Воины Вальхаллы

Воины Вальхаллы

Воины Вальхаллы
Первые века новой эры ознаменовались двумя событиями, изменившими ход мировой истории. В Средиземноморье набирало силу христианство, ставшее в IV в. государственной религией Римской империи, а в Европе усиливался натиск варваров, которые стремились получить доступ к богатствам Рима.

Постоянным и самым грозным врагом Рима были воинственные германцы, в конце концов основавшие варварские королевства на развалинах империи. Но остававшиеся на периферии, вдали от границ Рима, ‘ англы, саксы, даны, свей, норвежцы ещё долго потрясали своими набегами христианскую Европу. Эпоху Великого переселения народов завершили в IX—XI вв. походы викингов.
Научившиеся строить большие боевые корабли скандинавы стремились наверстать упущенное и захватить то, что получили от древней цивилизации варвары уходящего первого тысячелетия.
Европейцев более всего страшило, что германцы не боялись смерти. Выверенная боевая тактика римских легионов не раз отступала перед яростным неистовством, с которым бросались на врага германцы.

Голова викинга (из Осеберга). Дерево. Около 850. Университетский музей древностей.
Голова викинга (из Осеберга). Дерево. Около 850. Университетский музей древностей.

Сам высший бог Водан — скандинавский Один —предводительствовал ими. Знаменитый исландский скальд и историк Снорри Стурлусон писал о воинах берсерках (буквально — «одетых в медвежью шкуру»): «Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми и глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни железо, ни огонь не причиняли им вреда».

Мечи викингов

Конечно, не только воля к победе и жажда богатств делали германцев неустрашимыми. Бесконечные войны и родовые распри варварской эпохи снизили ценность человеческой жизни, зато повысили цену смерти. Славная гибель в бою не просто увековечивала героя в памяти потомков, он получал и посмертную награду: Один принимал его в воинском рае — небесной Вальхалле, «чертоге убитых», где пировали павшие в бою воины. Мёд и вино им подносили девы-воительницы валькирии («выбирающие мёртвых»). Как духи воинской судьбы реяли они над нолем боя, выбирая достойных быть принятыми в Вальхаллу. Погибшие герои (эйнхерии) даже после смерти не знали покоя. В Вальхалле они вступали в бой друг с другом, вновь погибали, но опять воскресали, чтобы продолжить нескончаемое пиршество.

вендельский шлем
вендельский шлем

Некогда, ещё в начале времён, боги затеяли распрю из-за богатства — её посеяла злобная ведьма Гулльвейг, чьё имя означает «сила золота». Варвары понимали губительность этой страсти, но, как повелось, жажда золота оказалась сильнее. Богатство можно было захватить в Риме, отобрав его в походе или получив в виде платы за службу в войске, откупа, дани и т. п.

Северо-европейский меч викингов 9-10 века
Северо-европейский меч викингов 9-10 века

Так или иначе, с первых веков новой эры к германцам потекли сокровища Рима — деньги, ювелирные изделия, посуда и, конечно, вооружение. В скандинавских княжеских погребениях археологи находят не только украшения, пиршественную посуду, но также оружие и доспехи. С этого времени просторные могилы вождей напоминают Вальхаллу — там есть всё необходимое для боя и пира.
Ярче всего воины Вальхаллы представлены в культуре эпохи, предшествовавшей «веку викингов». Это так называемая вендельская эпоха — время существования первых варварских королевств в Скандинавии (VI—VIII вв.).

Регин переделывает рукоять меча Сигурда. Резьба по дереву (XII в.)
Регин переделывает рукоять меча Сигурда. Резьба по дереву (XII в.)

Один из самых распространённых сюжетов скандинавского искусства — процессии воинов, несущих в руках кольца. Предполагается, что эти сцены восходят к римским образцам — изображениям триумфаторов с венками. Однако в собственно скандинавской традиции кольцо — сакральный предмет, символ нерушимой клятвенной связи, «обручения» с вождём ( в сценах символ вступления в Вальхаллу — с владыкой воинского рая Одином). Этот мотив был известен и в Древней Руси. В договоре князя Игоря с греками в 944 г. говорится: « … а не крыщении Русь полагают щиты своя и мече свое наги, обруче свое и прочаа оружья, да кленутся о всем».

Ковер королевы Матильды. Байе, Франция. Конец XI в
Ковер королевы Матильды. Байе, Франция. Конец XI в

Раскопки погребений вождей в столице свеев Упсале и особенно в Венделе и Вальсъерде (в переводе «поле мёртвых») дали уникальные коллекции древностей и вооружения, ведь умершие покоились с богатейшим погребальным инвентарём. Показательно, что вождей и знатных воинов хоронили в ладьях: это стало предвестием грядущего движения викингов. Уже в вендельскую эпоху началась скандинавская колонизация побережья Балтики; вендельскую ладью обнаружили даже в Восточной Англии, в Саттон-Ху, в королевском некрополе VII в. (две германские династии были связаны родственными узами).

