Колыбель Римского государства — Лация, место в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Первые поселения появились на одном из семи римских холмов — Палатине, затем были заселены Виминал, Квиринал, Капитолий, Эсквилин. Римом правили цари, последние три из них были этрусками. В это время были проведены работы по осушению болот, построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юпитера. Искусство древнего Рима
Искусство древнего Рима царского периода (VIII—VI вв. до н.э.)
Первое время своего существования Рим находился под сильным влиянием этрусков. У них римляне переняли устройство городов с регулярной планировкой, мощеные улицы, храмы на каменных фундаментах. Этрусский храм был квадратным в плане, обнесен с трех сторон колоннами, стоял на высокой платформе с портиком, внутри имел три помещения. По краям крыши помещались маски Медузы Горгоны, сатиров, силенов и менад. Фронтоны были заполнены фигурами из камня и терракоты.
Согласно преданию, в 510 г. последний римский царь Тарквиний Гордый был изгнан из города. Управление стало общенародным — возникла республика.
Искусство периода Республики (V—I вв. до н.э.)
Храмы этого времени напоминают греческие. Они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, вход только с одной стороны. К глубокому портику вела лестница. Колонны, окружающие в греческих храмах целлу, в римском создавали лишь иллюзию колоннады, ибо выступали из стен на половину объема. Тем самым греческий ордер лишался конструктивной функции, выполняя только декоративную.
Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала — бетона. В отличие от применявшейся греками конструктивной стоечно-балочной системы, римляне использовали монолитно-оболочную конструктивную систему: сначала возводились две параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка.
Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов. В этом случае возводился каркас из кирпичных арок на растворе, на эту опорную конструкцию наливали бетон. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки.
Внешний облик Рима периода Республики постоянно менялся.
Для Рима были характерны постройки двух типов — инсула и домус. Домус — это одноэтажный особняк для одной семьи. В нем атрий соединялся с обрамленным коллонадой двориком — перистилем, в центре последнего располагался бассейн с фонтаном, пол делался мозаичным. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартиный дом, занимавший целый квартал. В инсулах было много каморок, соединенных переходами, лестницами. Здесь обитала римская беднота. В инсулах не было ни канализации, ми водопровода.
Центром городской жизни являлся Форум. Республиканский Форум располагался у подножия Капитолия, имел неправильную форму. По сторонам его были различного назначения строения, в том числе Табуларий — государственный архив, снаружи Табуларий был декориро- иан греческим ордером, внутри представлял систему сводчатых помещений. Рядом с Табуларием стояла курия — здание для заседаний городского совета и храм богини Весты, в котором горел священный, никогда не гаснущий огонь.
Римский гений проявился в утилитарных постройках целевого назначения, портрете, историческом рельефе, интерьере, стенной росписи. Использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов, каменных мостов, специфически римских строений — трехнефной базилики — здания для судебных заседаний, торговли, народных собраний, амфитеатра для гладиаторских боев, терм — роскошно устроенных купальных залов. Римляне, не оставившие в скульптуре, служившей декоративным целям, ничего равного работам греческих мастеров, создали исторический рельеф и реалистический скульптурный портрет — жанры, не получившие развития в Греции. Скульптура периода Республики вела свое происхождение от восковой маски, снимавшейся с умершего и хранившейся в доме потомков.
Дорический ордер римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название — тосканский (от названия этрусков — тусков). Особенности тосканского ордера — большая толщина колонны, предельно простая база, отсутствие каннелюр на стволе колонны, гладкий, без декора, фриз. На основании ионического и коринфского был создан композитный ордер, в котором к коринфскому колоколу добавлены сверху ионические эхин и подушка с волютами. Основные строительные материалы, которые использовали римляне, — вулканический туф, обожженный кирпич, мрамор, бетон.
Искусство Рима периода ранней Империи ( 27 г. до н.э. — II в. н.э.)
Август (великий) — такое имя помучил от Сената Октавиан, правитель Рима, принцепс (первый среди сенаторов). В правление Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н.э.) римское искусство переживает свой «золотой век». Прекращение гражданских войн воспринималось современниками как долгожданное избавление. Казалось, что утраченные идеалы предков — мужество, мерность слову снова возрождаются.
Сам Август искусно поддерживал иллюзию возрождения старых добрых нравов.
