Волга

Home - Annecy Lake, Haute Savoie, France
Home — Annecy Lake, Haute Savoie, France

Волга

Волга — самая большая река Европы — зарождается в Осташковском районе Калининской области в болотистом лесу, недалеко от деревни Волго-Верховье. Здесь среди мхов и болот Валдайской возвышенности (на высоте 221 метр над уровнем моря) вытекает маленький ручеек. Этот ручеек — начало великой русской реки.
Ручеек Волга медленно просачивается по болоту. Только через несколько десятков километров течение становится заметным. Но какая здесь Волга маленькая и слабая! Перешагнуть можно. Каждый встречный камень, пень, каждый впадающий ручеек заставляют Волгу сворачивать в сторону.

На первом десятке километров Волга протекает через ряд озер. В них она пополняет свой запас воды и постепенно растет, вздувается. Так как истоки Волги лежат невысоко, то течет она по очень пологому руслу. Поэтому и скорость течения ее невелика.
После долгого пути по болотистым трущобам, где лес сменяется болотом, болото — лесом, Волга протекает через большое озеро Волго. Ниже его на Волге сделана запруда. Здесь от одного берега Волги до другого уже метров 35. Эта первая по течению плотина (бейшлот) состоит из ряда устоев, удерживающих перегораживающие реку щиты. Поверх устоев перекинут проезжий мост.
Запруда повышает уровень воды в Волге выше бейшлота; когда щиты закрыты и водоем заполнен (весной), течения Волги не видно — она сливается в одно с озерами на сорокакилометровом пространстве. Когда Волга к лету начинает мелеть, щиты поднимают. Избыток весенней воды постепенно спускается в продолжение лета, не давая возможности реке мелеть ниже по течению. Влияние бейшлота сказывается вниз по течению до впадения в Волгу реки Мологи.
Благодаря бейшлоту несудоходная Волга у верховьев становится сплавной рекой. По ней сплавляли много леса. Волжский бейшлот построен в 1834 году, реконструирован в последние годы и является удачной попыткой зарегулировать верхнее течение реки.

От бейшлота до Твери Волга местами порожистая. Пороги состоят из каменных гряд и отдельных камней — валунов, занесенных сюда ледником.
Свои притоки Волга начинает принимать за бейшлотом. Первый — Селижаровка, текущая из большого озера Селигер, потом Вазуза, Тверца. Приняв их, Волга становится полноводной.
В верхнем течении, до слияния Волги с Окой, еще нет резкой противоположности между правым и левым берегами Волги. Только за впадением Оки высоким и крутым станет правый берег, а низменным — левый.
Раньше же крутым оказывался то правый, то левый берег. Крутой высокий берег имеет вогнутую форму, низкий — выпуклую.
Волга-ручей и Волга-река до бейшлота и несколько ниже его течет как-то неуверенно. Точно она нащупывает себе русло. Дорогу ей приходится прокладывать среди глинистых отложений и известняков. Чтобы промыть себе здесь и разработать долину, у Волги еще не хватает силы.
Свою долину Волга начинает размывать только за Ржевом. Тут путь реки идет по глинисто-песчаным толщам. Их легче размыть, чем известняк, да и Волга становится больше и сильнее.
Участок Волги от Твери до Иваньково залит огромным водохранилищем или, как его называют, Московским «морем». Это «море» образовано большой плотиной, построенной на Волге у села Иваньково и являющейся головным сооружением канала им. Москвы.
Московское «море» в жизни Волги не совсем обычное явление. Это как бы обновленный участок великой реки. Здесь Волга широка и глубока.

