Пострижение в историки Знаменский собор Курск
Знаменский собор в Курске строился одновременно с «открытием» книги: «История государства Российского», созданной Н. М. Карамзиным.
Вот основные «биографические» вехи «Истории государства Российского»: в 1803 году Карамзин получил официальное звание историографа, обеспечивавшее ему необходимое для спокойной работы «содержание»; в 1816 году (год закладки Знаменского собора) началось печатание первых восьми томов, завершившееся в 1818 году; в 1826 году (год освящения Знаменского собора) Никилай Михайлович скончался, оборвав двенадцатый том на полуслове — «Орешек не сдавался…»; повествование было доведено до эпохи русской Смуты.
К своему великому труду Карамзин был подготовлен всем опытом предшествовавшей жизни; в 1803 году, когда он, по слову князя П. А. Вяземского, «постригся в историки», у него за спиной оставались раннее внимание к «знакам минувших столетий», увлечение масонством, большое путешествие по Европе, запечатленное в «Письмах русского путешественника», которые открыли жанр, не виданный в отечественной словесности, издание первого русского литературного журнала, формирование отечественного сентиментализма, знаменующего победу «сердца» над «разумом», наконец создание русского литературного языка, на котором заговорила эпоха…
Еще в «Письмах русского путешественника» Каралмип сетовал на отсутствие «хорошей российской истории, то есть писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием» — в конце концов он-то ее и написал: именно «с благородным красноречием», временами, впрочем, стилизующим древние летописи, и с удивительным по тем временам погружением в «источники», где только не добываемые — и в архивах, и в частных собраниях, и у случайных людей: на это уходили почти все карамзинские средства.
Случилось чудо: русская история в исполинском труде Карамзина ожила и заговорила, она оказалась интересной, да что там — она просто «оказалась»!
События эпохи
1814 Вступление в Париж русских войск.
1815 Открытие Венского конгресса. Создание Священного союза.
1816 Начало строительства нового Знаменского собора в Курске.
1818 Организация тайного «Союза благоденствия» в России.
1819 Испания передает Флориду Соединенным Штатам Америки. На карте мира появляется государство Колумбия.
1821 Начало революции в Греции.
1822 Бразилия становится независимым государством.
1825 Роберт Оуэн организует социалистическую общину в США. Восстание декабристов в Петербурге.
1826 Освящение Знаменского собора в Курске.
1612 году, осаждаемые польским войском, защитники Курской крепости дали обет в случае спасения возвести здесь церковь. У названии церкви уже упоминается чудотворная икона Божией Матери, обретенная в окрестностях Курска в конце XIII века и в то время пребывавшая в Москве.
В 1631 году монастырь сгорел от удара молнии, однако быстро отстроился — правда, ненадолго: в 1634 году, в ходе русско-польской войны, его сожгли поляки. Казалось бы, такое начало жизни не предвещало храму ничего доброго, но Пресвятая Богородица, чей чудотворный образ пребывал в обители, не оставила ее своей помощью: все устроилось — не слишком быстро, а все-таки устроилось. В 1649 году царь Алексей Михайлович приказал строить в монастыре каменный собор, прислав для этого каменщиков из Москвы.
Сто лет новый собор верой и правдой служил курянам, претерпев между тем несколько серьезных перестроек.
Первый звоночек «к отходу» для него прозвенел в 1782 году, когда Екатерина II утвердила регулярный план Курска, согласно которому предстояло «правильно» застраивать город достойными зданиями — при том, что его центр выпало обозначать именно Знаменскому собору. Прежний, достаточно скромный храм для такой роли не годился, однако простоял еще более тридцати лет. Ветхие монастырские постройки, окружавшие собор, безжалостно сносились; до него же руки дошли только в 1810-х годах — да и то по причине вынужденной: в стенах появились трещины, с потолка стала сыпаться штукатурка, и по исследовании выяснилось, что фундамент храма «поплыл».
В 1815 году пришедшее в негодность здание разобрали.
Строительство нового каменного собора, замысленного как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, заняло десять лет: его возводили с 1816 по 1826 год. Кто был автором проекта, не известно. Руководил строительством архимандрит Палладий (Белевцев): сохранились напутствия, с которыми его провожали в деловую «командировку» в Петербург архиепископ Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) и курский губернатор А. И. Нелидов, — речь в них шла о необходимости «сыскать искусного архитектора». Некоторые курские краеведы предполагают, что таковым стал известный зодчий А. И. Мельников, знакомый нам по рыбинскому Спасо-Преображенскому собору (выпуск 96), однако документальных подтверждений тому до сих пор не найдено.
Строительные работы обошлись Курской епархии в 600 ООО рублей, огромную по тем временам сумму, часть которой предоставили благотворители. В январе 1826 года собор был торжественно освящен.
Оборона Курска в 1612 году
Основные сведения об осаде Курска поляками в 1612 году почерпаются из «Повести о граде Курске», известной в нескольких редакциях, самая полная из которых составлена, вероятнее всего, в 1660-х годах.
Причиной Божьей кары этот источник называет неразумие курян, не пожелавших прислушаться к велению церковных властей поститься три раза в неделю, как то было указано в чудесном видении некоему нижегородцу Григорию и как сочли нужным делать «по приговору всей земли Русской» жители поволжских городов. И наказание не замедлило воспоследовать.