При Августе внешний облик Рима изменился. Выросло много больших храмов, терм, базилик. Пыл создан новый форум. «Город Рим, не отвечающий своим внешним видом величию Империи и подверженный наводнениям и пожарам, он так украсил, что по справедливости мог хвалиться, что приняв его кирпичным, оставляет мраморным», — писал Светоний в «Жизнеописании двенадцати Цезарей». Зодчие чаще, чем раньше, строили здания в мраморе.
Римляне осознали полноту власти над другими народами и стремились великолепием архитектуры подчеркнуть силу Империи. В ходе бурного строительства, предпринятого зятем и соратником Августа Марком Агриппой, перестраиваются и воздвигаются новые водопроводы, акведуки, огромные термы. Застраивается Марсово поле, издавна служившее местом увеселительных прогулок горожан. Создаются портик Аргонавтов с базиликой Нептуна, не дошедший до нашего времени Пантеон, огромный, с озером и каналом парк Агриппы со множеством статуй и географической картой в портике.
Воздвигается и освящается форум Августа. Для обоснования этого строительства создается версия, что во времена гражданской войны в 42 г. до н.э. перед битвой при Филиппах, где Август разбил Брута и Кассия, он дал обет в случае победы построить форум, и теперь пришло время выполнить данное ранее обещание. Не случайно форум Августа был построен рядом с форумом Юлия Цезаря. Он был задуман и построен как культовый центр с парадными залами для встреч, бесед и собраний и стал важнейшим политическим центром Рима: на форуме Августа происходили жеребьевки судей и процессы по преступлениям против государства.
Форум представлял собой огромный прямоугольник, который окружала стена длиной по периметру около 450 м. Снаружи глухая поверхность стены была расчленена на три яруса, увенчанные карнизами. Вход в форум образовывала полукруглая арка, изнутри стена была украшена: в нишах размещались статуи великих деятелей римской истории с соответствующими надписями.
В глубине площади, на высоком подиуме, стоял храм Марса Мстителя со входом лишь с одной стороны и глубоким богато украшенным портиком, колонны которого почти в два раза превышали колонны Парфенона. Стены и подиум храма были облицованы белым мрамором. Огромный двадцатиметровый пролет внутреннего помещения был перекрыт с помощью висячих деревянных стропил. По боковым сторонам возле храма пристраиваются большие полукружия колонн — экседры. Они позволяли видеть великолепие храма Марса не только с фасада, но и с боков.
По указанию Августа в храме Марса Мстителя должен был собираться Сенат, чтобы вынести решение о войне или триумфе; оттуда отправлялись в провинции наместники, облеченные военно-административной властью, туда прибывали победоносные военачальники и приносили украшения триумфов.
Много зданий строится в римских провинциях, в частности на юге Франции, где Август основал колонию.
Большое место занимали в жизни римлян зрелища. Театры, здания для концертов, амфитеатры были обязательны для античного города. Во времена Августа в Риме было три каменных и много деревянных театров. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла (ок. 14 г. до н.э), выстроенный из травертина и вмещавший до четырнадцати тысяч зрителей. Места для зрителей располагались не в естественной выемке холма, как в греческих театрах, но на специально возведенных, постепенно повышающихся концентрическими полукругами стенах. Последняя, самая высокая стена выходила на улицу Рима двухъярусной аркадой внизу дорического, вверху ионического ордера. Оркестра, предназначавшаяся в греческом театре для выступления хора, здесь служила местом, где устанавливались кресла для наиболее почетных зрителей, и постепенно, таким образом, начинала выполнять роль партера театра более поздних эпох.
Окончательно формируются в годы принципата Августа типы триумфальных арок. Их ставят в различных городах Империи не только по случаю триумфов, но и в честь какого-либо торжественного события.
Продолжается строительство акведуков, мостов и дорог. Мост в Римини начала I в. н.э. функционирует и в настоящее время.
Своеобразны по формам гробницы этого времени. Огромный мавзолей Августа 28 г. н.э. был воздвигнут на левом берегу Тибра и представлял собой цилиндр, увенчанный высоким земляным холмом диаметром 80 м. На его вершине росли деревья и стояла статуя Августа. В центре круглой камеры находился толстый опорный столб, и кольцевые стены создавали пять концентрических помещений.
