Искусство эпохи возрождения. С конца XV в. Нидерланды в результате династического брака становятся владением Габсбургов и входят в состав Священной Римской империи. В начале XV в. в Нидерландах рождается национальная художественная школа со свойственным ей чувством единства человека и природы.
Ян ван Эйк Искусство эпохи возрождения
Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) стал подлинным реформатором живописи. Одним из первых художник использовал технические возможности масляной живописи. Ян ван Эйк родился в Маасейке, был образованным в различных областях знания человеком. Находился на службе герцога Бургундского. Наиболее прославленным творением ван Эйка является Гентский алтарь, созданный в 1426-1432 гг. для капеллы Вейдта в гентской церкви св. Бавона. Алтарь представлял собой большой двухъярусный многостворчатый складень, темой которого было прославление божественных творений и самого Бога. В нижнем ярусе «Поклонение агнцу» (символу крестной жертвы) представляет грандиозную панораму мира, в котором потоки людей движимы любовью к Творцу. В верхнем ярусе складня изображены небесные сферы с Богом-отцом, Марией и Иоанном Крестителем.
Рогир вандер Вейден художник золотого века
Рогир вандер Вейден (1399- 1464), ученик Робера Кампена, в совершенстве владел техникой масляной живописи, переходами света и воздуха. В центре внимания художника — сложный комплекс чувств и переживаний человека. Рогир не выписывал тщательно окружающую человека среду, сосредоточив свое внимание на изображении самого человека. Кисти Рогира ван дер Вейдена принадлежат триптихи «Алтарь Бладелена» 1452-1455 гг., «Алтарь Колумбы» ок. 1460 г. Рогир был крупнейшим портретистом своей эпохи, среди его моделей — представители крупной бургундской знати.
Иероним Босх
Иероним Босх (1450-1516) родился в г. Хертогенбос в Южных Нидерландах и работал там с 1480 по 1516 гг. К раннему периоду его творчества относятся «Поклонение волхвов», «Брак в Канне». «Ессе Homo”, «Удаление камней глупости», «Семь смертных грехов», «Фокусник». Средний период творчества приходится на 1480-1510 гг., когда были созданы «Несение креста», «Увенчание терновым венцом».
Чтобы понять мировосприятие Босха, надо знать, что он был членом Братства Богоматери. Адепты новой организации пытались спасти свою душу и приблизиться к Богу без помощи официальной церкви. Они считали себя братьями истиной веры, отвергая бесполезное уединение монастырей. Босх выбирал панорамный принцип построения композиции и форму триптиха. Его техника представляет собой способ, именуемый alia prima — метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Триптихи Босха. «Воз сена» написан по нидерландской пословице: «Мир — это воз сена, и каждый выдергивает из него, сколько сможет». В триптихе «Искушение святого Антония» в центре — шабаш ведьм (в 1487 г. вышла книга «Молот ведьм»). Левая створка представляет святого Антония, терзаемого жестокими демонами, правая —святого Антония, который отворачивается от искусительницы.
В триптихе «Сады земных наслаждений» на переднем плане расположены идиллические группы мужчин и женщин, поедающих вишни, землянику, клубнику и виноград — символ неузаконенной брачными узами любви. Кавалькада скачущих на фантастических и реальных животных людей движется вокруг источника молодости. В верхней части — фонтан Прелюбодеяния бьет из озера похоти.
Левая створка показывает земной рай, вокруг места сотворения Евы — животные, растения и минералы с разных частей земли. Правая створка — ад, в который превратилась земля. Вода, фонарь, нож, коньки — символы мужской и женской сексуальности. Заяц — символ вожделения и страха смерти, уши — знак несчастья. В центре правой створки — белый монстр. Тема внешних створок — сотворение мира. Босх изображает вселенную в виде прозрачного стеклянного шара. Мертвенно-бледное сияние луны освещает безлюдный мир.
Питер Брейгель Старший
«Счастье и стекло — как они недолговечны» Нидерланская пословица. Искусство эпохи возрождения в Нидерландах.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569). Предки Брейгеля неизвестны, предположительно он родился около Бреды, был принят в члены антверпенской гильдии художников в 1551 г. Затем Брейгель отправляется в традиционное путешествие по Италии. С 1555 года после возвращения из Италии Брейгель работает как живописец и график, вводя пейзаж в нидерландскую живопись.
Предпочитает дерево холсту, малый масштаб большому. Брейгель-пейзажист передавал скромный облик фламандских деревушек, состояние природы в разное время года. Интерес к человеку Брейгеля породил картины на темы фламандских поговорок. Зарисовывая быт крестьян, Брейгель мало интересовался жизнью буржуа и аристократии, никогда не писал портретов. Брейгелю чужда сентиментальность в передаче непритязательной, подчас отталкивающей в своей вульгарности жизни простых людей. Время наивысшего расцвета творчества Брейгеля — с 1550 по 1569 гг. В 1555 г. антверпенский издатель Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля. 1»рейгель, испытав сильное влияние Посха, создает серию гравюр «Семь смертных грехов».
Первыми шедеврами Брейгеля стали «Нидерландские пословицы» и «Детские игры». Обе картины можно читать, как долгую историю. В таких работах, как «Безумная Грета» и «Падение ангелов», влияние Босха заметно в нагромождении сложных нерасшифрованных и доныне символов. После переезда из Антверпена в Брюссель Брейгель пишет евангельские сюжеты, перенося их в современные ему Нидерланды. Так, сцена «Избиения младенцев» перенесена в заснеженную нидерландскую деревню, а «Обращения Павла» происходит на горном альпийском перевале.
Вершинные произведения мастера — «Зима. Охотники на снегу» из серии «Времена года», «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы», «Слепые».