Арабские сады
Заимствовав опыт римлян в гидротехнике, арабы сумели использовать таяние снегов в горах и за несколько столетий превратили скалистую и безводную Испанию в цветущий и плодородный край, создав в XI—XIII вв. прекрасные ансамбли в Гранаде, Толедо, Кордове, Севилье. Арабская Испания стала одной из самых богатых и благоустроенных стран Европы.
Мавры разводили неизвестные европейцам культуры, прежде всего плодовые деревья, например цитрусовые. Изысканные, утончённые и новаторские для тех времён сады воссоздавали образ мусульманского рая с пышной зеленью и умиротворяющим журчанием воды. Равных им не было во всей средневековой Европе. Часть из этих садов дошла до нас. В их числе — Альгамбра (Красный дом), резиденция гранадских халифов. Дворец Альгамбры (середина XIII — конец XIV в.) с небольшими садиками и расположенная на склоне вышележащего холма летняя резиденция с целой системой садов образуют гармоничный ансамбль. Его площадь всего 13 гектаров, а площадь отдельных садов и вовсе невелика: Миртовый двор — 1550 м2, Львиный сад — 530 м2, другие ещё меньше. Регулярные композиции садов со строго геометрическими
планами построения вторят архитектуре дворца, но сами по себе сады не связаны в единое композиционное целое. Их особенностью являются декоративные водоёмы и фонтаны, а также использование горшечных культур в садовом убранстве.
Центром композиции изысканного и причудливого, выложенного мрамором Львиного двора во Дворце львов является небольшой открытый дворик с фонтаном. Симметричный, пленяющий соразмерностью всех частей, обозначенных четырьмя апельсиновыми деревьями, он выполнен в персидском стиле шахар-багх. Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя каналами, перекрещивающимися в центре. На пересечении стоит фонтан, окружённый 12 каменными изваяниями львов. На фонтане надпись: «Это — сад, в нём постройки так прекрасны, что Бог не разрешил существовать другой красоте, могу щей с ним сравниться».
Вдоль всего дворика идёт галерея из подковообразных арок, опирающихся на тонкие мраморные колонны. Сверкающие струи фонтанов оживляют и дополняют ритм колонн. Поэтичный уголок образует и Двор Линдараха, которому словно посвящены строки на стене Альгамбры: «Как прекрасен сад, где земные цветы соперничают со звёздами небесными! Что может сравниться с чашей того алебастрового фонтана, который наполнен водою? — ничего, кроме луны, сияющей на безоблачном небе».
На соседнем холме рядом с Альгамброй находится бывшая летняя резиденция мавританских властителей Гранады Хенералифе (Высокий сад или Сад архитектора) — уникальная в своём роде система садов с лёгкими павильонами, уютным и красивым старым двором, воскрешающим в памяти сказочные сады. По легенде, мавританскому султану Исмаилу было предсказано, что его сына постигнет несчастье от встречи с женщиной, и потому он решил поселить сына в Хенералифе, чтобы тот никогда не видел женщин и не познал радостей любви.
Построенный около 1319 г. ансамбль не раз переделывался. Сейчас он состоит из нескольких террас, в нижней части которых находятся постройки с лоджиями и балконами. Лестница, поднимающаяся от них, ведёт к зрелищному павильону Мирадор, возведённому в 1836 г. Вершина мавританского искусства водного декора — «водяная лестница». Главную часть сада образует Двор Асекийя, т. е. Двор канала, с узким каналом-бассейном в центре. По обе стороны от бассейна расположены высокие фонтаны. Двор засажен вековыми кипарисами, миртами, апельсиновыми и лавровыми деревьями. Буйство красок и ясность линий, сияние зеркальных водоёмов и яркость душистых ; цветов, хрустальное звучание фонтанов и игра света и тени создают здесь поистине волшебный уголок.
Проект Тадж-Махала следовал рисунку суфийского мистика Ибн аль-Араби «План собрания в день Страшного суда»: гробница олицетворяла трон Аллаха, а сады — райские кущи.
Мавзолей напоминает диковинный волшебный цветок, выросший в сказочном саду.
В основе садов Хенералифе — тот же персидский принцип шахар-багх: четыре водных потока, образующие пересекающийся крест, втекают в центральный павильон или бассейн. В мусульманских садах источники воды воспринимались как метафора райской жизни: наслаждаясь их журчанием и прохладой, человек при жизни получал возможность приобщиться к неземному блаженству.
Разбивая сады, посвящённые Корану, арабские халифы стремились создать совершенные композиции окружающего пространства, воды, растений и архитектурных сооружений. Вместе с исламом сады этого типа распространились от священной Мекки до Индии, Юго-Восточной Азии, Малайзии и Индонезии. Кроме Испании они получили известность в Северной Африке, частично в Южной Франции и на юге России.
Альгамбра, украшенная «говорящими» надписями, как будто обращается к посетителю от первого лица. Например: «Я — сад, который украсила красота, ты познаешь моё существо, если вглядишься в мою красоту». Горный воздух, яркий свет, голубой небосвод, отражённый водоёмами, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечнозелёные кустарники, множество душистых цветов создают здесь особую поэтическую атмосферу. Будущий посол США в Испании Ирвинг Вашингтон под впечатлением от этого райского уголка в 1832 г. написал книгу «История Альгамбры». Считается, что овеянная легендами Альгамбра подсказала А. С. Пушкину сюжет «Сказки о золотом петушке».
Миртовый двор с прямоугольным водоёмом, исполненный гармонии, благородства и покоя, занимает центральную часть дворца Комарес — парадной резиденции гранадских правителей. Вдоль длинных сторон водоёма высажены миртовые деревья, с востока и запада тянутся гладкие плоскости побелённых стен с двойными окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на невысоких колоннах. Большую роль играет зеркальная, поднятая почти до уровня пола поверхность водоёма, отражающая башню Комарес, зелень мирта и лазурное небо.