Прославленным, но не сохранившимся сооружением этих лет был воздвигнутый в честь Августа Миротворца на Марсовом поле Алтарь Мира (конец I в. до н.э.), небольшое (10 на 11 м) помещение, стены которого украшались рельефами.
Портретной пластике Рима принадлежит особое место в истории мирового искусства. Никогда в древности скульптурный портрет не достигал такой остроты и художественной правды в передаче индивидуального облика, как в римском искусстве. Если греческий художник проявление индивидуального начала видел в эмоциональном состоянии, настроении, то римский скульптор воспринимал человека как неповторимую индивидуальность и, точно фиксируя внешние физиономические особенности, умел выразить неповторимый характер его душевного склада.
В портретном наследии предшествующих Риму эпох наибольшей резвостью и реализмом в индивидуальной характеристике человека отличалось искусство древней Италии, главным образом Этрурии. Этрусские художники работали и в Риме. У греков римские скульпторы научились мастерству ваяния в камне, заимствовали типы надгробных и «почетных» статуй, обычай подкрашивать, тонировать мрамор, а впоследствии восприняли стремление передавать нюансы настроения.
У древних римлян был обычай, являвшийся первоначально привилегией патрициев, хранить портреты предков в парадных комнатах дома — атриумах, в особых шкафах или нишах — лариях. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а с I века до н.э. из мрамора укреплялись на подставках с надписью, сообщающей имя и гражданские доблести предка. Таким образом составлялись целые портретные галереи, которыми гордились римские семьи. Форум, центральная площадь каждого римского города, был украшен статуями императоров и знатных граждан в тогах или доспехах.
Римский скульптор ограничивался индивидуализацией только головы и лица; фигура же статуи и грудь бюста всегда трактовались отвлеченно. Это определяло и способ изготовления большей части римских мраморных статуй: в готовую стандартную фигуру вставлялась портретная голова. Решающим периодом в формировании римского портрета явился I в. до н.э., «золотой век» Августа.
Изображения цезарей и членов их семей становятся определяющими в скульптурном убранстве сооружений общественного и государственного характера, ими украшаются драгоценные кольца и диадемы, глиняные и бронзовые светильники, монеты и даже гири весов. В торжественных, величавых скульптурных памятниках нашли отражение черты официального искусства рабовладельческого государства, служившего целям утверждения господства Рима. Как некий символ верноподданичества во всех городах, подчиненных Риму, устанавливаются статуи императора. Когда же культ императора утверждается официально, изображения римских правителей начинают почитаться наравне с изображениями богов: им сооружают храмы, алтари, приносят жертвы.
Формы скульптур этого времени совершенны, композиция многофигурных сцен в рельефах безупречна, выразительна и отличается ясностью и кристальной чистотой. В столицу Империи приезжали греческие скульпторы, которые своей деятельностью пробуждали у римлян страсть к копированию великих произведений эллинских ваятелей.
В круг внимания скульпторов времени Августа входят изображения женщин. Таков скульптурный портрет жены Августа Ливии. Получают распространение портреты детей. Римские скульпторы первыми обратили пристальное внимание на лицо ребенка. Древние египтяне, греки почти не создавали подобных портретов. Римляне были в этом отношении новаторами. Однако причина возникновения детского портрета в Риме скорее деловая, чем художественная, так как это были изображения наследников императора.
Скульпторы этого времени часто создают портреты императора Августа, изображая его в различных позах: как бога, жреца, полководца. В бюстах, статуях, рельефах алтарей, на монетах, геммах, камеях ярко проявляется характер стиля августовского искусства. В образе Августа ясно видится идеал совершенного человека, созданного греками в эпоху Перикла. Четко проведен знаменитый хиазм Поликлета.
В изобразительном искусстве правления Августа господствовал стиль классицизма. В создании художественного образа, будь то портрет императора и членов его семьи либо изображение мифологических персонажей, римские мастера следовали канонам греческого классического искусства V—IV вв. до н.э. Идеализация черт лица, величавая сдержанность жеста, медленные движения, отсутствие сильных эмоций, спокойствие — наиболее типичные черты августовского классицизма в пластике и живописи.
Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями. Этому подражают и жители италийских городов. Стремление представить действительную жизнь как совершенство, идеализировать ее не замедлило проявиться в живописи. В декоративной живописи уже во втором десятилетии I в. до н.э. вместо живописных декораций, имеющих цель иллюзорно раздвинуть действительную плоскость стены, появляются росписи, которые украшают стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции еще одного стиля состоят из многочисленных легких ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках.