Волга 3

Вниз по течению от Иваньковской плотины Волга резко меняет свой облик. Здесь она узкая, течет в пределах русловых берегов, пока не разливается Угличским водохранилищем возле города Углича. Максимальной ширины оно достигает в непосредственной близости от Угличского гидроузла. Водохранилище — второй крупный искусственный водоем, обеспечивающий бесперебойное плавание судов на Верхней Волге.
Ниже по течению начинается Рыбинское водохранилище. В верховой части оно еще не велико и вмещается в пределах русловых берегов. Но в средней части Волга выходит из берегов и широко разливается по своей долине. Чем ближе к Рыбинску, тем шире водохранилище. В некоторых местах разлив Волги настолько велик, что с теплохода не видно берегов. Рыбинское водохранилище, построенное в 1940 году (а водой оно заполнялось с 1941 по 1947 год), было в то время величайшим в мире искусственным водохранилищем. Оно дает воду для мощных турбин гидростанции, помогает судоходству. Дальше по течению Волги начинается целый каскад водохранилищ и гидроэлектростанций.
Большинство притоков Волги впадает в нее в верхнем и среднем течении. Самые большие из притоков — Кама и Ока — сами являются крупными равнинными реками. Главный правый приток Волги Ока впадает у Нижнего Новгорода. Здесь она по своей ширине почти ничем не отличается от Волги. Длина Оки от истоков до впадения в Волгу — 1 465 километров. Истоки Оки находятся в пределах Орловской области у сел Очка и Александровка. Верхнее течение реки проходит на границе лесных массивов и лесостепи. Правобережье Оки и прилегающая к нему равнина покрыты лесостепью, а левая сторона — песчанистыми почвами и хвойными лесами. Левый берег Оки низкий и пологий. Он богат многочисленными заводями, озерами и прекрасными заливными лугами.

Волга 4

На лугах Окской поймы можно встретить такую растительность, как тюльпаны, ирис, белые анемоны, красную герань, зубровку и других представителей южной флоры. В чистых водах Оки водится много сортов ценных рыб — стерлядь, осетр, язь, судак, лещ и др.
В долине Оки близ города Серпухова расположен Приокско-террасный заповедник, основанный в 1945 году. Здесь обитают бобры, редкий журавль стерх, занесенный в Красную книгу. В питомнике разводят зубров.
Недалеко от устья Оки с левой стороны впадает в Оку река Клязьма — один из крупнейших ее притоков.
Приняв Оку, Волга становится вдвое полноводнее и шире. До своего следующего крупнейшего притока — Камы — Волга принимает ряд мелких притоков: с левой стороны Керженец, Ветлугу, Большую Кокшагу и справа — Суру и Свиягу. Ниже Казани Волга принимает свой главный приток — Каму.
Длина Камы — 1800 километров. Она имеет бассейн, равный одной трети всего бассейна Волги, и принимает в себя такие крупные притоки, как Вишера, Чусовая, Белая, Вятка и др.
Кама зарождается в пределах Кировской области у деревни Карпушиной и уже в 40 километров от истока делается судоходной.

бобры в приокско-террасном заповеднике
бобры в приокско-террасном заповеднике

Северо-восточные притоки Камы — Чусовая, Уфа, Белая и другие — берут свое начало в горах Среднего и Южного Урала. Один из крупнейших торгово-промышленных центров Урала — город Пермь — расположен на берегу Камы.
Транспортное значение Камы, как естественного пути, связывающего промышленный Урал с Волгой, имеет для страны огромное значение.
В отличие от других притоков Волги Кама многоводна и стремительна в своем течении. Средний уклон Камы в два раза больше среднего уклона Волги.
Среднее и нижнее течение реки доступно для больших судов. У места впадения Камы в Волгу (Камское устье) бросается в глаза резкая разница в цвете воды. Кама несет темно-синеватую воду, а Волга — желтовато-серую.
Кама приносит воды значительно больше, чем Ока. Ее сток равен стоку Волги у Казани. Волга после слияния с Камой делается могучей водной артерией.
Вдоль правого берега Волги, от Нижнего Новгорода до Волгограда, тянется Приволжская возвышенность, в которой особого внимания заслуживают Жигулевские горы — наиболее высокое место правого берега Волги (370 метров над уровнем моря).

