно. Вероятно, основной объем был закончен к 1693—1694 годам. На это, например, указывает создание икон для иконостаса верхнего храма в 1693 году. Но освящение верхнего храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялось только в 1712 году.
Введенский собор относится к числу архитектурных памятников, часто объединяемых в стилистическую группу под названием «строгановское барокко». Эти иостройки появились на свет в конце XVII — начале XV1U века и связаны с именем Г. Д. Строганова как их заказчика. К настоящему времени сохранились четыре здания. Помимо Введенского собора радуют глаз любителей старины церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1697— 1719), Казанская церковь в Устюжне (1694) и Смоленская церковь в Гордеевке (1694—1697). Все храмы объединяет традиционное русское пятиглание. кубическая, тянущаяся ввысь форма четверика, красно-кирпичная кладка с богатым белокаменным декором, выполненным в барочном духе. В декоративном плане памятники «строгановского барокко» близки одновременным им церквям, выстроенным в стиле «московского барокко».
Город Сольвычегодск, в котором три столетия назад был построен Введенский собор, стоит на правом берегу реки Вычегды.
У этой реки есть еще одно название, комяцкое, — Эжва. «Эж» означает «трава», «зелень», «луг»; «ва» — вода. Вот и получается такой интересный гидроним.
К концу XVII столетия Сольвычегодск терял значение, которое он приобрел в течение предыдущего века благодаря промышленникам Строгановым. Семья разрослась, и те ее представители, что по-прежнему цержали высокую марку предпринимательской деятельности, сосредотачивали интересы и других городах к весях большого Российского царства, их манили другие края. Впрочем. экономическая мощь города еще чествовалась. Неслучайно посол Петра Великого, проезжавший через Сольвычегодск в Китай, определил его как город «немалой, где многие богатые торговые и ученые художники, а паче серебряных дел мастера и токари…». Ну а в середине 1680-х огромные владения семьи объединил в своих руках Григорий Дмитриевич Строганов.УСТЮЖСКИЙ — СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ — Вычегодский край
В то же время в литературе можно встретить и определение «Сольвычегодский край». Например, его использовали О. В. Овсянников и М. В. Рождественская, некогда написавшие интересную статью «Сольыычегодский летописец как исгорико’архитектурный и географический источник». Есть еще более конкретным топоним: «Вычегодский край» — так несколько лет назад назвал область, ставшую отправной точкой деятельности Строгановых, историк М. Л. Ганлин. Любое из этих названий вполне применимо при описании земли Сольвычегодской.
Поселение на месте будущего Сольвычегодска возникло в стародавние времена, о которых мало что знают и давным-давно ничего не помнят. Некоторые знатоки писали об основании города еще в XIV столетии.
Второй монастырь, или у озера Соленого
Строгановы не только хотели иметь в своем родовом сольвычегодском гнезде собственный собор, но и мечтали о вотчинном монастыре. Обитель была заложена чуть поодаль от реки, на берегу озера Соленого. Она получила наименование Введенской, в воспоминание праздника Введения Богородицы во храм. Первая церковь на месте ныне стоящего каменного собора построена Яковом, Григорием и Симеоном Строгановыми, детьми родоначальника промышленной династии Аники,
30 августа 1565 года. Это была церковь «Введения Пречистой Богородицы, теплая, шатровая, с трапезой, с келарскою». По прошествии тридцати лет. в 1594 году, Никита Строганов, сын Григория Аникеевича, выстроил рядом два новых храма: во имя Всех Святых над монастырскими воротами и в честь Богоявления Господня под колокольней. Обе церкви соединялись пере- ходами. Через непродолжительное время в обители появился больничный храм с редким для того времени посвящением во имя иконы Пресвятой Богородицы «Грузинская».
Лихой 1613 год отметился и в истории Сольвычегодска. Поляки захватили город, разграбили его церкви и дома. Пострадал и Введенский монастырь. Но Строгановы не оставили свое детище, они заново снабдили обитель утварью, богослужебными принадлежностями, книгами. Жаловали они ему и недвижимое имущество. Например, к 1644? году за монастырем числилось 88 дворов «половничьих». Правда, в 1691 году их было только 76, «с которых сходило в царскую казну одних котошенных доходов по четыре алтына со двора». Но эта убыль, вероятно, была связана не с охлаждением Строгановых {величественный красавец-храм как раз строился в ли годы), а с естественной убылью населения в Сольвычегодске и его окрестностях.
