Дамаск и Булат
История дамасской и булатной стали неразрывно связана с развитием клинкового оружия. Булат и Дамаск изначально служили главным образом для изготовления сабельных клинков и мечей, хотя наиболее ценные образцы древкового и ударного оружия, а также доспехи нередко выполняли из некоторых сортов дамасской и булатной стали.
Дамасская сталь или, «демешковая», как её именовали русские оружейники XVII столетия, представляла собой по сути дела результат филигранной работы кузнеца. Мастер сваривал и много раз проковывал чередующиеся слои высоко- и низкоуглеродистой стали, и на поверхности металла появлялся разнообразный фактурный узор. Так получалась качественная сталь с великолепными прочностными и режущими свойствами. С древнейших времён подобная сварочная сталь распространялась по европейским странам из крупнейшего производственного и торгового оружейного центра — Дамаска (отсюда и пошло одно из самых известных её названий).
Дамасские клинки всегда ценились очень высоко, поскольку их изготовление относится к трудоёмким производствам, требующим большого мастерства и профессиональных навыков. Не случайно со временем дорогой дамасский клинок даже стали имитировать, нанося узор на поверхность металла методом гравировки или травления.
Это оружие относят к первым известным ятаганам Нового времени, несмотря на то, что у рукояти нет характерного для ятаганов раздвоения, так называемых ушей. Клинок имеет небольшой изгиб внутрь, конец выгнут наружу, заточка клинка нанесена на внутреннюю частью. На клинке находитесь подпись мастера — Ахмеда Текелю. Учёные предполагают, что Текелю в числе 1000 кызыбашских (иранских) мастеров был вывезен султаном Селимом 1 из Ирана в Тебриз в 1514г. Ятаган богато украшен: на клинке нанесена рельефная резьба и золотая насечка с изображениями дракона, растительного орнамента, а также арабская надпись, содержащая титулы султана Сулеймана. Рукоять сделана из слоновой кости и декорирована мелкими гравированным черневым растительным орнаментом, затем золотой насечкой и золотыми накладками, включающими китайские мотивы — облака(«чи»). В золотых гнёздах помещены маленькие рубины, хранятся ятаган в Стамбуле во дворце Топкапы.
Славу восточному оружию принёс легендарный металл — булатная сталь, даря булату восточные оружейники смогли создать практически идеальный клинок, обладающий непревзойдённой твёрдостью, высокой стойкостью и остротой, безупречной упругостью и прочностью. Про необычайные возможности булата рассказывает легенда о посещении королём Ричардом Львиное Сердце султана Саладина. Когда владыки заспорили, чьё оружие лучше-европейский меч или восточная сабля, — Ричардс одного удара перерубил окованное железом рыцарское копьё, а Саладин, бросив на лезвие своей сабли шёлковый платок, дунул на него, и платок распался на две половины. Тогда Ричард, положив друг на друга пять железных щитов, одним ударом разрубил их. Саладин предложил то же самое проделать с диванной подушкой. От удара мечом подушка отлетела, но осталась невредимой. Саладин же подбросил её в воздух и, прежде чем она коснулась земли, дважды рассёк своим булатным клинком.
В отличие от Дамаска булат — это литой сплав железа с углеродом. Поверхность булатной стали имеет природный узор, который является не результатом технологических операций, а отражает внутреннее неоднородное строение металла. Удивительная твёрдость и упругость булатной стали обеспечиваются чередованием сравнительно мягких участков металла с твёрдыми.
«„Калёные сабли», „калёные стрелы» являются постоянными эпитетами оружия … Харалужные мечи, копья, цепи, а однажды в качестве метафоры и харалужные сердца витязей упоминаются в „Слове о полку Игореве»… Существует своеобразный способ закалки оружия: раскалённый выкованный клинок, поставленный лезвием вперёд, вручается всаднику, который гонит коня с возможной быстротой. При этом пламенный, харалужный клинок закаляется в воздушной струе, причём лезвие, охлаждаясь больше, было твёрже, а обух сохранял большую вязкость, что в целом давало идеальные качества клинка».
Б.А.Рыбаков. «Ремесло древней Руси»
Слово «булат» ведёт происхождение от персидского «пулад», что значит сталь.
Родиной булата считают Индию. Оттуда литая булатная сталь — вутц в виде «хлебца» или «лепёшки» — попадала в Иран, Турцию, на Кавказ, в Россию — страны, где умели ковать булатные слитки. В Индии и Персии, в зависимости от способа и места изготовления, существовало несколько десятков сортов булата, которые различались характером и величиной узоров. К высшим сортам индийского и персидского булата относились табан («блестящий»), каратабан («чёрный блестящий»), хоросан (от названия провинции в Персии). Они отличались сложным рисунком, состоящим из повторяющихся групп гроздевых фигур, принимающих разнообразные формы и образующих сетчатый и коленчатый узоры, чётко выступающие на тёмном грунте с золотистым отливом.
Русские мастера прекрасно разбирались в разных сортах булата. Сабельный клинок даже без рукояти и ножен имел огромную ценность и наряду с изделиями из золота и серебра входил в число посольских даров. Очень высоко ценились турецкие и иранские клинки, выполненные из «красного булата». Многочисленные источники свиде-тельствуют о неподдельном интересе русских царей к булату. Еще в 1593 г. посол князь Андрей Звенигородский, отчитываясь царю Фёдору Ивановичу посещении сокровищницы иранского шаха Абасса I, писал: « … шеломы и шапки и зерцалы булатные, навожены золотом, и панцири … то делают в нашем государстве, а булат хороший красны выходит к нам из Индийского государства, а панцири добрые из черкас». В 1662—1666 гг. русским послам в Персии Милославскому и Нарбекову по указу царя Алексея Михайловича следовало приобрести большую партию оружия. В неё входили, кроме панцирей, зерцал (металлические доспехи из двух половинок) и наконечников для копий, 100 сабельных булатных полос, а также различные сорта булата в слитках 20 пудов «булату красного самого доброго» и 20 пудов «булату синего. Было поручено подрядить и нескольких мастеров-оружейников, «которые бы умели булатные и железные сабли заваривать доброю кизылбашского и черкасского заваркою».
На иранских клинках достаточно часто наносилось изображение магического квадрата, который назывался «бедух». В каждой из четырёх частей квадрата находились счастливые числа, либо буквы б, д, у, х — символ благожелания владельцу клинка.
К сожалению, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что русте мастера XVII в., овладев искусством ковки булата, могли и получать булатные слитки. Большинство исследователей считают, что этот секрет остался для русских оружейников неразгаданной тайной. Однако сохранился уникальный памятник русского оружейного искусства — сабля клинком, выполненная в 1616 г. мастером Оружейной Московского Кремля Нилом Просвитом.
Лишь в 1841 г. была опубликована работа инженера-металурга из Златоуста Г1. Г1. Аносова «О булатах». Выдающемуся , русскому учёному удалось получить сталь, по свойствам и внешним признакам аналогичную высшим сортам древнего восточного булата.
Кристалл железа, названный «Кристалл Чернова», представляет физическую структурную составляющую булатной стали (вид сбоку; около 1/3 натуральной величины).