Волга 5

В далекие времена, когда под влиянием мощных горообразовательных процессов возникли на земле Альпы, Кавказские горы и другие горные хребты, по Европе и Азии прокатилась волна грандиозных перемещений земной коры. Такие перемещения произошли на месте нынешних Жигулей. Изгибаясь в складку, твердые известковые пласты в районе Самарской луки разорвались, образовав трещину.
Пласты, лежащие к северу от трещины, опустились в земные глубины. Произошел так называемый сброс, поднятым крылом которого и являются современные Жигулевские горы. Опустившееся крыло сброса представляет собой ровную поверхность, по которой сейчас протекает Волга.
К югу от устья Камы Волга входит в лесостепную зону (по правобережью до Саратова и по левому берегу до Самары). Здесь выпадает мало осадков, а лето продолжается до четырех месяцев. Южнее лесостепи лежит зона открытой степи, и затем до самого Каспия Волга прокладывает себе путь в полупустынной области.
В придельтовом участке Волги, в районе Волго-Ахтубинской поймы, имеются благоприятные условия для развития хлопководства и огородничества.
Участок Волго-Ахтубинской поймы заливается волжской водой, и здесь хорошо растут лучшие сорта арбузов, дынь, винограда, помидоров, персиков, айвы, абрикосов и других южных растений.
Здесь все поражает своей свежестью и яркостью красок: синее без единого облачка небо, голубеющая вода, непролазные зеленые дебри камышей. Трудно определить, что господствует в дельте — вода или зеленая растительность.
Бесчисленные острова волжской дельты покрыты густыми зарослями камыша, в которых ютятся массы южных птиц. Черные с зеленоватым металлическим блеском бакланы с утра до вечера сидят на береговых камнях и без устали ловят рыбу. Плавно скользят по зеркальной поверхности воды розовые пеликаны с громадными клювами и ярко-красными глазами. Дикие утки, гуси, чайки и сотни видов других птиц находят себе пристанище в непроходимых камышовых дебрях.
Волжская дельта — это царство рыбы, камыша и птиц.
В дельте Волги создан научный заповедник. Обилие солнца и влаги, необычайное плодородие почвы создают здесь исключительные условия для произрастания редчайших разновидностей южных растений. В заповеднике можно увидеть, например, такой уникум растительного мира, как лотос — священный цветок древних египтян. Это очень интересное болотное растение. Оно имеет большие щитовидные, покрытые восковым налетом листья и очень крупные душистые розовые или бледно-кремовые цветы. Они цветут всего лишь три дня в году. Лотос в Европе цветет только в Волжской дельте.
В прежние времена в зимы, когда в Волжском бассейне выпадало много снега, а весна была теплой и дружной, в русло Волги скатывалось огромное количество воды. Подъемы уровня в некоторые многоводные годы достигали 14-17 метров. Значит, над низким горизонтом вода в реке поднималась на высоту четырехэтажного дома! Тогда река выходила из берегов, и на десятки километров разливались ее полые воды, затопляя прибрежные города, села, луга, пашни.
«Волга и Самара, разлившиеся на необозримое пространство, взволновались: огромные бурые валы поднимались на поверхности воды и подбрасывали суда, как щепки… Дома, крыши, заборы, разная домашняя утварь массами носились по воде…» — так описывалось одно из наводнений на Волге.
Но так было лишь в отдельные годы. Чаще же наблюдались периоды, когда воды было мало, и тогда Волга сильно мелела летом. Ее обмеление во второй половине прошлого века приняло катастрофический характер.
В известном в то время путеводителе С. Монастырского говорилось: «Затруднения и печали судоходства… доводили до отчаяния… От Рыбинска до Твери пароходство совершенно прекратилось… в некоторых местах, даже у Ярославля и Костромы, нашу матушку Волгу переходили вброд… Обмеление Волги хроническое, вряд ли поправимое зло…»