В начале 1612 года польское войско, усиленное казаками, ворвалось в Курск и в мгновение ока разгромило посад, убивая всех подряд — и старых, и малых. Воевода Юрий Татищев с оставшимися в живых защитниками Курска отступил в крепость, выстроенную на высоком холме над рекой Тускарью, но не удержался и там, скрывшись в ветхом «малом остроге». Несколько недель подряд поляки практически без перерыва штурмовали острог, одмако безуспешно — теплые молитвы и мужество курян оказались сильнее ярости нападавших; тем ничто не помогало — ни превосходство в силе, ни недостаток воды и пищи в остроге, ни перебежчики, открывавшие полякам замыслы оборонявшихся (этими перебежчиками, увы, оказались священник Спасской церкви и его попадья).
Стоявшие насмерть куряне искупили свою вину перед Богом, и однажды зимним утром пушкарь Иван Москвин, несший дежурство на Пятницкой башне, увидел на стене крепости Божию Матерь с двумя ангелами. Это явление еще более укрепило дух защитников, воевода поднялся на стену с образом Богородицы, за ним последовали изможденные воины, и, преклонив колени, они соборно совершили молитву. Поляки, узнав о случившемся, предпочли снять осаду и убраться восвояси.
Дом чудотворный
Средоточием жизни в Знаменский собор Курск (да и всего Знаменского монастыря) всегда оставалась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери. К ней устремлялись тысячи богомольцев, с нею устраивались знаменитые на всю Россию крестные ходы, ее берегли как зеницу ока.
Знаменский собор освящали, когда в нем еще продолжались отделочные работы. Отчего такая спешка? Причина была проста и печальна: в январе 1826 года из Таганрога в Петербург следовал траурный поезд с телом почившего императора Александра I, и принять его местным властям хотелось уже в новом грандиозном храме. Вот и торопились. Успели.
Строительная история
Выглядел собор по освящении совсем не так, как сегодня. Он был кубическим — с запада его украшал портик. Вскоре здесь появилась обширная трапезная с двойной колокольней; на северной ее башне имелись часы. Был тогда собор двухэтажным — над трапезной устроили трехпрестольную церковь, позднее упраздненную.
В 1830-х годах изменился статус Знаменского монастыря. Существовавшая с 1667 года Белгородская и Обоянская епархия с центром в Белгороде, к которой относился Курск, была реформирована еще в конце XVIII века: в 1787 году ее переименовали в Белгородскую и Курскую, а в 1799 году центром ее назначили быть Курску. Однако кафедра оставалась в Белгороде до 1833 года, когда все-таки «переехала» в Курск; Знаменский монастырь, получивший второй класс при учреждении штатов в 1764 году, после этого преобразовали в Архиерейский дом. Правда, такое положение сохранялось недолго — в 1854 году монастырь возобновили, уже в качестве первоклассного, под управлением архиерея и с учреждением должности наместника.
Сразу же по возобновлении обители Знаменский собор подвергся реконструкции, в ходе которой заложили кирпичом северный портик, протянув от него в сторону Красной площади, к ограде, галерею; еще одна галерея, с запада, соединяла храм с архиерейскими покоями. Была и третья — от трапезной.
Покушение
Ночью 8 марта 1898 года в Знаменском соборе прогремел взрыв. С террором Россия к тому времени успела близко познакомиться, но своими целями он, как правило, избирал политические фигуры, на народные святыни еще никто тогда подобным образом не покушался.
Лишь спустя три года полиция случайным образом вышла на преступников. Организатором взрыва оказался курский реалист Анатолий Ефимцев, помогали ему два товарища. Ефимцев с охотой давал разъяснения — ни к какой партии не принадлежит, крови не хотел, а хотел, чтобы люди задумались о социальном неравенстве, которое бросалось в глаза во время крестных ходов с иконой и Корейской ярмарки. Вот и изготовил бомбу… Было ему в 1898 году 18 лет.
Ефимцев после отбытия пятилетней ссылки в Акмолинске вернулся в Курск и позже получил известность как талантливый изобретатель. В его активе — и многие безделки вроде машины для механического изготовления пельменей или электрического пера для копирования, и весьма серьезные вещи: сфероплан (самолет с круглым крылом), ветродвигатель и пр.
Любопытно, что оба его подельника после чуда спасения Коренной иконы уверовали в Бога. Уфимцев же так и остался атеистом.
Знаменский собор посещали все императоры после Александра I, время от времени наезжавшие в Курск (так, Александр II был здесь четыре раза, а Николай II — дважды).
Под псевдонимом «Октябрь»
Советская эпоха доставила Знаменскому собору немало скорбей.
В годы Гражданской войны он лишился своей главной святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; ее забрали с собой священнослужители, ушедшие с отступающей Белой армией; позже чудотворный образ оказался в США (об этом — в следующем разделе).
Но это было только начало крестного пути. Знаменский монастырь большевики упразднили в 1924 году, однако официально зарегистрированный Знаменский приход, в ведении которого оставался собор, просуществовал до 1932 года. После ликвидации прихода храм принялись методично обезображивать — исчезли боковые главки, была разрушена парная колокольня, исчезла ограда… Хотели избавиться и от купола, но вот одна из советских странностей — местная и центральная пресса принялась яростно критиковать эту идею, и купол оставили в покое.
Весь этот вандализм прикрывался «красивым» планом — превратить «очаг мракобесия» в «очаг культуры». А именно: бывший собор задумали преобразовать в звуковой кинотеатр, который — под идеологически выдержанным названием «Октябрь» —и открылся в здании в сентябре 1937 года.