Сцены, изображенные на памятных камнях с острова Готланд: воины с поднятыми мечами, битвы с чудовищами, встреча героев с валькириями -должны были увековечить в камне миф о валхалле
Сцены, изображенные на памятных камнях с острова Готланд: воины с поднятыми мечами, битвы с чудовищами, встреча героев с валькириями -должны были увековечить в камне миф о валхалле

Наборы вооружения включали доспехи — щиты и шлемы, а также копья и мечи похожие на те, что были распространены в го время в Западной Европе — во франкской державе Меровингов. Обоюдоострые мечи имели прямые нижнее (гарда) и верхнее перекрестья, подтреугольное навершие, иногда со специальным кольцом, которое позволяло привязывать меч к руке (ценное оружие боялись потерять в бою). Рукояти мечей, ножны, щиты, ремённая гарнитура и сбруя боевых коней украшались серебряными пластинами или бляхами со специфическим геометрическим вендельским орнаментом. Этот орнамент является одним из высших достижений декоративно-прикладного искусства раннего Средневековья.

Меч был любимым оружием викингов, его берегли и богато украшали
Меч был любимым оружием викингов, его берегли и богато украшали

Меч Сигурда

Мечи древних героев и конунгов имели собственные имена, и самый знаменитый из них Грам — меч Сигурда, великого героя германо-скандинавского эпоса о Нифлунгах — Нибелунгах. Эпос начинается с истории о губительной жажде золота, которой были подвержены даже боги: сам Один отнял золото Нифлунгов у карлика Андвари, не оставив ему ни одного кольца. Разгневанный карлик проклял свой клад, и тот достался не богам, а братьям Фафниру и Регину: Фафнир один завладел кладом, превратившись в дракона, Регин же стал искать героя, способного убить чудовище. Им оказался Сигурд. Он потребовал, чтобы карлик — искусный кузнец — выковал ему меч. Кузнец согласился и дважды изготавливал клинок, но дважды герой разбивал его о наковальню, проверяя на крепость.
Тогда Сигурд вспомнил о мече, которым владел его отец Сигмунд. Это было чудесное оружие: Один своими рука ми некогда вонзил его в ствол дерева, и только у Сигмунда хватило сил вытащить меч. Он сражался им до старости и был непобедим, но в последней битве Один волшебным копьём сломал меч героя — бог спешил пополнить дружину воинов Вальхаллы.

Воины

Сигурд отнёс обломки отцовского меча кузнецу. Когда карлик выковал меч, Сигурд ударил по наковальне и разрубил её надвое. Потом он пошёл к реке, бросил комок шерсти против течения и выловил его мечом, который был настолько острым, что разрезал шерсть. Сигурд назвал меч Грам — Свирепый. Им герой и сразил дракона. Битва героя с драконом — излюбленная композиция в искусстве скандинавского средневековья.
Подобный сюжет известен и на Руси. Поражённый мечом дракон изображён на парадном топорике князя Андрея Боголюбского: фигура героя не сохранилась, хотя она и не была главной — сама композиция образовывала буквицу «А» и могла служить монограммой князя.

Воин из гвардииварангов- викингов, находившихся на службе у византийского императора. Мозаика. Византия XI век
Воин из гвардииварангов- викингов, находившихся на службе у византийского императора. Мозаика. Византия XI век

Сигурд, однако, не удостоился воинского рая, потому что был убит не в бою — его ждала смерть в собственной постели, от руки предателя. Он вонзил клинок в тело героя так, что тот пробил тело насквозь и вошёл в перину. Пробудившийся Сигурд успел выхватить Грам и бросить его вслед убегающему убийце. Чудесный меч разрубил его пополам, при этом верхняя часть туловища упала назад в горницу, а ноги продолжали бежать…
Судьба главного героя эпоса была поистине символична: ценности героической эпохи викингов уходили в прошлое, а Вальхаллу сменили другие райские картины.

Ковер

«Эпоху викингов» можно смело назвать эпохой мечей: в погребениях IX—XI вв. их обнаружено более двух тысяч. Викинги открыли не только новую главу в истории войн и вооружения, но и новую главу в истории торговли оружием. Дело в том, что большая часть мечей, которыми сражались викинги, имела континентальное происхождение: клинки ковались в рейнских мастерских, о чём и свидетельствовало латинское клеймо — Ulfberht fecit (мастер «Ульфберхт делал»). Стало быть, мечи изготовлялись в империи Каролингов, сменившей державу Меровингов. Империя, как и вся Европа, не раз становилась жертвой экспансии викингов, и потому Карл Великий запретил торговлю оружием со своим врагом. Но, увы, в раннем Средневековье контрабанда оружия являлась не менее выгодным занятием, чем ныне, и арсеналы викингов неизменно пополнялись оружием франков.
Размеры мечей были стандартными: общая длина примерно 100 см при длине клинка около 80 см и ширине 5—6 см, а вес достигал 1—1,5 кг (хотя встречались и экземпляры, превышавшие 2 кг). Вдоль клинка шёл желобок, делавший меч более лёгким и гибким (плохие мечи гнулись в бою, и их приходилось выпрямлять ногой). Наиболее качественные клинки сваривались из нескольких полос.
Меч носили с левой стороны на бедре, перекидывая перевязь через плечо, или на поясе. Ножны делали из дерева, обшитого кожей. Устье и наконечник ножен имели оковки с характерным орнаментом: наконечники любили украшать изображением птиц или драконов в сложном переплетении орнамента.
Особо викинги заботились об оформлении рукояти меча. Чаще всего она по частям отливалась из бронзы и монтировалась на черенок клинка; известны рукояти из кости и рога. На смену относительно простым рукоятям начала IX в., с прямыми гардой и верхним перекрестьем, с подтреугольным навершием, пришли более сложные формы.
Навершие стало выпуклым и разделённым на несколько вертикальных зон. Гарду нередко делали вогнутой, с опущенными вниз концами. Орнаментация рукоятей становилась всё более изощрённой: даже простейший декор требовал изготовления нескольких сотен отверстий в украшающих рукоять бронзовых пластинах и нескольких метров серебряной и медной проволоки для инкрустации.