Это зло дошло до того, что Волгу стали считать умирающей рекой. На обложке журнала «Будильник» за 1885 год изображена такая картинка: на смертном одре лежит прекрасная женщина — это Волга, рядом в коленопреклоненной позе рыдают ее дочери — Ока и Кама. Опечаленные стоят у ложа умирающей История, Торговля, Поэзия. Доктор разводит руками — ничем-де не могу помочь…
Журнал комментирует: «Люди, стоящие близко к постели умирающей, пренеприятно покачивают головами: да, дескать, скоро река-кормилица прикажет долго жить… Умирает могучий богатырь, подаривший сотни красивейших страниц нашей истории…»
Это не было ни злой шуткой, ни острой сатирой. Журнал не преувеличивал. Горькой правдой веяло от слов, от рисунка. Обмеление Волги дошло до того, что выше Нижнего Новгорода большие суда уже не ходили. Мели появлялись в самых неожиданных местах, затрудняя судоходство или делая его совершенно невозможным. Землечерпание, которое могло помочь бороться с обмелением, применялось в небольшом объеме и нерегулярно.
Для предотвращения катастрофических последствий требовалось преобразовать волжскую систему.
Много труда пришлось затратить, чтобы Волга стала такой, как сейчас.
Грандиозный план преобразования Волги был задуман в рамках ГОЭЛРО — первого единого государственного плана электрификации России, разработанного в 1920 году. Над созданием его трудилась большая группа ученых и инженеров. План этот получил стратегическое название «Большая Волга». Он носил комплексный характер. Это означает, что при его разработке были учтены и предусмотрены нужды судоходства, орошения, энергетики, водоснабжения и многое другое.
По проекту Волга должна была превратиться в широкую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями, стать мощной фабрикой электрической энергии и часть своих вод направить для орошения в засушливые районы.
Такой грандиозный план преобразования Волжского бассейна невозможно было осуществить в короткий срок, поэтому он был разбит на отдельные этапы, которые и претворялись в жизнь.
В далекие геологические эпохи случилось так, что природа «обидела» Волгу, лишив ее выхода в океан, и заставила впадать во внутреннее море.
Это обстоятельство издавна доставляло большие неудобства русским людям, общавшимся с другими, соседними народами. Особенно недовольны были купцы, которых всегда привлекал оживленный причерноморский рынок, где можно было выгодно продавать свои товары и покупать зарубежные. Часть пути товары приходилось переправлять по суше, от одной судоходной реки к другой. Машин тогда, естественно, не было, и все перевозили на лошадях и быках.
Таким образом, давно назрела необходимость соединить Волгу с Доном. Эта проблема занимала умы инженеров и политиков в течение нескольких столетий.
Любопытно, что первую попытку осуществить соединение великих рек предприняли… турки. Это звучит как исторический парадокс, но так оно и было в действительности.
Турецкий султан Селим II решил отобрать у России Астрахань, присоединенную к Московскому царству в 1556 году. Для этого он задумал перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем — по Дону и Волге. В месте волока между реками он приказал сделать прокоп.
В 1568 году многочисленное войско султана прибыло в район междуречья. Турки прямо с ходу начали копать канал. Однако вскоре выяснилось, что задача оказалась непосильной. От изнурительного труда (работы производились вручную) и голода множество людей гибло.
Узнав, что непрошеные гости хозяйничают на русской земле, Иван Грозный послал к месту работы большое войско. Но турки еще ранее бежали с негостеприимной русской земли. Бесполезно вырытый ими ров сохранился до нашего времени и известен как Турецкая канава.

