Баальбек

Баальбек 5

Баальбек

Знаменитые храмы Баальбека расположены в долине Бекаа, между горными цепями Ливана и Антиливана. на караванном пути из Дамаска в Тир. Еще в IV столетии, на закате Римской империи, их называли «восьмым чудом света». Тогда же за этим удивительным храмовым комплексом закрепилось название Баальбек — имя, под которым он стал широко известен в наши дни.

Древнее семитское название Баальбек свидетельствует, что здесь почитался бог Баал, или Бел — одно из главных сирийских божеств. Баал считался богом солнца и плодородия. Защищенная горными хребтами долина Бекаа, по-видимому, еще во времена глубокой древности стала местом поклонения этому божеству. Само название «Баальбек» буквально означает «Баал Бекаа», «Божество Бекаа». В ассирийских и древнеегипетских текстах это имя практически не упоминается: может быть, потому, что это уединенное святилище не имело большого значения, а может быть, потому, что жрецы Ваала весьма неохотно допускали в храм чужеземцев. В то же время они не жалели сил и средств на его украшение — обитель владыки долины Бекаа должна была внушать почтение у простых смертных. Еще в те далекие времена здесь появилось одно из самых загадочных сооружений древности — знаменитая Баальбекская терраса, сложенная из циклопических каменных монолитов. Размеры этих громадных блоков поневоле заставляются задуматься об «азиатском способе производства», когда тысячи людей, облепив, как муравьи, гигантские каменные блоки, тесали и волокли их за десятки верст, сооружая подавляющие своей грандиозностью памятники языческим богам и обожествленным при жизни вождям и фараонам.

Баальбек 3

Размеры трех самых больших каменных монолитов Баальбекской террасы составляют 19,1 x 4,3 x 5,6 м, а вес одного блока — от 500 до 750 тонн! Как и весь строительный материал Баальбека, они происходят из расположенного поблизости карьера, где до сих пор лежит обработанный блок еще больших размеров.
Площадь Баальбекской террасы составляет 49 x 89 м. Она расположена на высоком холме, царящим над долиной Бекаа. По-видимому, некогда находившееся на ней святилище Баала соответствовало колоссальным масштабам этого удивительного сооружения. Однако у нас нет никаких сведений относительно того, как оно выглядело, когда было построено и по каким причинам исчезло.
В эллинистическую эпоху культ Бела слился с культом солнечного бога Гелиоса, и место стало называться Гелиополис — «город Солнца». Но подлинный золотой век Баальбека наступил во времена римского владычества, когда Баальбек-Гелиополис стал опорным пунктом Рима на Ближнем Востоке.

Баальбек 4

Римляне основали здесь укрепленный лагерь Колония Юлия-Августа-Феликс Гелиополитана, который быстро вырос в процветающий город, центром которого стал величественный храмовый ансамбль. Сменявшие друг друга императоры как будто соревновались в его украшении. По своим огромным размерам Баальбек относится сегодня к самым значительным храмовым комплексам, когда-либо строившимся на Ближнем Востоке. И хотя он дошел до наших дней в сильно разрушенном виде, ни с чем не сравнимо великолепие этих развалин.
На древней террасе, незыблемой, как скала, высятся шесть самых высоких на Земле колонн, перекрытых резным каменным фризом — остатки храма Юпитера. Их высота составляет 22 м. Сегодня этот фрагмент древней колоннады стал архитектурным символом Ливана, его можно видеть на марках, банкнотах, рекламной продукции и даже на бланках документов. Некогда таких колонн было 54, и они служили достойным обрамлением жилища бога, на поклон к которому приходили из далекого Рима даже могущественные императоры. Сегодня только шесть колонн остаются на месте как напоминание о прежнем великолепии. Остальные были или разрушены землетрясениями, или использованы в качестве строительного материала в более поздние времена. Восемь колонн византийский император Юстиниан вывез в Константинополь, использовав их при строительстве знаменитой Святой Софии. По сохранившимся на месте колоннам и остаткам пышного резного убранства можно лишь догадываться, какое величественное впечатление храм Юпитера некогда производил на современников.

Баальбек 6

Этот монументальный храм — самый большой во всей Римской империи — начали строить в последних годах I в. до н.э., а завершил его Нерон в 60-х гг. I в. н.э. Во II в. был окружен колоннадой и украшен богатым декором обширный двор перед храмом. Весь ансамбль храма Юпитера, включающий пропилеи, два двора и само здание святилища, воздвигнут на древней террасе, сложенной из массивных блоков известняка. Ее толща прорезана системой сводчатых туннелей, служивших нуждам сложного храмового хозяйства. Попасть к подножию храма можно было по широкой лестнице на аркадах. Преодолев ее, посетитель оказывался перед монументальной колоннадой пропилеи. Составляют ее двенадцать коринфских колонн из серовато-розового гранита, по сторонам высятся две массивные, прямоугольные в плане башни. Они очень напоминают собой пилоны, обрамлявшие входы в древнеегипетские храмы, и, вероятно, именно им обязаны своим происхождением.