Боевой корабль викингов. Миниатюра из книги. 1025-1050 гг. Британская библиотека.
Боевой корабль викингов. Миниатюра из книги. 1025-1050 гг. Британская библиотека.

Места находок мечей и отделка рукоятей могут многое рассказать о походах викингов. Один из самых замечательных образцов мечей X в. обнаружен в Темзе возле Лондонского сити; сто рукоять украшена инкрустацией из серебряной и медной проволоки в скандинавском «зверином» стиле: в изгибах сложной плетёнки изображены фигуры мифических
чудовищ. Меч, видимо, был утерян в сражении. На другом конце европейского континента, возле острова Хортица на Днепре, найдены скандинавских мечей X в. Возможно, они принадлежали дружинникам зя Святослава, который в 972 г. возвращался из Византии на Русь и возле днепровских порогов попал в засаду печенегов.
Большая часть мечей IX—XI вв., обнаруженных на Руси, имеет франкские клинки и скандинавские рукояти. Это неудивительно — ведь и сами русские князья, и значительная часть дружинников имели скандинавско-варяжское происхождение.
Повсюду, куда приходили русские дружины, славились их мечи, которые арабские авторы называли «Сулеймановыми» (считалось, что лезвия этих мечей закаливали, используя секреты, известные ещё в библейские времена). После вторжения русского войска в мусульманское княжество Бердаа в Закавказье (X в.) местные жители раскапывали могилы погибших там дружинников в надежде раздобыть столь ценное оружие.
Во все времена существовали грабители, осквернявшие могилы, чтобы достать погребённые в них сокровища. Раздобыть меч знаменитого воина считалось особым подвигом. Скандинавы верили, что умерший, даже если он удостоен Вальхаллы, продолжает одновременно жить и в своей могиле. Многочисленные саги рассказывают о жестокой борьбе, в которую приходилось вступать герою с могильным жителем за владение его оружием.
Часто во время похорон мечи намеренно гнули и ломали, дабы обезопасить покой погребённого. К тому же считалось, что умерший или его дух становится опасным для живых, особенно если покойник был воинствен при жизни. Поэтому его оружие портили или втыкали в землю, чтобы защитить живых от упыря. Такой разломанный надвое меч, обломки которого вонзёны в землю, найден в одном из курганов в Гнёздове на Верхнем Днепре. Погребённый под этим курганом в середине X в. скандинав был сожжён в ладье (её заклёпки сохранились на кострище). По варварскому обычаю, характерному для эпохи викингов, с ним похоронены две женщины, останки которых покоились в урнах, (женщины выполняли, вероятно, роль валькирий, сопровождавших умершего в Вальхаллу).

Бронзовая матрица с изображением викингов в полном боевом облачении VI век
Бронзовая матрица с изображением викингов в полном боевом облачении VI век

О взаимодействии разных культур в Восточной Европе свидетельствует и самый замечательный древнерусский меч, найденный в местечке Фощеватая у Миргорода, под Полтавой. Его бронзовая рукоять богато орнаментарована в стиле скандинавских рунических камней XI в., концы гарды опущены. Меч был, вероятно, пригоден как для пешего, так и для конного боя. Расчистив клинок, крупнейший специалист по древнерусскому оружию А. Н. Кирпичников обнаружил клеймо из букв кириллического алфавита. Надпись гласила: «Людота (или Людоша) коваль». Так, помимо имён франкских мастеров, стало известно имя русского кузнеца.
Другой меч, костяная рукоять которого украшена в скандинавском стиле рубежа X—XI вв. неизвестным мастером, а клинок несёт клеймо мастера Ульфберхта, приписывается королю Стефану Венгерскому. В XIV в. меч поступил в сокровищницу знаменитого пражского собора Святого Витта. Как этот меч попал к венгерскому королю, использовался ли он при коронации Стефана в 1001 г., остаётся загадкой. В конце IX — первой половине X в. набеги кочевников-венгров потрясли Европу не меньше, чем походы викингов. Благодаря крещению правители и тех и других были «приручены», а их мечи стали олицетворением законной и христианской королевской власти.Так мечи некогда служившие воинам Вальхаллы, превратились в христианские символы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art