На этом злоключения собора не кончились. Отступая в 1943 году из Курска, фашисты подожгли храм, вследствие чего оказалась уничтожена вся внутренняя отделка, рухнули перекрытия и сильно пострадал купол. После освобождения города советскими войсками в соборе размещался склад, потом содержались военнопленные, потом его передали электрозаводу, который чего только не натолкал в храм, отличавшийся немалыми размерами, — и штамповочный цех, и цех пластмасс, и кузницу, и литейный участок… В 1948 году завод вернул здание городу, и храм принялись в очередной раз перестраивать в целях возобновления кинотеатра.
Реконструкция длилась восемь лет. В основной части собора появился фальшивый купол, опирающийся на двенадцать железобетонных колонн; по окружности устроили две массивные полукруглые лестницы на второй этаж. Кинотеатр сделали двухзальным: «Красный зал» размещался в трапезной на первом этаже, «Зеленый зал» — на втором этаже. В главном четверике было фойе; в алтаре оборудовали эстраду. На стены водрузили картины с изображениями партсъездов, крейсера «Авроры» и трудовых свершений. В общем, такой «советский шик» с колоннами и лепниной.
Такого вида храм простоял до новейшего времени. В 1992 году Знаменский собор был возвращен Церкви, которой теперь предстояло его перестраивать «в обратную сторону».
Коренная
Почти век уже Курская Коренная икона Божией Матери, драгоценная русская святыня, находится вне пределов России. Горько думать об этом, но нельзя не признать, что на протяжении XX века этот образ исполнял важнейшую миссию — он вел ко Христу чад России и Русской Церкви, «в рассеянии сущих».
В Знаменском соборе ныне пребывает немало святынь. Среди них — иконы с частицами мощей: святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Амвросия Оптинского, блаженной Матроны Московской, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Но мы в этом разделе будем говорить не о них, а о главной святыне дореволюционного Знаменского собора — той, которой он теперь лишен и о которой в наши дни напоминает лишь чтимый список.
Истина превыше всего
Это история началась очень давно — на исходе XIII столетия.
Правда, автору предъявлялись и претензии. Так, купивший для своего собрания эту работу Павел Третьяков раздраженно заметил, что в ней «нет ни одного приятного лица». «Для меня истина превыше всего
на свете, — отвечал ему Репин.
Третьяков был, конечно, несправедлив в своей оценке. Достойных лиц на этой картине хватает. Чего стоит хотя бы буквально «летящий» над землей калека-горбун, истово верящий в чудесное исцеление. Наброски к полотну показывают, как менялось лицо этого героя в процессе работы. Если поначалу Репин придавал ему выражение муки и страдания, то к финалу оно очевидным образом «одухотворилось», явившись еще одним доказательством того, что в убогом теле часто живет нежная и ранимая душа. Серьезны и истовы в своей вере празднично одетые крестьяне, несущие украшенный лентами фонарь. Да и батюшка с кадилом, облаченный в праздничную рясу, необыкновенно хорош.
В Курске Коренная икона мирно пребывала до конца XIX века, до того самого взрыва, о котором мы уже рассказали. А спустя двадцать лет империя рухнула, рухнула вся русская жизнь, что отразилось и на судьбе чудотворной. В 1918 году образ и список с него среди бела дня были похищены из Знаменского собора. В Курске тогда хозяйничали большевики, и поиски иконы велись вяло.
Плывущий над городом
Знаменский собор — архитектурный, как мы надеемся, смысловой центр Курска. Таким он, собственно, и задумывался — иначе зачем такая громадность, такая торжественность постройки? Расположенный на скрещении двух главных курских улиц, по сию пору носящих не слишком приятные имена Ленина и Дзержинского, на площади, неслучайно названной Красной, храм определяет собой городскую среду, как бы стягивает ее на себя. Его значение легко уяснить, если мысленно представить, что собора на этом месте нет, нет вообще или вместо него высится какой-нибудь «торгово-развлекательный центр»(да что угодно, хоть каланча!), — и всё, город в этом случае на глазах расползается в аморфную массу.
Немалую роль в формировании именно такого образа Знаменского храма играет тот стиль, в котором он построен. Перед нами — почти канонический образец зрелого классицизма, «классицизм как он есть», без гибридных вкраплений и искажений. Три части здания следуют одна на другой: основной четверик, представляющий собой в плане классический крест, йотом «долгая» трапезная it наконец колокольня, поставленная на отдельном фундаменте в северо-западном углу. Впрочем, к колокольне как раз есть вопросы.
Знаменская колокольня
Колокольня — это «новация-, появившаяся в холе восстановления собора в 1990—2000-х годах. Изначально она была другой — двухбашенной, причем колокольные башни стояли прямо на крыше трапезной, вырастали из нее; по этой не вполне обычной колокольне многие из тех, кто писал
о Знаменском храме, определяли его генеалогию, возводя ее к Троицкому собору Александро-Невской Лавры — еще одному несомненному образцу архитектуры классицизма.
Знаменская колокольня была уничтожена в 1930-х годах, а в новейшее время возродили лишь се северную «половину», поставив ее при этом не на трапезной, а рядом с храмом. Критиков такого решения хватает, но оно диктовалось но принципиальными эстетическими соображениями, а причинами исключительно утилитарного характера.
