Акварельный портрет Пушкинской эпохи.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает.
Именно это стихотворение Пушкина возникает в памяти, когда рассматриваешь замечательный портрет великой княгини Елены Павловны Владимира Ивановича Гау (1840), представленный на великолепной выставке «Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания».
Целая галерея портретных образов: императоры и императрицы, их дети, князья и княгини, государственные деятели, военные, писатели и поэты, художники — переносит зрителей в эпоху Пушкина, когда светское общество было арбитром не только в области эстетических и социальных норм, но и в частной жизни. Все главы «Евгения Онегина» связаны со светской моралью, соответствующими представлениями о приличиях, традициях и условностях. Большая часть романа отражает местные вариации социально-эстетических норм жизни русского дворянства: балы, письма, салоны. Трудно переоценить роль салонов, в которых в ту пору собирался цвет литературного мира — Олениных, Смирновой-Россет, В.Ф.Одоевского, Хитрово, Ростопчиной, Волконской, Аксаковой, С. А. Бобринской… Их уютная обстановка располагала к приятной беседе, они соединяли писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя — с благожелательными слушателями, иначе говоря являли собой своеобразную сцену для выступления литераторов и критических дискуссий. Такой салон содержала графиня Софья Александровна Бобринская, где бывали Жуковский, Пушкин, Тургенев, Вяземский. Прекрасный портрет Бобринской (1827) также представлен на выставке. Его написал выдающийся мастер акварельного портрета Петр Федорович Соколов, который пользовался необыкновенной популярностью в эпоху Пушкина. Им же написан портрет мужа Бобринской, графа Алексея Алексеевича Бобринского (1827) — одного из первых русских просвещенных предпринимателей, создателя сахарной промышленности, специалиста в области точных наук.
На выставке — первоклассные акварельные портреты в прекрасном состоянии, созданные лучшими художниками, работавшими в России в первой половине XIX века. Это А.П. и К.П. Брюлловы, О.АКипренский, В.И.Гау, П.Ф.Соколов, А.Молинари, К.Робертсон, К.Гампельн… Впервые коллекция русского акварельного портрета французского антиквара, владельца галереи «Попов и Кв» Мориса Барюша демонстрируется публике почти полностью. Из-за высокой чувствительности к свету акварельные портреты не следует часто экспонировать. Поэтому на выставке используется приглушенное освещение. Морис Барюш, блестяще владеющий русским языком, хорошо знакомый с русской культурой и искусством, продолжает традиции первого владельца галереи, русского военного Александра Александровича Попова, оставшегося в Париже после первой мировой войны и открывшего там галерею.
Интерес к человеческой личности обусловил своеобразие его коллекции и определил основную тему этой очень красивой, впечатляющей и познавательной выставки. Акварельные портреты вызывают восхищение, радость, волнение. Бесспорной жемчужиной собрания является портрет Натальи Николаевны Пушкиной (1844) работы В.И. Гау, незнакомый как рядовому зрителю, так и специалистам. Впервые портрет Натальи Николаевны показывался на выставке в Париже в 1937 году. Среди многочисленных портретов представителей высшего света, созданных очень популярным в 30-50-е годы художником, — холодноватых, суховатых, бесстрастных — портрет Натальи Николаевны, выдержанный в изысканной цветовой гамме, выделяется своей одухотворенностью. Восхищенный небесной красотой модели, безупречным овалом ее лица, тонким станом, художник с большим мастерством передал обаяние облика жены Пушкина, ее неизъяснимую прелесть. Гау показан на выставке наиболее полно — 31 акварель, — что дает яркое представление об искусстве замечательного мастера.
Зрителям предоставляется редкая возможность познакомиться с техникой акварели во всем ее богатстве и разнообразии. Организаторы отказались от хронологического принципа решения экспозиции. Главное — вызвать у зрителей эстетические ощущения, доставить им удовольствие, возможность насладиться мастерством исполнения портретов, прекрасным обликом изображенных персонажей, удачным оформлением. Надписи помещены на легких прозрачных стеклянных панелях, что облегчает зрителям восприятие выставки.
Своеобразие акварельных портретов — их интимность, камерность, утонченность, способность поведать о человеке самое сокровенное. В первой половине XIX века акварельные портреты, которые можно было увозить с собой в путешествия, с наибольшей силой культивировали интимность, интерес к человеческой личности. Одна из особенностей русского романтизма — сочетание действия и мечты, игнорирование всего неизящного, «обыденного», что ярко проявилось в акварельном портрете.
На выставке также представлены акварельные портреты блестящих иностранных художников, работавших в России в первой половине XIX века: Александра Молинари, Алоиза Густава Рокштула, Кристины Робертсон.
Выставка «Современники Пушкина» удивительно созвучна духу поэзии Пушкина.
Виктория ХАН МАГОМЕДОВА