В 1688 году Григорий Дмитриевич Строганой приступил к возведению кирпичного, украшенного белокаменной резьбой монастырского собора, который должен им ч «мен.г: ь * i |ч п —шую деревянную Введенскую церковь. Строительство велось несколько лет. Благословенная грамота на освящение нижнего теплого храма Богоявления Господня была дана уже в 1691 году, а верхний холодный престол Введения Богородицы во храм освятили только в 1712-м. Такая задержка во времени Хкийколокол. не без оснований объясняется историками тем, что Г. Д. Строганов мог потерять интерес к Сольвычегодску, сосредоточившись больше на других владениях.
После Строганова
Как бы то ни было, Введенский монастырь продолжал оставаться ктиторским для Строгановых, хотя они и сокращали постепенно участие в его поддержке. Настоятели монастыря играли заметную роль в общественной жизни Сольвычегодска первой половины XVIII века. Так, апреля 1723 года архимандриту Александру прислали указ, по которому «велено во всем Московском государство и у Соли Вычегодцкой во святых Божиих церквах прнходцких всяких чинов людей моление святыя иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Богоматери, пресвятой Богородицы, и всех святых в церквах не держати, опрочъ церковных казенных икон, и из церквей всякому чину приходским людям построенные святые иконы свои в домы свои вынести и в домех держать». Именно архимандрит Александр должен был контролировать претворение указа в жизнь.
Некоторые вехи из монастырской истории читаем у историка XIX века В. Попова: «В 1722 году при первой народной переписи за монастырем числилось 533 души мужескаго пола, земли было 298 четвертей и сена выставлялось 13 313 копен; в последнее время средства его несколько усилились присоединением к нему обители Коряжемской; но несмотря на то, он в сильном упадке. Настоятелями с основания до штатов 1764 года были здесь иногда архимандриты, иногда игумены. С rvroro времени монастырь включен в 3 класс на 81 ступень с игуменским настоятельством. И наконец в 1798 году утверждена здесь третьеклассная ярхимандрития. что продолжалось до сих пор, пока не был назначен сюда в 1864 году умерший ныне настоятель игумен Виссарион». Монастырь просуществовал до 1923 года. Двое его последних настоятелей были расстреляны.
Грузинский образ далекой Вычегды
Чудесным образом, несмотря на все трудности, которые испытал Введенский собор в «красном» XX веке, его замечательный иконостас и его иконы сохранились до наших дней. Отрадно, что уцелели не только образа, но и некоторые другие монастырские иконы, а также деревянная скульптура.
Старинный образ
Среди них — Богоматерь «Грузинская-Иерусалимская». Купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, было видение, что образ необходимо передать Красногорскому Пимежскому монастырю пол Архангельском. Для хранения святыни на средства Лыткина в обители построили церковь. Вскоре в монастыре начались чудеса от доставленной туда иконы. Слава о чудотворном образе стала быстро распространяться. Узнали о нем и в Москве, куда икона была привезена в 1654 голу.
Уже в XVII столетии с «Грузинской» стали делать списки. Если датировка списка из Введенского моснастыря правильная, а датируют се первой половиной XVII века, то эту икону следует признать одним из древнейших сохранившихся до наших дней списков чудотворного образа. Может быть, самым древним! Ныне Богоматерь «Грузинская» из Введенского монастыря находится в собрании Сольвычегодского историко-художественного музея.
Старинные скульптуры
В фондах Сольвычегодского музея также хранится несколько религиозных скульптур, некогда украшавших Введенский монастырь. Среди них вырезанные из дерева образы Господа Саваофа. Иисуса Христа (тип «Спас Полунощный»), святителя Николая. Мирликийского Чудотворца (тип «Никола Можайский»), евангелиста Иоанна из композиции «Распятие с предстоящими».
Полнофигурное изображение Бога Отца полувека! Деревям чает наибольшее расшВ«<даккол> пространение в русской скульптуре в XVIII— XIX вв. Эта выразительная иконография присутствует и в крупных храмовых образах. и в мелкой пластике. Группа полнофигурных изображений Саваофа, хотя и является довольно многочисленной, уступает в количественном исчислении другому иконографическому изводу Наибольшее распространение в русской скульптуре получило поясное его изображение. Монументальные вырезанные из дерева полуфигуры Саваофа с распростертыми руками устанавливались в навертим иконостасов. Большей частью эта композиция была представлена и провинциальных храмах».