В остальном — классика: три шестиколонных портика коринфского ордера, коринфские полуколонны, украшающие стены трапезной и алтарной апсиды, выверенные пропорции, легкость, при всей огромности, строения, большие окна, изысканный декор. Отметим кстати, что если сам собор выстроен из кирпича, то его декоративные элементы выполнены из знаменитого мячковского камня, добываемого в подмосковном Мячкове по меньшей мере с начала XIV века.
Над основным четвериком собора поднимается мощный световой барабан, украшенный полуколоннами и увенчанный куполом параболической формы. Форма эта — плод перестройки храма в 1950-х годах; изначально купол был полусферическим. По бокам в 2000 году восстановлены четыре главки, разобранные в 1930-х годах.
Прямоугольная в плане (вытянутая по оси «восток — запад») колокольня имеет два яруса. Первый ярус завершается полукруглыми фронтонами, что многим не нравится; критики утверждают, что эти фронтоны диссонируют с треугольными фронтонами портиков. Из четырех проемов яруса звона два (северный и южный) сделаны прямоугольными, а два (восточный и западный) — арочными. Венчает колокольню «петербургский» шпипь с крестом.
Портики на мощных основаниях, с лестницами, шестью колоннами коринфского ордера и треугольными фронтонами, устроены с севера, юга и запада; они обозначают собой три входа в собор. Обычно главным входом является западный, однако в Знаменский собор основная гласса людей попадает через северный, что вполне естественно — он находится со стороны Красной площади.
В стенах трапезной прорезаны два ряда окон; нижние, прямоугольные, окна, имеющие большие размеры, относятся к первому этажу. а верхние, квадратные, — ко второму. Первый этаж украшен рустом, стена второго этажа — гладкая; тем самым обозначена межэтажная граница. Между окон поднимаются полуколонны коринфского ордера.
От дореволюционного внутреннего убранства Знаменского собора к моменту его передачи Церкви ничего, увы, не сохранилось — все пропало в ходе советских перестроек и в устроенном фашистами в 1943 году пожаре. А полюбоваться было чем — взять хотя бы сложнейший чугунный иконостас.
над которым петербургские литейщики трудились восемь лет: заказали его а 1824 году, а установили в соборе лишь в 1832-м. Нынешний иконостас. впрочем, почти в точности повторяет тот, дореволюционный. Вообще, мастера, занимавшиеся восстановлением интерьера соборного храма, постоянно сверялись со старыми фотографиями и чертежами, стремясь по возможности повторить утерянное богатство. И в центральной части храма им это во многом удалось сделать.
А вот вид трапезной изменился. Собственно, с трапезной. если попадать в храм «правильно», то есть с запала (чего, правда, никто сейчас не делает — все идут с севера, прямиком в главный четверик), и начинается знакомство со Знаменским собором. Она имеет два этажа, вверху устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Державной». Нижний лаж кажется приземистым, что собору идет даже на пользу: тем самым более отчетливо оттеняется высота центральной части. При этом трапезная «не давит», она вполне просторна и гармонична, ее протяженность как бы приглашает, ведет посетителя дальше, в основной четверик, к главным святыням храма.
Трапезная
В трапезной поставлены два ряда мощных пилонов, между которыми перекинуты арки. Кессонный (то есть поделенный на объемные фрагменты) потолок украшен богатой лепниной: трапезная предстает этаким достойным «предисловием» к ведущей теме, которая с полной силой звучит под центральным куполом. перед иконостасом.
И как же здесь все изменилось по сравнению С 1990-ми годами! Разобраны закрывавший барабан фальшивый купол и поддерживавшие его столбы: убраны полукруглые лестницы на второй этаж; пространство раздалось вширь и вверх, стало легким.
«пластичным», «текучим». Очень светло — благодаря множеству огромны окон, и в стенах, и в подкупольмом барабане. Взгляд блуждает, останавливаясь то на одной детали, то на другой, очаровывается. С севера и юга освящены приделы, облицованные гранитом; над ними парят хоры. Стены, арки, основание барабана украшены лепниной;росписи верхних частей стен иллюстрируют евангельскую историю.
Расписаны и барабан с куполом: в барабане, меж окон, мы видим изображения ветхозаветных пророков Иеремии. Исаии. Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илии; в нупиле — в окружении нескольких десятков русских святых восседает на троне Божия Матерь. Под куполом — позолоченное паникадило весом в две с половиной тонны.
Оформление интерьера выполнено с тактом и вкусом, что и не мудрено, ведь им занимался коллектив петербургских художников, прежде работавших над оформлением возрожденного в 1990-х годах московского храма Христа Спасителя.
Цифры и факты Знаменский собор, Курск
В длину Знаменский собор простирается почти на 77 метров, ширина основного четверика — около 32 метров, высота — 48 метров. Диаметр центрального купола — 20 метров. Толщина стен здания у основания — почти шесть метров.
В 2003 году на колокольню было поднято одиннадцать колоколов, отлитых на Урале.
Их общий вес — почти три тонны; «набольший» из колоколов тянет на 1380 килограммов. Впрочем, до революции все было гораздо серьезнее — самый мощный из тогдашних десяти колоколов весил 16 тонн и гремел так. что его голос слышали в Коренной пустыни, то есть в тридцати километрах от Курска!
В поисках старого Курска
Структура центральной части нынешнего Курска определяется двумя его главными улицами — Ленина и Дзержинского, — появившимися еще при первоначальном устроении города. Ко второй половине XVIII века они обросли массой кривых и тесных уличек и переулков, совершенно произвольно застраиваемых деревянными жилищами. Неудивительно. что в этой ситуации Курск то и дело страдал от опустошительных пожаров. Это была беда, впрочем, не одного Курска, а всех тогдашних русских городов.