Баальбек 7

Огромный внутренний двор святилища (113 x 135 м) выстроен при императоре Траяне (98— 117). Два расположенных один за другим алтаря, сложенные из тщательно пригнанных блоков, занимают его среднюю часть. Устроенные в толще стен лестницы вели на завершающие алтари площадки, служившие местом жертвоприношений. С трех сторон двор окружал крытый портик — 84 гладкоствольные коринфские колонны, высеченные из привезенного из Египта красного асуанского гранита. Убранство двора дополнялось двумя прямоугольными бассейнами для ритуальных омовений, расположенными по сторонам главного алтаря.
Три храма Баальбека были посвящены Юпитеру, Венере и Вакху — отцу, матери и сыну, божественной триаде Гелиополиса. Римский Юпитер занял место древнесемитского Ваала, Венера ассоциировалась с Астартой (Иштар), богиней любви и плодородия. Вакх, бог виноградарства и вина, почитался и как податель урожая. Храм Вакха, сооруженный при императоре Антонине Пие, расположен позади большого внутреннего двора. Это лучше всего сохранившаяся постройка Баальбека являет собой блестящий результат синтеза превосходной архитектуры, скульптуры и декора, и дает представление о том, как выглядел весь храмовый комплекс в пору своего расцвета. Храм Вакха часто именуют Малым — не из-за его истинных размеров, весьма значительных — длина 69 м, ширина 36, — но лишь по сравнению с огромным храмом Юпитера. Сорок две колонны высотой 19 м каждая окружают его. Передняя стена прорезана высоким входным проемом, обрамленным великолепным резным порталом. В его тонкой резьбе среди гирлянд и виноградных лоз изображены фигурки сатиров, вакханок, различных животных и птиц. Чрезвычайной роскошью отличается внутреннее, хорошо сохранившееся убранство храма. Коринфские полуколонны, стоящие на высоких постаментах, тянутся вдоль боковых стен. Между ними зияют пустые ниши — полукруглые в нижнем ряду и прямоугольные в верхнем. Когда-то в этих нишах стояли мраморные статуи. В глубине храма лестница, занимающая всю ширину зала, ведет к священному адитону — местонахождению статуи божества, типичному для сирийских святилищ. Все его части покрыты резьбой: переплетения орнаментальных полос образуют шестиконечные звезды, в центре которых помешены рельефные полуфигуры богов и героев.
Третий храм Баальбека, храм Венеры, стоит немного обособленно от святилища Юпитера. Построенный при императоре Септимии Севере (193—211), он считается самым изящным архитектурным памятником во всем римском мире. Это небольшая (внутренний диаметр чуть более 8 м) ротонда, соединенная с портиком обычной прямоугольной формы. Портик имеет два ряда колонн, по четыре в каждом. Храм стоит на подиуме, к портику ведет лестница. Это, как и смелое сочетание ротонды с прямоугольным портиком, делает храм Венеры уникальным во всей римской архитектуре.

Баальбек 8

Несмотря на длительную строительную историю, ансамбль Баальбека поражает удивительной цельностью. Он служит лучшим образцом восточно-римской архитектуры, где органически слились черты античных и восточных памятников. А главной отличительной чертой архитектуры Баальбека являются грандиозность и пышность.
Закат Баальбека-Гелиополя наступил с приходом христианской эры. По приказу императора Феодосия (379—395) были разрушены алтари и статуи языческих божеств, камни разобранного храма Юпитера пошли на постройку большой христианской базилики. Сегодня от нее ничего не осталось: те же самые камни в эпоху крестовых походов были использованы арабами для постройки крепостной стены, окружившей Баальбек. Само поселение в те годы получило название — Калаа, что по-арабски означает «крепость». Из камней древних построек арабы построили и мечеть, и сторожевую Башню мамлюков… Разрушительную работу людей довершили землетрясения. Самое мощное из них было в 1739 г. Когда Баальбек увидели первые европейские ученые, некогда прославленный храмовый ансамбль представлял собой лишь горы щебня, среди которых то тут, то там выступали обломки циклопических колонн и разбитые фрагменты покрытых резьбой камней.

Баальбек

В ноябре 1898 г. в Баальбеке побывал германский император Вильгельм II, направлявшийся в Иерусалим для участия в церемонии освящения лютеранско-евангелической церкви Христа Искупителя. Потрясенный зрелищем величественных руин, он пожелал восстановить Баальбек. Месяцем позже сюда уже прибыла немецкая археологическая экспедиция. Она работала в Баальбеке на протяжении шести лет. Германские ученые расчистили остатки древних храмов от завалов щебня и восстановили все, что могло быть восстановлено. Их труд лег в основу всех последующих работ по консервации и реставрации памятников Баальбека. В последующие годы этим занимались французские специалисты, затем департамент древностей Ливана.
В 1990-х гг. в Баальбеке открылись два музея. Экспозиция первого, разместившегося в цокольном этаже храма Юпитера, посвящена римскому периоду в истории Баальбека, а второго, расположившегося в Башне мамлюков, — эпохе средневековья. Ежегодно покой древних богов нарушают звуки музыки, то и дело сменяющиеся бурей аплодисментов: вот уже много лет в Баальбеке проводится широко известный летний музыкальный фестиваль. Здесь, под звездным небом Ливана, на ступенях храма Юпитера выступали Герберт фон Караян, Мстислав Ростропович и многие другие мировые знаменитости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art