Именно такой тип иконографии представляет Саваоф из Введенского монастыря в коллекции Сольвычегодского музея. Полуфигура Бога Отца выполнена безвестным мастером в XVIII столетии. Она вырастает из облаков с разведенными в благословении руками. Скульптура раскрашена. У Саваофа длинные седые волосы и средних размеров седая борода, одежды золотистые и серебристые. Кисти рук просто огромны, они явно не пропорциональны голове и торсу.
Барокко Снаружи по-сгрогановски
Введенский собор производит монументальное и торжественное впечатление. Он как будто взмывает в небо — настолько сильно вытянут в высоту его основной объем. Надо сказать, что триста лет тому назад это впечатление устремленности ввысь было еще больше: окружающая храм двухъярусная галерея являлась открытой, придавая зданию особое «воздушное» состояние. Завершают четверик пять главок, на них — позолоченные ажурные кресты. барабаны всех главок световые. У храма высокий подклет, с трех сторон, кроме восточной, его опоясывает галерея, заложенная в XVIII столетии. На западной стороне — удачно вписывающееся в пропорции постройки крыльцо.
В Соборе шесть престолов, по три на каждом из двух этажей. Главный престол собора — летний Введенский, кроме него на втором этаже располагаются теплый южный придел во имя Всех Святых и северный придел в честь иконы Божией Матери «Грузинская». На первом этаже размещались престолы в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских (центральный), во имя Богоявления Господня (южный) и во имя святителя Митрофания Воронежского (северный).
В наши дни престолы второго этажа действующие, первого — нет.
Нижний этаж — невысокий подклет, который использовался в XVIII веке, как утверждает свидетель той поры, сольвычегодский историк Соскин, в качестве хранилища: «Внизу под церковью кладовые палаты, а с трех сторон… притворы». Под притворами здесь подразумеваются галереи, в одной из которых находился Богоявленский престол. Точно также использовался подклет и в XX столетии, в советское время.
Особенность конструкции второго этажа — отсутствие центральных столпов, своды опираются только на несущие стены. В храме применена необычная конструкция сводов. Читаем о ней в советском путеводителе по Сольвычегодску из знаменитой «белой» серии (авторы Бочаров и Выголов.
Изюминка храма — его барочный иконостас, созданный в 1693 году под руководством мастера Оружейной палаты Григория Иванова. Иконостас сохранил иконы, написанные на холсте «дворовым человеком» Строгановых Стефаном Нарыковым.
Коряжма началась с… монастыря. В 1535 году монахи Павло-Обнорского монастыря Лонгин и Симон основали у впадения реки Коряжемки в Вычегду обитель в честь святителя Николая Чудотворца. Уже к 1567 году в монастыре было три храма: Никольский, Благовещенский и в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. Обитель разрасталась, приобретала земельные угодья, деревни. Появились поселения и непосредственно рядом с монастырскими стенами, а на Вычегде построили пристань. Накануне революции предприниматели Рябушинские купили в окрестностях будущего города участок земли с целью строительства здесь бумажной фабрики. Из-за революции этим планам не суждено было сбыться, но почин Рябушинских использовала, уже на новых основаниях, советская власть. В 1930-х годах здесь ведется строительство целлюлозного предприятия, заодно проводятся изыскания нефти, итогом которых станет обнаружение минеральной воды. Постепенно создаются и другие предприятия. Статус города Коряжма обретает в 1985 году.
Ансамбль Никольского Монастыря
Главное историко-культурное достояние Коряжмы — комплекс Никольской обители. К нему относятся: собор в честь святителя Николая Чудотворца с корпусом Архиерейских
палат, церковь Спаса Нерукотворного, колокольня, надкладезная часовня, частично сохранившаяся ограда с кельями и главными воротами.
Никольский собор строился в 1904—1913 годах на средства купца Хаминова; первоначально предполагалось освятить сто главный престол в честь основателя монастыря — Лонгина. Здание двухэтажное, кирпичное, имеет два престола: святителя Николая Чудотворца на первом этаже и преподобного Лонгина Коряжемского на втором. Архитектурный стиль постройки можно определить как эклектику с преобладанием русско-византийских черт, что для начала XX века являлось уже несколько архаичным. С востока к четверику храма примыкает апсида, с запада — Архиерейские палаты, которые возводились одновременно с собором. Общие размеры здания — 18 на 52 метра. После закрытия монастыря постройка использовалась под хозяйственные нужды, еще в 1990 е годы здесь размещались склад, холодильник, компрессорная установка. Восстановленный Никольский придел освящен 25 августа 1998 года.