С восшествием на престол Екатерины II было решено бороться с этой напастью «регулярным» формированием городской среды и постепенной заменой деревянных построек каменными. Уже в конце 1762 года начала свою работу Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы. Название это, впрочем, не отражало широты ее деятельности — по сути, эта Комиссия занялась всеми городами Российской империи. К 1787 году она подготовила регулярные планы для 416 городов — из 497-ми существовавших на тот момент.
До Курска очередь дошла в 1782 году — после пожара, превратившего годом ранее город в груду пепла. Регулярный план его застройки сохранял направление имевшихся двух главных улиц, встречавшихся почти под прямым углом возле Знаменского монастыря, — Херсонской (ныне Дзержинского), которая тянулась от центра на юго-запад, в сторону Харькова, и Московской (ныне Ленина), шедшей, как нетрудно догадаться. на север. Но при этом предлагалось полностью застроить их каменными зданиями, а вокруг них разбить прямоугольную сетку достаточно широких новых улиц. Так был создан новый Курск — с двумя главными районами, сформированными вокруг Московской и Херсонской улиц, центром, обозначенным Знаменским монастырем и Красной площадью, и пятью окраинными слободами.
Многого время не пощадило. Особенно постарался в деле разрушения старой городской среды XX век: безжалостно громили прежнюю застройку большевики с их не всегда разумных «планов громадьем»; страшные раны нанесла городу и Великая Отечественная война. Впрочем, кое-что (да и немало!) осталось — на центральных и прилегающих к ним улицах. Сегодня мы побродим по ним. Но, прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по Курску, задержимся возле Знаменского собора.
Внутри Знаменского монастыря
Знаменская обитель ныне пребывает в странном состоянии. Все основные монастырские постройки сохранились, однако существуют они в каком-то диком контексте.
Но — по порядку.
К западу от Знаменского собора стоит двухэтажное здание бывших архиерейских келий. Строились они одновременно с соборным храмом — и, разумеется, в стиле классицизма: с неизбежным фасадным портиком, первым этажом, украшенным рустом, и ризалитом. Во втором этаже архиерейского дома размещался глава Курской епархии, в первом —наместник Знаменского монастыря. Любопытно, что это образцово классицистское здание включило в себя фрагмент бывших настоятельских покоев XVII века. В 1850 х голах с восточной стороны появилась пристройка, в которой освятили домовую Трехсвятительскую церковь.
В 1927 году в здание въехал Краеведческий музей, который пребывает в нем по сию пору. Подчеркнем: музей — не советского рождения; его открыли в 1905 году в память о посещении (первом, было и второе) Курска императором Николаем II.
К югу от Знаменского собора находится еще один монастырский храм — Воскресенский. Его освятили в 1875 году — в память о городском Воскресенском соборе, стоявшем на Красной площади и разобранном в 1788 году в ходе переустройства города согласно регулярному плану 1782 года. Стилистически — чистейшей воды эклектика, но эклектика весьма качественная.
В плане храм представляет собой крест; увенчан он широким световым барабаном с низким, «приплюснутым», куполом (привет Византии!). До революции Воскресенская церковь поражала воображение современников своим богатым убранством. Ее внутренние стены были отделаны мрамором и расписаны; иконостас тоже был мраморным, царские врата изготовили из серебра.
В советскую эпоху Воскресенский храм закрыли одним из первых в Курске; возвратили его верующим в 2003 году. Последним «светским» собственником постройки являлся Курский электроаппаратный завод, и вот его-то мы и имели в виду, говоря о диком контексте. Дело в том, что все бывшие монастырские постройки — и возвращенные Церкви, и исполняющие культурные функции — располагаются в тесном окружении производственных помещений этого завода, основанного в 1945 году.
Смотрится такой симбиоз страшно и нелепо; кажется, Курск — это единственный областной центр (из древних городов), в сердце которого, прямо на том месте, где некогда стояла Курская крепость, а позже был устроен славный на всю Россию монастырь, до сих пор действует завод. Во всяком случае, нам подобная картина нигде больше не встречалась. И с этим отцам города нужно что-то срочно делать — ведь не в каменном веке живем.
По улице Сонина
От Знаменского собора (с северной его стороны, обращенной к Красной площади) поворачиваем направо (по левую руку остается парк имени 1 Мая, наследник дореволюционных Дворянского и Купеческого садов) и идем по улице Сонина, бывшей Верхне-Набережной, которая, спускаясь, круто загибает вокруг бывшей территории Знаменского монастыря.
Справа — советское здание, принадлежащее электроаппаратному заводу и построенное на месте первого здания присутственных мест; оно плавно переходит во второе здание присутственных мест, возведенное в конце 1880-х годов (теперь это тоже заводское помещение).
На его оконечности — чрезвычайно любопытная деталь: сохранившийся фрагмент монастырской стены с башней. Каменной оградой с башнями обитель обзавелась во второй половине XVII века — «коштом воинства, Белгородские границы защищавшего».
