Culture and art

Культура и искусство

Золото Колумбии

Золото Колумбии

Тьеррадентро

Сведения по археологии Тьеррадентро, которыми мы располагаем в настоящее время, не дают оснований считать этот район зоной развитого ювелирного искусства. Те немногочисленные изделия из золота, которые были найдены здесь, обычны и для других районов страны. Это круглые пластины, нагрудные украшения, носовые украшения из проволоки и серьги, выполненные в технике фальшивой филиграни.

Сан-Агустин

Эта знаменитая культура с ее монументальными каменными статуями в виде двойных фигур со смешанными зооморфными и антропоморфными чертами развивалась на востоке колумбийского массива. Обилие статуй и захоронений заставляет предположить, что эта зона была важным культовым центром. К тому же многочисленные следы жилищ и глубина культурных слоев указывают на большую плотность населения.
До настоящего времени находки золотых предметов в Сан-Агустине редки. Отдельные найденные предметы ювелирного искусства сделаны из металла высокой пробы и обычно выполнены в технике ковки.
Обращает внимание отсутствие изображений животных и людей на керамических изделиях этого района. Керамика представлена большими погребальными урнами с прерывистыми геометрическими рисунками, заполненными белой пастой, сосудами в форме полушарий, пористыми глиняными сосудами, блюдами, чашами и сосудами-треножниками на массивных опорах.

ЮВЕЛИРЫ КИМБАЙИ

Вторым большим центром добычи золота и ювелирного производства, изделия которого распространялись главным образом в бассейне Альто- Каука и прилегающих районах, была зона в районе Старого Кальдаса и частично северной части в департаменте Валье. После Сину это был крупнейший доиспанский центр, откуда шли ювелирные изделия тонкой работы. Это была собственно зона Кимбайя, название которой происходит от племен, живших в этом районе в момент появления там европейцев. Наличие большого количества залежей золота, а также относительная легкость, с какой можно было приобрести этот металл. В других провинциях благодаря высокому уровню меновой торговли (соль на ювелирные изделия), привели здесь, как и в Буритике, к развитию металлургии, которые позволяют выделить этот стиль «Кимбайя».
Сами прииски находились и продолжают разрабатываться в департаменте древнего Кальдаса. Горное дело было для его населения привычным занятием и наиболее важной частью их деятельности и в доколумбовы времена и в колониальный период, когда европейцы использовали здесь труд рабов—индейцев и негров.
В хрониках XVI, XVII и XVIII веков говорится о многочисленных богатых месторождениях, а также о необычно большом количестве золотых изделий религиозного характера во владении индейцев в момент первых контактов между ними и испанцами. Это указывает на расцвет ювелирного дела в это время, то есть в первой половине XVI века.

О богатстве индейцев кимбайя высоко отзываются почти все хроники эпохи конкисты. Особенно те их авторы, которые имели возможность сопровождать первых открывателей этих земель. Исторические источники весьма оживленно рассказывают о высоком качестве индейских изделий и о большом их разнообразии.
Когда они во главе с капитаном Хорхе Робледо впервые вступили с ними в контакт, то, насколько я известно, они были увешаны золотом с головы до ног. Поэтому до сих пор местность, в которой мы впервые с ними встретились, называется Лома-де-лос-Армадос. Когда капитан Хорхе Робледо вторично посетил провинцию Арма, то по его приказу некий Антонио Пиментель и я в деревне Яйо разрыли могилу. В этой могиле нашли более двухсот небольших золотых вещиц, которые в этих землях называются чагуалетами.