Волга 2

Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. «Удумали мы главнейшие реки империи нашей в одно водяное тело сплотить»,— писал он в 1709 году. «Сплотить» — значит соединить, связать так, чтобы суда могли беспрепятственно проходить из моря в реку, из одной реки в другую.
Петр I был дальновидным государственным деятелем. Он хорошо понимал, насколько отстала от Европы в то время Россия с ее издавна заведенными порядками, с ее темнотой и косностью. Петр улучшал существовавшие и строил новые сухопутные дороги и водные пути. Это позволяло расширить связи и торговлю с соседними государствами.
Волга была соединена с Доном через Иваньковское озеро и реку Упу. Но в связи с политическими событиями того времени канал не использовался, а потому пришел в запустение.
В 1810 году было закончено строительство Мариинской системы — водного пути, соединившего бассейны рек Волги и Невы. На нем было 39 деревянных шлюзов небольших размеров. Построенная при помощи топора и лопаты «Мариинка», как называли эту систему, верно служила
нашему народу, но давно уже перестала удовлетворять требованиям современного судоходства. Все это старое, обветшалое хозяйство нужно было заменить новым.
Проект «Большая Волга» стал претворяться в жизнь с того момента, когда приступили к строительству канала имени Москвы. Нужно было сразу решить две важные проблемы: сделать столицу большим речным портом и дать ей вдосталь свежей питьевой воды. Строили канал в 1932- 1937 годах. Длина его — 128 километров. На этой «рукотворной реке» возведено около 200 сооружений — 11 плотин, 8 гидроэлектростанций, 5 насосных установок. Многие из них украшены барельефами, статуями, фресками. Когда плывешь по каналу, иной раз кажется, будто попал в музей монументальной скульптуры. Движение по каналу никогда не замирает. В обе стороны проходят по нему грузовые и пассажирские суда, баржи, буксиры, снует множество катеров, яхт, лодок.
Затем, в 1948-1952 годах, Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон — подлинное чудо инженерной мысли. Он начинается от Волги близ Волгограда и, пересекая Ергенинские возвышенности, подходит к Дону у Калача. Длина трассы — 101 километр. На волжском склоне устроено 9 шлюзов, на донском — 4.
Что же дал нам Волго-Дон?
Он соединил 30 тысяч километров судоходных рек Волжского и Северо-Западного бассейнов с 13 тысячами километров донских и днепровских водных путей. По нему уже переброшены десятки миллионов тонн всевозможных грузов. Так Волга получила выход к южным морям.
Но для нее этого было уже далеко не достаточно. Ей были крайне нужны выходы к северным морям — удобные и доступные для больших современных судов.
Поэтому в 50-е — 60-е годы провели масштабные гидротехнические работы по соединению Волги с Балтийским морем. На месте устаревшей «Мариинки» создана новая большая голубая дорога Волго-Балт — Волго-Балтийский водный путь длиной около 1 100 километров. Вместо обветшалых малых шлюзов здесь были устроены новые с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие грузовые суда и пассажирские теплоходы.
Веками бесполезно растрачивала могучая река свою богатырскую силу, попусту сбрасывая в море огромную массу вод, собранных ею на бескрайних просторах нашей страны. А между тем она давно бы могла приносить пользу людям.
В прошлом предлагалось немало проектов по созданию на реке больших гидроэлектростанций, но ни один из них не нашел реального воплощения.

Волга

Весной 1937 года у селения Иваньково Волгу перекрыли плотиной и заставили разлиться по пойме. Здесь возникло Московское «море», а река стала вращать турбины Иваньковской ГЭС.
Но это было лишь скромным началом: ведь мощность гидростанции невелика — всего 30 тысяч киловатт. После ее пуска начали строить Угличскую и Рыбинскую ГЭС. Первая из них стала работать перед началом Великой Отечественной войны, а в дни, когда гитлеровские орды безуспешно пытались прорваться к Москве, в ноябре 1941 года, дала ток Рыбинская ГЭС (330 тысяч киловатт).
Когда в мае 1945 года страна праздновала победу над черными силами фашизма, уровень воды в водохранилище поднялся до намеченной по проекту высоты. И тогда на месте обширной низины раскинулось Рыбинское «море».
Ниже по Волге плотины должны были быть больше и выше, а гидростанции — мощнее; значит, при строительстве нужно было затратить больше труда, времени и средств. Однако это уже не смущало гидростроителей. Получив большой опыт, они возводили один энергогигант за другим.
В 1950 году начался штурм Волги у Жигулей. Ожили тихие места, овеянные романтикой древних легенд и прославленные в песнях русского народа. Через восемь лет здесь возникла Волжская ГЭС мощностью в 2,3 миллиона киловатт.
Чтобы получить такое количество энергии, сколько дает в год Волжская ГЭС, нужно подвезти и сжечь в котлах десять тысяч эшелонов каменного угля. Проделать такую работу в состоянии 40 тысяч человек.
Опыт, накопленный при строительстве крупных гидроузлов, позволил создать на Волге целый каскад мощных гидроэлектростанций.
Новые «моря» превратили Волгу в широкую водную дорогу. Большие теплоходы идут по ней из северных морей в южные. Благодаря волжским водохранилищам удалось покончить с разливами и наводнениями. «Моря» вбирают в себя огромные массы полых вод, «срезая» пики высоких подъемов при бурном таянии снегов, поэтому Волга утихомирилась, перестала буйствовать.
Волга — первая из величайших рек Земли, которая так полно и всесторонне поставлена на службу человеку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art