помещенных на гладкую однотонную плоскость, расчлененную не монументальными колоннами и пилястрами, а тонкими, обвитыми гирляндами и лентами колоннами, так называемыми «канделябрами» или орнаментальными полосами.
Излюбленной темой стенных картин и в это время являются греческие мифы. Римские художники также используют образцы греческого искусства, но создают произведения и стиле римского классицизма.
Станковый живописный портрет уже со времен Римской республики был весьма распространен. Но в течение I в. н.э. живописный портрет теряет в Риме прежнее значение, о чем сетует Плиний: «Теперь совершенно вышло из обычая изготовление живописных портретов для того, чтобы в потомство переходили их изображения, отличающиеся наибольшим сходством». Однако в восточных провинциях живописный портрет продолжал процветать, свидетельством чего являются знаменитые фаюмские портреты.
Типичной формой римского живописного портрета является тондо (круг). Эта форма идет от древнейшего обычая вставлять восковую отливку, сделанную по посмертной маске, в широкую круглую раму. Такой портрет выглядел как медальон на щите. Позже эти медальоны делались барельефные, из металла или живописные на доске и посвящались в святилище или в общественные места.
Кроме богатства декоративных приемов римская живопись разрабатывала пейзаж, сделала его составной частью фигурных композиций. Высочайшего расцвета в античном мире достигло искусство перспективного построения. Меньше внимания в этот период уделялось в живописи выразительности лица. Лица героев мифологических картин и портретов, как правило, спокойны и строги, что соответствует общему стилю искусства. Господствует линеарная манера письма. Больше внимания уделяется четкому контуру, резко обрисованным складкам одежды. Фигуры располагают на плоскости картины свободно, они выделяются на фоне как статуи, редко образуют связанные друг с другом группы.
Искусство императорского Рима (II—V в. н.а.)
При преемниках Августа начинает исчезать идеальность «золотого века». При Нероне, одном из самых безумных деспотов на римском троне, который смотрел на Рим как на свое личное владение, был разработан план гигантского дворца.
После пожара, который бушевал в Риме 5 дней и уничтожил 10 из 14 районов города, было положено начало его строительству. Центром дворцовых сооружений стал «Золотой дом» Нерона, получивший такое название из-за немыслимой роскоши в его отделке. Дом был столь обширен, что в нем было три портика, его окружали пруд, напоминающий море, ноля, виноградники, леса и нуга — так описывал его римский историк Светоний.
Характерными памятниками императорского Рима стали амфитеатры. После гражданской войны 63- 69 гг. пришедший к власти Веспасиан начал строить так называемый амфитеатр Флавиев, получивший название Колизея, поскольку его строительство началось рядом с колоссальной бронзовой статуей Нерона, позднее уничтоженной. Имя архитектора, который возвел Колизей, неизвестно.
Здание имело форму эллипса с осями 190 на 156 м, высота его внешней стены равнялась 48,6 м. От нее по наклону к арене спускались разделенные проходами зрительные ряды, облицованные мрамором. В амфитеатре одновременно могли разместиться 50 тысяч зрителей. Арена с осями 87 на 54 м опиралась на систему подпорных террас.
Амфитеатр отличался от театра тем, что у него был замкнутый опальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно повышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной. Под аре ной размещались коридоры, клетки для зверей и подсобные помещения. Снаружи ярусы были украшены аркадами и ордером — строгим тосканским, выше — более легким ионическим, еще выше — Коринфским, на самом верху — тонкими коринфскими пилястрами. Весь амфитеатр состоял из системы сводчато-арочных конструкций, арена опиралась на систему подпорных террас. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.
Императоры продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным стал форум Траяна — последний императорский Форум, самый пышный из всех, отличался симметричностью, парадностью. Вход на Форум шел через триумфальную арку, квадратный в плане двор был окружен колоннадой с коп ной статуей императора в центре, весь двор был выложен мозаиками из мрамора. Два полукруглых «рынка» служили для хранения заморских товаров. Базилика Ульпия располагалась в глубине форума с примыкающими к ней латинской и пи- ческой библиотеками. На Форуме но было храма в честь богов, почитался как бог сам Траян. Достопримечательность Форума — триумфальная колонна Траяна высотой 27 м, одно временно была гробницей — в ной помещалась урна с прахом Траяна. По всей колонне вился свиток с рас сказом о походах императорской армии в Дакию. На колонне Траян изображен 90 раз, везде — в гуще событий.