Спустя век ограда пришла в полную ветхость — северная стена, в которой были устроены монашеские кельи, накренилась и грозила паденьем. Ее разобрали в первую очередь, потом исчезли и другие участки — за исключением вот этого, южного, с башней, представляющей собой ныне памятник архитектуры и бережно реставрируемой. Реплика «в сторону» — по своему стилю башня эта все-таки более похожа на постройку XVIII столетия, а не XVII-ro. Собственно, путеводитель 1902 года как раз и называет 1780-е годы в качестве даты ее появления на этом месте.
Чуть далее по ходу нашего движения — арка с изображением Курской Коренной иконы Божией Матери; этот памятник работы известного скульптора В. М. Клыкова открыли в сентябре 1995 года, в честь 700-летия обретения чудотворного образа на берегу Гускари. Отсюда открывается великолепный вид на Стрелецкую слободу с барочной Никольской церковью, раскинувшуюся за рекой.
На другой стороне улицы — еще одна примечательная постройка: бывшее здание Дворянского собрания, одно из самых нарядных и выразительных в Курске. Построено в 1877 году в формах эклектики, сочетающих ренессансные и барочные элементы. Возводилось оно на пепелище — прежде на этом месте находились здания Благородного собрания и театра, в котором, к слову, выступал знаменитый М. Щепкин. В 1875 году оба здания сгорели.
Пожары, увы. не миновали и новую постройку — в 1892 году огонь ее сильно повредил; в сущности, после него сохранилась лишь ее коробка. Быстро восстановленное, здание получило роскошные интерьеры. Были продолжены и культурные традиции, заданные некогда погибшим в пламени театром, — в концертном зале Дворянского собрания пели Ф. Шаляпин и Н. Плевицкая.
После революции известных артистов сменили известные большевики — зал этот видел в своих стенах выступавших тут Троцкого, Подвойского. Бухарина, Калинина… По окончании Великой Отечественной войны здание представляло собой руину, в таком виде оно простояло до 1960-х годов, когда наконец подоспела очередная реконструкция. В приведенном в порядок бывшем Дворянском собрании тогда разместился Дом офицеров. Ныне оно «полифункционально»: гарнизонный военный суд соседствует в нем с планетарием и Военно-историческнм музеем Курской битвы.
В стороне, за забором электро-аппаратного завода, вытянулась некогда самая длинная постройка дореволюционного Курска. Чтобы представить ее в прежнем виде, потребуется совершить в воображении некоторую операцию, а именно: убрать четвертый этаж и угловую башню с высоким шпилем. Если мы все сделаем правильно, то увидим перед собой мужскую гимназию, построенную в 1836—18-М годах. Первоначальный проект здания рассматривал лично Николай 1 и отправил его — с собстисныымн архитектурными соображениями! — на доработку А.П. Брюллову, брату -великого Карла», автора «Последнего дня Помпеи». 11осетив Курск в 1842 году, император остался весьма доволен почти готовым зданием. Теперь в нем — цеха электроаппаратного завода.
Самое старое здание Курска?
Покончив с ближайшими окрестностями Знаменского монастыря и обойдя его по периметру (правда, не вполне понятно — обходили мы обитель или все-таки электроаппаратный завод?), отправимся к дому, который до недавнего времени называли «палатами бояр Ромодановских» и считали древнейшей каменной постройкой Курска, относя ее к XVII веку.
Для этого с улицы Сонина повернем налево на улицу Александра Невского (бывшую Генеральную) и, миновав площадь Добролюбова (бывшую Буриашевскую), поднимемся по совсем провинциальной улице Пионеров (бывшей Троицкой) к Троицкому храму — «Нижней Троице». Храм — 1742 года постройки, двухэтажный. Само здание — достаточно массивное, но при этом и высокое, с ажурной барочной колокольней.
Сразу за «Нижней Троицей» располагаются пресловутые «палаты». Очень красивые, очень «характерные». прекрасно отреставрированные — чего-чего, а этого у них не отнимешь. И действительно весьма похожие на редки сохраншинирга образцы старомосковской светской архитектуры. Особенно тут хорош древнерусский теремок-мансарда на восьмигранных столбах с арочными проемами внизу. Но это скорее стилизация, давшая между тем жизнь городском преданию, которое утверждало, что в этих «палатах» обитал Григорий Григорьевич Ромодановский, служивший в Курске воеводой в 1670-х годах. Современные исследователи эту версию отвергают.
Во-первых, доказано, что Ромодановский жил в деревянном доме на территории Курского острога (там, где теперь находится Знаменский собор), а во-вторых, археологические изыскания позволяют самой нижней возможной датой этой постройки считать лишь середину XVIII иска.
В документе 1792 года здание числится за купцом С. И. Хлопониным, устроившим в нем постоялый двор. С 1810 года хозяева «палат» — Ветчинкины. В 1913 году «палаты» были выкуплены Дворянским собранием для организации в них музея. Исполнить задумку не успели — грянула революция. В советское время выдающийся памятник не однажды оказывался на краю гибели, но устоял — с 1993 года в нем размещается Курский музей археологии.
Бывшая Херсонская
Еще раз полюбовавшись на «палаты бояр Ромодановских», которые к Ромодановскмм не имеют никакого отношения, повернем направо на камерную улицу Белинского (бывшую Пастуховскую), на которой обнаружим немало старых зданий, частью находящихся, к сожалению, в аварийном состоянии. По ней доберемся до улицы Дзержинского, Херсонской тож, одной из двух главных городских улиц, — это совсем недалеко. Минуя по дороге пересечение с улицей Красной Армии (бывшей Спасской), не забудьте обратить свой взор направо — отсюда открывается изумительный вид на Знаменский собор, буквально парящий над городом.
