Сады Семириады
Висячие сады Вавилона, создание которых приписывалось полумифической царице Семирамиде, почитались греками как одно из семи чудес света. Сегодня ученые склонны полагать, что сады все-таки следует связывать с именем царя Навуходоносора II, правившего Вавилоном в 604—562 гг. до н.э. и прославившегося как неутомимый строитель.
В 1899 г. немецкий археолог Роберт Кольдевей начал раскопки легендарного Вавилона. В один прекрасный день в южной части города он наткнулся на остатки весьма своеобразного, совершенно необычного сводчатого сооружения. Кольдевей был озадачен. Во-первых, за все время раскопок в Вавилоне он впервые встретил подземные сооружения, во-вторых, в Двуречье еще никому не приходилось встречаться с подобной формой сводов; в-третьих, здесь был колодец, состоявший из трех совершенно необычных шахт. Наконец, в-четвертых, свод был выложен не только кирпичом, но и камнем, причем таким камнем, какой до того встретился Кольдевею среди руин Вавилона лишь один раз — у северной стены района Каср.
Совокупность всех деталей позволяла увидеть в этом сооружении на редкость удачную для того времени конструкцию как с точки зрения техники, так и с точки зрения архитектуры. Очевидно, сооружение это предназначалось для каких-то совершенно особых целей. Кольдевей предположил, что перед ним остатки водоразборного колодца с ленточным водоподъемником, который в свое время предназначался для беспрерывной подачи воды. Но куда поступала эта вода?
И тут Кольдевея осенило! Он вспомнил, что все древние источники — начиная с произведений античных писателей Иосифа Флавия, Диодора, Ктесия, Страбона и кончая клинописными табличками — содержат лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне: при постройке северной стены района Каср и… при создании знаменитых «висячих садов» Семирамиды!
Так перед археологами открылись остатки этих великолепных садов, которые прославились на века и вошли в число семи чудес Древнего мира.
Надо сказать, что почти все наши сведения о легендарной Семирамиде весьма недостоверны и спорны. Мы обязаны им в основном греку Ктесию, лейб-медику персидского царя Артаксеркса II — свидетелю весьма ненадежному, известному своей бурной фантазией. Так, колоссальное изображение персидского царя Дария в Бехистуне, по утверждению Ктесия, является изображением Семирамиды, окруженной сотней телохранителей!
В многочисленных легендах Семирамида предстает как храбрая воительница, обладающая большим художественным вкусом строительница, в отношениях с мужчинами — одновременно жестокая и слишком ласковая.
В Сирии и Финикии рассказывали, что Семирамида была дочерью лунной богини- русалки Атаргатис, родившейся от связи с человеком. К досаде богини, ее дочь родилась в нормальном человеческом облике, без русалочьего рыбьего хвоста. Раздосадованная Атаргатис убила своего возлюбленного и целиком превратилась в рыбу.
Согласно сообщению Диодора Сицилийского, Семирамида была покинута своими родителями и вскормлена голубями. Впоследствии она вышла замуж за одного придворного, у которого ее и отобрал царь. Она носила такую одежду, что «нельзя было понять, мужчина она или женщина». После того как Семирамида передала престол своему сыну, она обратилась в голубя и улетела из дворца.
Семирамидой легендарную царицу называли греки, а настоящее ее имя было Шаммурамат. Она жила около 800 г. до н.э. Возможно, она была вавилонской принцессой. После смерти своего мужа, царя Ассирии Шамши-Адада V, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока ее сын Адад-Нерари III не достиг совершеннолетия. Во время ее правления государство укрепилось, а благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря. Даже после того как ее сын взошел на трон, она сохранила за собой титул царицы и ее имя упоминали в документах и высекали на памятниках рядом с именем правящего царя.
Имя Семирамиды связывают со знаменитыми «висячими садами» Вавилона. Однако, согласно другим, более надежным сведениям, «висячие сады» были подарены Навуходоносором II своей жене Амитис (Амитиде), дочери мидийского царя, и произошло это спустя 200 лет после смерти Семирамиды.
Это было высокое четырехъярусное сооружение с прохладными покоями на террасах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. Своды каждого из четырех ярусов опирались на колонны высотой в 25 м. Остатки этих сводов обнаружил столетия спустя Кольдевей. Террасы, выложенные плоскими каменными плитами, были застланы камышом и залиты асфальтом. Поверх был насыпан толстый слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти не только цветы и кусты, но и большие деревья. Внутри сооружения была устроена удивительная для тех времен водоподводящая система.
Прообразом «висячих садов» послужили ступенчатые зиккураты Месопотамии, включая знаменитую Вавилонскую башню. Ведь их террасы-уступы тоже нередко озеленяли с помощью искусственных насаждений. Однако в садах Навуходоносора эта техника достигла наивысшего совершенства.
Царь Навуходоносор строил свою столицу на протяжении всех сорока трех лет своего правления. Улицы Вавилона, торжественная «Дорога процессий», дворцы и 53 храма поражали своим сказочным великолепием. Подробные описания города, построенного Навуходоносором, оставили Геродот и Ктесий. Изумленный Геродот сообщает, что две оборонительные стены Вавилона с многочисленными башнями — внешняя и внутренняя — были столь широки, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Через каждые пятьдесят метров вдоль стен стояли сторожевые башни. На внутренней стене их было 360, на внешней — 250. Это было самое грандиозное из всех когда-либо существовавших на свете городских укреплений. Неудивительно, что в первоначальном списке семи чудес света стены Вавилона заняли почетное второе место — после египетских пирамид. Однако построенный вскоре Фаросский маяк в Александрии затмил собой город царя Навуходоносора. и стены Вавилона из списка семи чудес были исключены. А сады Семирамиды — остались. Несомненно, очень красивые, несомненно, поражающие воображение, эти сады были своего рода чудом техники того времени, но не больше, и вряд л и их можно сравнивать с другими постройками в том же Вавилоне, которые Геродот, однако, к «чудесам света» не отнес.