Триумфальные арки стали типичны для Рима и возводились еще и республиканский период. Они пели свое происхождение от городских ворот, разграничивающих гное и чужое пространство. У всех древних народов, и римляне не составляли исключения, переход из чужого пространства в свое связан с границей между жизнью и смертью. Поскольку арка у римлян была символом неба, появление в ней полководца воспринималось как восхождение солнца на небосклоне, как победа солнца над мраком, жизни над смертью.
Арки чаще всего ставились в честь одержанных побед. К V в. нашей эры в Риме было 55, а по всей Империи около 350 триумфальных арок. Арки представляли собой каменные монументальные ворота, оформленные скульптурными изображениями трофеев, пленных, гениев победы с ее атрибутами. Одной из самых лучших была арка Тита, поставленная на месте Золотого дома Нерона в 80 г., она увековечила победоносный поход в Иудею и разграбление храма Соломона. Арка служила постаментом для бронзовой статуи императора, венчаемого богиней победы Викторией. Внешне строгая, с рельефами внутри в проходе арка запечатлела триумфальный въезд Тита в Рим.
Одним из сооружений императорского Рима явился Пантеон. Храм был построен при императоре Адриане около 125 г. Пантеон представлял собой внешне глухое кольцо цилиндра, монументальный гранитный портик которого с двускатной крышей служил проходом в центральное строение со стенами 6-метровой толщины, стена была расчленена нишами, где стояли статуи богов, и колоннами. Стены были отделаны мрамором и камнями, пол выложен мозаикой. Бетонный купол весил 46 тонн, был облегчен пятью рядами кессонов, имел диаметр 43 м с центральным окном — «глазом Пантеона» в 8,5 м. Площадь перед Пантеоном связывалась с ним центральной аркой, через которую необходимо было пройти по берегу Тибра через специально наведенный мост.
Еще одной типично римской постройкой были термы. В Риме к VI в. н.э. насчитывалось 12 больших и сотни частных бань. Термы представляли собой комплекс залов, стоящих в огромном дворе, имели несколько отделений: зал для спорта, раздевалки, горячую, теплую и холодную баню и бассейн, библиотеки. Термы были излюбленным местом отдыха и развлечений.
Первые термы были построены еще Марком Агриппой. Термы сооружали Нерон, Тит, Траян. К VI в. на территории Римской империи было более тысячи терм. Од ними из самых роскошных были термы Каракаллы. Они занимали 11 гектаров и представляли комплекс зданий, стоящих в открытом дворе. Главное здание стояло на обширной искусственной террасе, со тех сторон его окружал тенистый парк с аллеями, в нем был устроен стадион, в термах были площадки дня игр, гимнастические залы, библиотеки. Купальни были из базальта и гранита. Пол и стены были украшены мозаиками, цветными мраморами, порфирами. У стен и в нишах стояли статуи.
При Адриане стали возводить саркофаги, прямоугольные, украшенные рельефами. На вилле Адриана и Тиволи в 125-135 гг. находилось асе, что поразило императора во время путешествий: Афинский Ликей и Академия, библиотеки, стадион, морской театр.
События III в. в Римской истории получили название «кризиса». Они та тронули все стороны жизни. Снопа начались гражданские войны, усилился сепаратизм провинций и натиск варваров. Тяжелые обстоятельства смутного времени отразились и в искусстве этой эпохи. II конце III века взошедший на трон Диоклетиан провел ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести Империю из кризиса. Медиоланский эдикт Константина 313 г. пришил равноправие христианства с другими религиями.
Христианство становится господствующей религией при Феодосии I в конце IV в. Культ императора способствовал созданию колоссальных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли термы Каракаллы. Позднее
римские скульптуры императоров воплощают сверхчеловеческое могущество.
В 330 г. на берег Босфора императором Константином была перенесена столица Римской империи.
В 395 г. произошло отделение восточной части империи от западной. Датой же падения Рима считается 476 г.
Преемницей культурных традиций античности стала Византия.