Москва 1937 год

Москва 1937 год
Демонстрация
на Красной площади.
1930-е
Собрание А.Хорошиловой
«Сто тысяч портретов человека с усами.
На мое замечание о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью, он пожал плечами. Ои извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус, и слегка пошутил по поводу сотен тысяч увеличенных до чудовищных размеров портретов человека с усами, — портретов, которые мелькают у него перед глазами во время демонстраций»

Москва 1937 год

Московский Дом фотографии Государственная Третьяковская галерея «Москва 1937.
Фотографии из собрания А. Хорошиловой и частного собрания, Москва Куратор — Павел Хорошилов.

Мысль о том, чтобы спустя шестьдесят лет после написания и публикации снабдить «Отчет о поездке для моих друзей» фотографиями, превратить текст Фейхтвангера в фотоэкскурсию по Советскому Союзу, — казалась нелепой. Однако сделать это оказалось, на удивление, легко. С каждой новой страницей, углубляясь в написанное автором и одновременно просматривая сотни фотографий 1930-х годов, становилось все более понятным, почему книга Фейхвангера так понравилась Сталину. Почему уже через несколько месяцев после выхода книги в свет на немецком языке в амстердамском издательстве «Querido Ferlag» это издание появилось и на книжных прилавках советской столицы. Эта скорость становится объяснимой, если мы разглядим некое лукавство в позиции, которую занял Фейхтвангер по отношению к наблюдаемой им советской действительности.

Москва 1937 год
О.Кнорринг
Молодежь колхоза «Червоиазирка». 1930
Собрание А.Хорошиловой
«Крестьянин прежде и теперь.
Больше всех разницу между беспросветным прошлым и счастливым настоящим чувствуют крестьяне, составляющие огромное большинство населения»

Фейхтвангер — привычным для себя образом — отодвигает реальность на расстояние, пригодное для исторического описания. Фейхтвангер выбрал и аккуратно соблюдал единственно возможную для себя позицию — путешественника из будущего в настоящее. Ему было необходимо, чтобы слишком явная и конкретная в своих фантасмагорических проявлениях жизнь «Москвы — Страны, Страны — Москвы» несколько потускнела, покрылась дымкой времени.
Благодаря этому «взгляду из будущего» особенно ясно и понятно, что идеология «расстрельных годов» каждый шаг своего пути сопровождала рождением готовых суперклише, отлитых в формах, удобных как для сиюминутной пропаганды, так и для будущих учебников истории.
Но в арсенале коммунистической идеологии среди прочих средств пропаганды есть и еще одно — фотография.
Ее Фейхтвангер не замечает или, скорее, старается не замечать. Потому что его путевые заметки находятся в полном соответствии и родстве с подписями под иллюстрациями в советских газетах и журналах, под фотографиями на многочисленных агитационных стендах, плакатах, фотовыставках. Мгновенно возникает в памяти знаменитое ленинское указание: «Нужно показывать… интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями».
Писатель, книга которого вышла в свет без единой фотоиллюстрации, мог не бояться, что среди фотографических изображений читатель наткнется на что-то реальное и трагическое, что немедленно разрушит искусно возведенное здание его исторического «прогноза наоборот». Мы специально включили в выставку несколько отличных по своей «случайности взгляда» фотографий, на которых «турист Фейхтвангер» споткнулся, попадись они ему на глаза. Посетитель выставки «Москва. 1937», включившись в нашу игру, несомненно, их обнаружит.
Только однажды писатель нарушает им самим же установленный запрет на фотоиллюстрирование своего «Отчета о поездке…» И то, что это происходит в связи с одной из самых трагических страниц истории страны, убеждает, что определенный смысл в насильственном иллюстрировании этой книги документальными фотографиями, которое мы предприняли в 1997 году.

Москва 1937 год
О.Игнатович.
Удариик завода «Каучук». 1931
Собрание А.Хорош иловой
«Жажда Чтения.
Жажда чтения у советских людей с трудом поддается вообще представлению»
Москва 1937 год
М. Пенсом.
Сотрудники НКВД на стрельбах. 1930-е Собрание А.Хорошиловой
«Построение социалистического государства или свобода ругаии?
Руководители Советского Союза, оказавшись перед альтернативой, предлагавшей им либо тратить весьма значительную часть своих сил на отражение бессмысленных и злобных нападок, либо бросить все свои силы иа завершение строительства, высказались за ограничение свободы ругани».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art