Бывшая Херсонская — сюжет небыстрый. Мы вышли на нее примерно на серсдине ее длины от Хсрсонских ворот, воздвигнутых в 1787 году в честь Екатерины П. которая возвращалась тогда через Курск из недавно присоединенного к России Крыма, и давным-давно, в 1934 году, снесенных, до Красной площади. Можно немного пройтись налево, приглядываясь к памятникам жилой застройки XIX — начала XX веков, коих здесь множество. Некоторые даже снабжены информационными табличками — иногда забавными, вроде той, что сообщает о том, что-де вот в этом здании в таких-то годах учился Леонид Ильич Брежнев. Но вообще-то нам нужно направо — туда, к Знаменскому собору, чей мощный купол вскоре откроется правее, на горе над Тускарью.
По Херсонской можно брести долго, если никуда не торопиться, — вот только очень уж она шумна, «автомобилизирована»… В какой-то момент начинаетслепить стеклянное сверкание новых торгово-развлекательных центров, без меры понастроенных в районе ее пересечения с Верхней Луговой, и вот уже снова хочется тишины, «тенистости», провинциальности, пусть и не с блестяще отреставрированной старой застройкой… Это легко устроить. Бодро взбегаем вверх, к Красной площади, и оттуда ныряем на улицу Горького (бывшую Сергиевскую). Глубоко вздохнули — мы спасены от утомительной суеты большого города, тут чудесно.
Горького, она же Сергиевская
Улица Горького — удивительно сохранившаяся для Курска, испытавшего в XX веке нашествие и наших, доморощенных, вандалов, и немецких оккупантов, не слишком озабоченных охраной памятников зодчества. Если есть в ней некоторое смешение разных эпох, вплоть до новейших, то это следствие особого градостроительного план и рован и я: обветшавшее здание проще снести, чем отреставрировать, а место здесь лакомое — главная улица Ленина идет параллельно, и двухсот метров до нее не наберем, и вместе с тех! тихо, спокойно, красиво… грех не воспользоваться. Вот и пользовались, следствием чего стало исчез* новение ряда памятников XIX века. Впрочем, это на улице Горького не правило, скорее исключение. И слава Богу.
Практически каждому старому зданию, стоящему на бывшей Сергиевской, можно посвятить отдельный рассказ. Возьмем хотя бы симпатичный особняк пол номером 15, занимаемый сегодня медицинским колледжем. Это бывшее владение богатого курского купца и известного благотворителя Н.В. Гладкова. В конце XIX века у хозяина в услужении, кухаркой, трудилась крестьянская девушка Надя Винникова, прославившаяся впоследствии под фамилией Плевицкая.
А в начале XX столетия здесь жила родственница Гладкова Вера Мухина, чья знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», давно ставшая символом целой эпохи, вздымается сегодня на огромном постаменте в Москве, в районе ВДНХ. Позже всё было немного хуже — после революции здание заняла курская ЧК, было тут и общежитие, и детская больница; некоторое время в гладковском доме обитал даже обком партии…
Еще два шага по Горького — и нас ждет эстетический шок, производимый лицезрением изящной громады Сергиево-Казанского собора, которому в нашей серии был посвящен отдельный выпуск. Храм стоил того он прекрасен; неслучайно молва столь настойчиво приписывает его проект гениальному Растрелли.
Здесь мы покинем бывшую Сергиевскую и по Можаевской выйдем на улицу Ленина, чтобы по ней вернуться к Знаменскому собору.
На главной улице
Улица Ленина (бывшая Московская) — одна из двух главных курских улиц, а точнее будет сказать: самая главная, официальное лицо города. Быть может, этим объясняется ощущение холодной парадности, настигающее странника на ней. В советские годы, особенно после войны, она активно застраивалась зданиями, выполненными по рекомендациям сталинских архитекторов, и в этом смысле сильно напоминает многие другие центральные улицы больших городов.
Правда, если присмотреться, и на этой улице, особенно на ее восточной стороне, сохранилось немало памятников дореволюционного времени, но они как бы придавлены слишком уж правильными, «идеологически выдержанными» постройками известной эпохи, призванными воплотить в себе мощь и надежность советской системы. После милой улицы Горького на Ленина чувствуешь себя не слишком уютно.
Но ее перспектива, упирающаяся в Знаменский собор, замечательна.
Храм всё ближе. Вот мы уже минуем Красную площадь, вот стоим у колоннады северного портика. Звонят к вечернему богослужению. Значит — мы вовремя. К счастью, всё это позади.
Строители
В этом разделе мы хотели бы вспомнить тех, кому курский Знаменский собор обязан споим рождением, кто стоял у его истоков, руководил его строительством. Это всё были люди необыкновенные.
Возведение нового каменного собора в Знаменском монастыре было предусмотрено уже планом регулярной застройки Курска, утвержденным в 1782 году.
Однако дело затянулось. Сдвинулось оно с мертвой точки лишь в 1815 году, когда обследование старого соборного храма выявило его негодность и ветхое здание пришлось разобрать. Конкретные решения тогда принимали два человека — архиепископ Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) и курский губернатор Аркадий Иванович Нелидов. При нем в 1826 году освящали Знаменский собор — остальные двое из этого триумвирата заключительного торжества не увидели: архиепископ Феоктист, скончавшийся в 1818 году, к тому времени давно лежал в земле, а Нелидова в том же 1818 году отрешили от губернаторской должности.
