Продленное мгновенье «шестидесятников» Жизнестойкость фотографии иные теоретики объясняют ее уникальной способностью «останавливать мгновение». Но в более точном переводе с немецкого «остановись» — это и «продлись», и «повремени», и «постой». Может быть, именно возможность фиксации «длящегося» события и есть главная первопричина выживаемости ретроспективной фотографии. Творчество фотографов-шестидесятников, начавших снимать в послевоенные годы, годы «оттепели», было отмечено страстным стремлением уйти от постановочного, инсценированного фотокадра, приблизиться к правде жизни, к репортажной адекватности повседневного существования. Закономерно, что новаторский подход осуществился именно в фотографиях, запечатлевших жизнь обновленной Москвы.
Борис Вдовенко Парашютисты. 1954 Московский Дом фотографии
Наступление молодых фотографов оказало безусловное влияние и на творчество тех, кто прошел суровую школу фронтовой фотожурналистики. Поэтому в экспозиции представлены и работы фотографов старшего поколения — Д.Бальтерманца, Б.Вдовенко, Н.Грановского, В.Та- расевича, и творчество фотографов, которые дерзнули поспорить с мастерами за место на выставочных стендах — В.Генде-Роте, Н.Рахманова, В.Ахломова, Н.Свиридовой, Д.Воздвиженского, Е.Кассина, Л.Бородулина, В.Лагранжа и многих других. В 60-е годы не только расширился тематический диапазон творческой фотографии, возникли новые сюжетные решения, но стали использоваться и новые технические средства — длиннофокусная и короткофокусная оптика, светочувствительные материалы, осваивались более совершенные лабораторные процессы.
Лев Бородулин Спортивный орнамент. 1950-е Собственность» автора
Поиску новых подходов к решению «мирных» тем способствовал фронтовой опыт Гаранина и Тарасевича. Именно они сумели максимально далеко отойти от постановочной фотографии, создавая индивидуально окрашенные репортажи — это и цикл фотографий Гаранина, посвященный театральной жизни Москвы, и ставший классикой «Московский университет» Тарасевича, и информационные по форме, но эмоционально насыщенные фотографии Грановского. Строгий, а следовательно, гораздо четче проясняющий авторскую позицию отбор работ, был свойственен фотографам шестидесятых в гораздо большей степени, чем их предшественникам. Но даже в рамках самоограничений и ограничений цензурных В.Мусаэлян, Э.Песов и другие создали снимки политических деятелей «нового времени», не уступающие нынешним произведениям «парламентских» фотохроникеров.
Лев Бородулин Пирамида. 1954 Московский Дом фотографии
Москва и москвичи были объектом съемки для многих репортеров фотохроники ТАСС, Агентства печати «Новости», журналов «Советский Союз», «Огонек», «Советская женщина» и других изданий. Но в те же годы для многих фотографов характерным моментом творчества стал переход от тематической всеядности к одной — главной теме. И именно в шестидесятые у фотографов, избравших своей темой жизнь Москвы, проявилось яркое, настойчивое стремление объединить репортерский подход к теме со стремлением использовать средства и приемы художественной фотографии. По сравнению с 20-30-ми годами, в 60-е эта граница становилась все более прозрачной, а порой и вовсе стиралась.
Прорезная бляха. VI-VII век.
Общий вид рисунков Каповой пещеры. Около 30 тыс. лет назад
Навершие кресала, из коллекции Теплоуховых. Верхнее Прикамье.
Меховая сумка, середина XIX века.
Люлька и крюк для подвешивания. Середина XIX века. Ханты-Мансийский автономный округ
Куженька-берестеная коробочка для хранения предметов домашнего обихода. Середина XIX века, Ханты-Мансийский автономный округ.
Коробочки, вторая половина XIX века. Ханты-Мансийский автономный округ, береста.
Конь-охлупень. Начало ХХ века. Мастер А.А. Митюков. д. Шалам Косинского района Пермской обл.
Изображения лошади и человека из Каповой пещеры. Красная охра
Вход в Каповую пещеру.
Блок от ткацкого станка. Начало ХХ века, д. Верх Утчан Алнашевского района Удмуртской АСССР
Археологические раскопки на Глядсновском костище. Фотография 1897 г.
Ковш. 2-я иол. Ill-II тыс. до н.э. Рукоять сделана в форме головы лебедя, поверхность тщательно отшлифована. Найден Д. Н.Эдингом на Горбуновском торфянике в 1927 г. Дерево, резьба. 5,5 х 15 см.
Сосуд в виде лосихи. Туловище и ноги внутри полые. Тщательно отделана непропорционально большая голова. Отмечен разрез губ и ноздрей. Зрачки глаз были инкрустированы, а уши сделаны из другого
Сосуд в виде лосихи. 2-я пол III — И тыс. до н. э. 11айден В. Ф. Старковым на Горбуновском торфянике в 1978 г Дерево, резьба. 17,5 х 23 см.
Возле Перми по речке Нижняя Мулянка находится крупный археологический памятник- Гляденовское костище- могильник (VI в, до н.э.-VIb. н.э. ). Предки манси и хантов совершали здесь жертвоприношения вплоть до XVII в. Впервые археологические раскопки костища проводились под руководством члена Уральского общества любителей естествознания Н. Н. Новокрещенных в 1896 и 1897 гг. Среди девятнадцати тысяч вещей, обнаруженных в слое пережженных костей и пепла, было найдено много мелких бронзовых фигурок животных, птиц, людей, фантастических существ. Эти вещи наряду с другими использовали в обряде захоронения. Открытый в Перми в 1890 г. научно-промышленный музей ( ныне Пермский областной краеведческий музей ) — первое научное учреждение края-сыграл большую роль в сохранении и пропаганде памятников древнего искусства Прикамья. В музее в 1894 г. была организована первая на Урале выставка произведений пермского звериного стиля.
Книга Д. Н. Эдинга рассматривает период зарождения и ранние этапы развития древнего искусства Урала
Сыроиятов Д. К. Отражение чудовищного стиля в ар хнтсктурс крестьянских построек Пермского края.-Пермь, 1924
Сницыи Александр Андреевич (1858-1931). Публикации А. А. Сиицыпа, посвященные пермскому звериному стилю
Теплоухов Александр Ефимович (1811-1885) и Теплоухов Федор Александрович ( 1845-1905)
А. А. Спицын-выдающийся русский советский археолог, член-корреспондент АН СССР. Внес большой вклад в изучение древней истории земель, прилегающих к Волге и Каме. Систематизировал произведения пермского звериного стиля(в наиболее крупной работе «Шаманские изображения» (Спб., 1906) выделил три эпохи: древние костища, VIII- IX вв. и X-XIV вв.). Для изучения древностей Прикамья неоднократно проводил раскопки в Чердынском, Кунгур- ском и Сарапульском уездах (1893-1901).