Спасская церковь относится к числу трапезных храмов и является древнейшей сохранившейся постройкой обители. Выстроена она из кирпича на каменном фундаменте. Освящена в 1746 году. Ее отличают строгость форм и лаконичность убранства — типичный представитель северной архитектуры.
Сохранившаяся часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами, как и Никольский собор, выстроена в начале XX века. Колокольня и надкладезная часовня сооружены в 1990-е, в годы возрождения обители.
Природа и монументы
В Коряжме есть интересный природный памятник — Кедровая роща, посаженная монахами Никольской обители еще во второй половине XVII века. С годами деревья разрослись, и в начале XX столетия коряжемская кедровая роща стала самой большой на Европейском Севере, насчитывая к 1927 году более 400 кедров. «Стальной» XX век, в порыве индустриализации и решения задач по повышению показателей выпускаемой продукции, мало заботился о природе. Прежняя роща почти погибла, когда ей на помощь пришли вовремя объявленный статус памятника природы в 1979 году и целенаправленные действия местной администрации по охране и восстановлению посадок.
Самый необычный памятник Коряжмы — аэросани. В 2015 году в городе был установлен макет боевых аэросаней НКЛ-26, являющий знаком памяти о Котласском аэросанном военном училище, которое располагалось в Коряжме в годы Великой Отечественной войны.
Первый архиерей
Предыстория Введенского собора — рождение Введенского монастыря в Сольвычегодске — связана с именем архиепископа Никандра Ростовского, заметной фигуры в церковной и политической жизни России XVI столетия. По преданию, благословение на строительство Строгановыми монастыря было получено именно от владыки Никандра. Таким образом Никандр стал первым архиереем в истории Введенской обители.
В Никоновской летописи Никандр назван, ни много ни мало, троицким игуменом, однако ко времени его хиротонии настоятелем Троице-Сергиева монастыря уже являлся Иона Шелепин. Никандр действительно возглавлял обитель преподобного Сергия в течение двух лет и тринадцати недель, но было это несколько раньше времени возведения в архиерейский сан, около 1543—1545 годов.
Креститель царевича
Летопись Казанская свидетельствует о том, как Иван Грозный, возвращавшийся после победоносного похода на Казань в 1552 году и получивший весть о рождении наследника, назвал своего первенца: «И прииде православному царю неизглаголанная радость… яко дарова [Бог] ему сына, в прародителей его место, великаго князя Димитрия Ивановича, иже показа великую победу и одоления на безбожнаго Мамая за Доном». В одном из списков Софийской летописи указано еще определеннее: «…Родися ему [Ивану Грозному] сын, князь Дмитрей, в прародителя своего имя великого князя Дмитрея Ивановича Донского». Это единственное имянаречение в честь Дмитрия Донского среди его потомков XIV—XVI столетий, которое, безусловно, подтверждается источнику) ками. Весть о появлении
1 на свет первенца пришла к царю на полпути, под Владимиром, около 20 октября: царь выступил из Казани 11 октября, 13 числа он был в Свияжке,
29 октября — в Москве, перед этим заехав в Троицкий монастырь, чтобы воздать благодарственные молитвы
о рождении царевича. По всей вероятности, наследник родился в первой половине — середине октября, то есть незадолго до дня памяти Димитрия Солунского 26 октября. Имянаречение первенца Ивана Грозного могло опираться не только на желание дать ему имя в честь победителя Мамая — оно вполне удачно ложилось на давнюю практику наречения Рюриковичей, родившихся близко к памяти Димитрия Солунского. И вот такого младенца выпала честь крестить владыке Никандру.
Ходатай за БЛИЖНИХ
Макарий (Веретенников), архимандрит. Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени. (М., 2007).
А Успенский собор Московского Кремля. Здесь владыка Никандр участвовал в важнейших церковных мероприятиях Русского государства.
Последний игумен
Последним настоятелем Введенского монастыря был преподобномученик Леонид (Молчанов). В1918 году он отказался исполнять распоряжения советской власти, открыто назвав ее безбожной и не имеющей права вмешиваться в дела Церкви, за что был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 2007году отца Леонида причислили к лику святых.
Родина будущего мученика — деревня Захарово Старорусского уезда Новгородской губернии. Он появился на свет в крестьянской семье в 1872 году.