Обо всех этих людях сохранились сведения исключительно благоприятного характера; все они гтпнлн ил высоте мудрого царствования Александра Благословенного: были деятелями энергичными, разумными, честными и прекрасно образованными.
Архиепископ Феоктист (Мочульский; 1730—1818), выходец из дворянской семьи, до возведения в архиерейский сан в 178-1 году прошел долгий путь: на протяжении семнадцати лет он настоятельствовал в шести монастырях. Возглавив в 1787 году Белгородскую епархию, много сил отдавал воспитанию духовного юношества, без устали открывал на вверенной его попечениям территории всё новые и новые духовные училища, ввел в Белгородской (позже Курской) семинарии полный курс наук, сам занимался научными изысканиями, переводами духовных писателей, сочинением педагогических трудов.
О многом говорит тот факт, что он являлся почетным членом Харьковского университета и академиком Петербургской Академии наук. В Курским крае архиепископа Феоктиста называли просветителем. На строительство Знаменского собора престарелый уже владыка жертвовал и собственные средства, избытка которых у него никогда не было.
Архимандрит Палладий (Белевцев; 1776 1842) тоже принадлежал к дворянскому роду. Более того, жизненный путь он начал вполне традиционно для своего происхождения — окончил Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус в Петербурге, был выпущен офицером в армию, служил военным инженером, добравшись до чина капитана, а потом…
Потом постригся в монахи в Коренной пустыни. Это произошло в 1806 году. Выбор отца Палладия в строители Знаменского собора, вероятнее всего, был вызван тем, что тот имел немалый инженерный опыт, — и. действительно, в ходе строительства ему приходилось вносить коррективы в проектные чертежи и заниматься новыми расчетами: с этим отец Палладий справился блестяще.
Известно, что именно архимандрит Палладий сопровождал Александра 1 во время приезда императора в Курск в 1820 голу, показывал царю достопримечательности города, а значит — «знал обхождение» и обладал хорошими ораторскими способностями. Последние тринадцать лет жизни он провел наместником столичной Александро-Невской Лавры.
Аркадий Иванович Нелидов (1773—1834) на своем веку познал все превратности государевой службы. Уже в 24-летием возрасте он получил генеральское звание, чему причиной стало то. что его старшая сестра Екатерина была фавориткой Павла I (помните чудесное полотно Дмитрия Левицкого из серии портретов смолянок «Портрет F.. И. Нелидовой»?). После «отставки», данной в 1798 году Екатерине Ивановне императором, потерял все свои должности и звания и ее брат, отправленный в ссылку в курское имение. Реабилитация произошла в первые годы царствования Александра 1.
С 1811 года Нелидов возглавил Курскую губернию. за годы своего губернаторства заслужив преданную любовь местных жителей. Что послужило причиной его отставки, не вполне ясно. Одни исследователи утверждают, что главную роль тут сыграло недовольство царя военным смотром в Курске, на котором самодержец присутствовал в 1817 году, другие указывают на козни местных недоброжелателей, коим мешала кристальная честность губернатора. Что до последней, то любопытные сведения содержатся в «Записках» знаменитого актера М.С. Щепкина, курянина родом.
Скончался Аркадий Иванович в 1834 году в Ревеле сенатором и действительным статским советником.
Новейшая история Знаменского собора во многом имеет «строительный» характер. Более десяти лет продолжалось восстановление поруганного храма. Но за делами строительными не забывали и о главном — о превращении собора в центр духовной жизни курян, каковым он был до революции, о возрождении монашеской жизни в Знаменской обители.
Прежде чем приступать к перестройке обезображенного советскими реконструкциями здания, требовалось его очистить от архитектурных наслоений безбожного времени. На это ушло долгих шесть лет, в продолжение которых убирали внутренние колонны с фальшивым куполом, разбирали боковые лестницы и многочисленные перегородки, спорили о том, что делать с колокольней, состоявшей до революции из двух башен, о том, сохранять ли в трапезной два этажа, и пр.. и пр. Одна говорящая цифра: в общей сложности из храма вывезли 600 кубических метров железобетонных конструкций! Работы было много, очень много — впору руки опустить.
По освобождении храма от советских «ненужностей» приступили к его восстановлению, имея в виду тот облик, что он имел перед большевистским погромом. Не всё удалось возродить, и критики вокруг строительных работ, развернувшихся в храме, всегда хватало, но и то сказать — собор предстояло возрождать в кратчайшие сроки, применяясь к постоянной нехватке средств. Именно по последней причине центральный купол оставили прежним, параболической формы, а однобашеиную колокольню поставили рядом с собором, в северо-западном углу.
5 июля 2004 года были закончены внутренние оформительские работы, исчезли строительные леса, и Знаменский собор предстал глазам курян во всем своем новообретенном великолепии!
Контакты
Адрес: 305000. г. Курск, ул. Луначарского, 4 телефон: 47 (4712) 70-21-29
Как добраться
Поезда через Курск идут, как и следовало ожидать, с Курского вокзала Москвы. Время в пути — семь-восемь часов. Автобусы отходят от одноименных соответствующим станциям метро московских автостанций «Новоясеневская» (в Курске проездом) и «Теплый Стан»
(до самого города). Время в пути — около 9 часов.
На автомобиле из Москвы нужно следовать по федеральной трассе М2 «Крым» через Тулу и Орел. Расстояние — 530 километров.
Знаменский собор находится в самом центре города, найти его не составит труда.